Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 23 сентября 2009 г. N 880
1. Паспорт городской долгосрочной целевой программы
Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда
в 2010-2012 годах
(далее по тексту - Программа)
(название целевой программы)
на |
2010-2012 |
год(ы) |
Администрация г.Томска
(Заказчик целевой программы)
Дата принятия правового акта о разработке целевой программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Распоряжение администрации города Томска от 08.09.2009 N р1067 "О создании рабочей группы по разработке городской долгосрочной целевой программы "Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010-2012 годах" |
Разработчики целевой программы |
Администрация города Томска |
Цели и задачи целевой программы |
Цель Программы - комплексное решение проблем переселения граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Томск", из аварийного жилищного фонда города Томска и ликвидации аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Томск". Задачи Программы: 1. разработка и реализация механизма переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Томска; 2. повышение качества условий проживания граждан путем отселения их из аварийного жилищного фонда города Томска; 3. стимулирование развития рынка жилья; 4. разработка механизма привлечения внебюджетных средств для решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Томск"; 5. развитие территорий, занятых аварийным жилищным фондом города Томска. |
Сроки выполнения целевой программы |
2010-2012 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
1. Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок реализации Программы. 2. Переселение граждан, проживающих в аварийных домах на территории муниципального образования "Город Томск". 3. Формирование земельных участков под снесенными аварийными домами, организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды указанных участков. 4. Привлечение к решению задач целевой Программы инвесторов через формирование предложений муниципального образования "Город Томск" по развитию застроенной территории, на которой расположены подлежащие сносу аварийные дома посредством проведения аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории. |
Объемы и источники финансирования целевой программы (с разбивкой по годам) |
Бюджет города Томска: 2010 г. - 100 млн. руб. 2011 г. - 150 млн. руб. 2012 г. - 250 млн. руб. Средства инвесторов (прогноз): 2010 г. - 170 млн. руб. 2011 г. - 270 млн. руб. 2012 г. - 207 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения целевой программы |
1. Переселение порядка 1636 граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. 2. Сокращение аварийного жилья на 19,42026 тыс. кв. метров. 3. Предупреждение возникновения аварийных ситуаций в жилищном фонде. 4. Развитие освободившихся территорий. 5. Создание условий для жилищного строительства. |
Система организации контроля за исполнением целевой программы |
Контроль за исполнением Программы возлагается на администрацию города Томска |
II. Анализ текущей ситуации
Проблема переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Томска, особо актуальна и первостепенна.
Площадь жилищного фонда муниципального образования "Город Томск" по состоянию на 01.01.2009 превысила 10,5 млн. кв.м. Общая площадь аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Томск", по данным органов государственной статистики, на начало 2009 года составляла 19,42026 тыс. кв.м.
В настоящее время на территории муниципального образования "Город Томск" расположены более 800 ветхих и аварийных домов, из которых 86 жилых домов, признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
В жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживают порядка 1636 человек.
Специфика жилищного фонда муниципального образования "Город Томск" заключается в значительном (48,4%) удельном весе деревянных домов в общем числе многоквартирных домов. Более высокие в сравнении с другими административными центрами регионов Сибирского Федерального округа, темпы роста ввода жилой площади в расчете на душу населения г.Томска в 2004-2008 гг. не привели к снижению доли аварийного жилья в общей площади жилого фонда в связи с увеличивающимся процентом износа деревянного жилого фонда.
Первоочередной задачей Программы является ликвидация аварийных и подлежащих сносу многоквартирных жилых домов, что позволит снизить общий физический износ многоквартирных домов, повысить качество условий проживания населения муниципального образования "Город Томск".
В целях реализации положений федерального законодательства, необходимо разработать механизм своевременного отселения граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Ключевая проблема в решении задач переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда города Томска - обеспечение финансовыми ресурсами, как бюджетными, так и поступлениями из внебюджетных источников. С учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов данная Программа направлена на поэтапное решение проблемы.
Для более эффективного решения проблемы в качестве дополнительных источников должны быть привлечены внебюджетные ресурсы, в том числе средства застройщиков, заинтересованных в предоставлении земельных участков и присоединении к городской инфраструктуре.
Программа определяет количество граждан, которые будут переселены из аварийного жилищного фонда города Томска, состав и объем предполагаемых источников финансирования, организационный и финансово-инвестиционный механизмы реализации планируемых мер.
Принципы и цели Программы, механизм ее реализации определены на основе анализа существующей ситуации в градостроительном и жилищном комплексе муниципального образования "Город Томск".
Общая потребность в жилых помещениях, необходимых для расселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, составляет не менее 603 квартир. Настоящей Программой предусматривается расселение порядка 1636 граждан, ликвидация 19,42026 тыс. кв.м. аварийного жилья.
III. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - комплексное решение проблем переселения граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Томск", из аварийного жилищного фонда города Томска и ликвидация аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Томск".
Задачи Программы:
разработка и реализация механизма переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Томска;
повышение качества условий проживания граждан путем расселения их из аварийного жилищного фонда города Томска;
стимулирование развития рынка жилья;
разработка механизма привлечения внебюджетных средств для решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Томск";
развитие территорий, занятых аварийным жилищным фондом города Томска.
IV. Этапы целевой Программы и сроки их реализации
В целях реализации мероприятий Программы, на подготовительном этапе - 2009 год, будут осуществлено формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок реализации Программы.
Срок реализации Программы 2010-2012 годы.
Этапы реализации Программы:
1 этап Программы - 2010 год:
Переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах на территории муниципального образования "Город Томск" в соответствии с графиками, содержащимися в приложениях 1, 2, 3 к Программе за счет средств бюджета г.Томска и инвесторов. Под инвесторами в рамках настоящей Программы понимаются лица, заключившие в установленном порядке договор о развитии застроенной территории.
Работы по формированию земельных участков под снесенными в 2009 году аварийными многоквартирными домами, организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды указанных участков (приложение 10 к Программе).
Работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, которые в соответствии с Программой подлежат в очередном финансовом году продаже или передаче в аренду по результатам проведения соответствующих торгов.
Подготовка документации по подготовке и организации аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, на которой расположены подлежащие сносу аварийные многоквартирные дома.
Разработка документации по подготовке и организации конкурсов на право заключения инвестиционного соглашения о восстановлении аварийных многоквартирных домов (приложение 3 к Программе), обладающих статусом памятников федерального, регионального, местного значения, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
2 этап Программы - 2011 год:
- Переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах на территории муниципального образования "Город Томск", в соответствии с графиками, содержащимися в приложениях 4, 5, 6 к Программе, за счет средств бюджета г.Томска и инвесторов.
- Работы по формированию земельных участков под снесенными в 2010 году аварийными многоквартирными домами, организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды указанных участков (приложение 10 к Программе).
- Работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, которые в соответствии с Программой подлежат в очередном финансовом году продаже или передаче в аренду по результатам проведения соответствующих торгов.
Подготовка документации по подготовке и организации аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, на которой расположены подлежащие сносу аварийные многоквартирные дома.
Разработка документации по подготовке и организации конкурсов на право заключения инвестиционного соглашения о восстановлении аварийных многоквартирных домов (приложение 6 к Программе), обладающих статусом памятников федерального, регионального, местного значения, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
3 этап Программы 2012 год:
- Переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах на территории муниципального образования "Город Томск", в соответствии с графиками, содержащимися в приложениях 7, 8, 9 к Программе за счет средств бюджета г.Томска и инвесторов.
- Работы по формированию земельных участков под снесенными в 2011 году аварийными многоквартирными домами, организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды указанных участков (приложение 10 к Программе).
- Работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, которые в соответствии с Программой подлежат в текущем финансовом году продаже или передаче в аренду по результатам проведения соответствующих торгов.
Подготовка документации по подготовке и организации аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, на которой расположены подлежащие сносу аварийные многоквартирные дома.
Разработка документации по подготовке и организации конкурсов на право заключения инвестиционного соглашения о восстановлении аварийных многоквартирных домов (приложение 9 к Программе), обладающих статусом памятников федерального, регионального, местного значения, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Организационные мероприятия всех трех этапов должны быть направлены на обеспечение эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение инвестиций.
В случае экономии средств бюджета города Томска в ходе реализации мероприятий Программы, указанные средства будут направлены на переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах на территории города Томска, согласно резервному перечню многоквартирных домов, содержащемуся в приложении 14 к Программе, за счет средств бюджета г.Томска.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы определено с учетом стоимости выполнения соответствующих работ, услуг.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2010 - 2012 годах составляет 1100 млн. руб., в том числе:
- за счет средств бюджета города Томска - 500 млн. руб.;
- за счет внебюджетных средств - 647 млн. рублей (прогноз).
V. Перечень основных мероприятий по каждому этапу Программы
с выделением приоритетных (первоочередных) мероприятий
и их ресурсное обеспечение
Перечень основных мероприятий Программы с выделением приоритетных (первоочередных) мероприятий и их ресурсное обеспечение представлены в приложении 11 к настоящей Программе.
VI. Механизм реализации Программы
К способам реализации Программы относятся:
1) предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения в собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену, при этом выкупная цена определяется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение, приобретается в муниципальную собственность посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд.
2) предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину-нанимателю другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом предоставляемое жилое помещение, приобретается в муниципальную собственность посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд.
В случае приобретения для последующего предоставления по договору социального найма жилого помещения площадью большей, имеющегося у гражданина жилого помещения, разница в стоимости жилых помещений оплачивается за счет средств бюджета в пределах средств, предусмотренных Программой в бюджете города Томска на соответствующий финансовый год и плановый период. При этом в указанном случае площадь жилого помещения, в расчете на каждого члена семьи не может превышать нормы предоставления жилого помещения в соответствии со статьей 58 ЖК РФ.
3) Жилые помещения могут быть изъяты у собственника путем выкупа в связи со сносом аварийного многоквартирного дома и изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд на основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Порядок взаимодействия органов и структурных подразделений администрации города Томска при подготовке решения и проведения соответствующих мероприятий по изъятию земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, определяется муниципальным правовым актом, устанавливающим порядок подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Расселение аварийного жилого фонда также будет осуществлено за счет средств инвесторов, под которыми в настоящее Программе понимаются лица, заключившие в установленном порядке договор о развитии застроенной территории, на которой расположены подлежащие сносу аварийные жилые дома.
VII. Экономическое обоснование реализации мероприятий Программы
Первым критерием эффективности реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда города Томска.
В результате реализации Программы (к концу 2012 года) будут переселены в благоустроенные жилые помещения порядка 1636 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Томска.
За период реализации Программы должно быть расселено 72 аварийных многоквартирных дома.
В результате реализации Программы прогнозируется сокращение площади аварийного жилищного фонда города Томска за период с 2010 по 2012 гг. на 19,42026 тыс. кв. м.
Вторым критерием эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных средств для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Томска.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Томска, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидируемого аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы обеспечит выполнение обязательств органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания.
Критериями эффективности расходования бюджетных средств являются:
сокращение количества граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде города Томска;
сокращение площади аварийного жилищного фонда города Томска;
объем привлеченных на реализацию Программы внебюджетных средств
Социальная эффективность реализации Программы будет оцениваться достижением основной ее цели: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Оценка эффективности реализации Программы производится на основе системы индикаторов (приложение 12 к Программе), в порядке, установленном постановлением администрации г. Томска от 01.07.2009 N 562 "Об утверждении Порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Томск".
VIII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета города Томска целевой Программы
Бюджетная заявка на финансирование из бюджета г. Томска мероприятий Программы представлена в приложении 13 к настоящей Программе.
Объем средств на реализацию Программы определяется в решении о бюджете города Томска на соответствующий финансовый год и плановый период.
IX. Механизм контроля за реализацией целевой Программы
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация города Томска.
Ежегодно администрация города Томска направляет информацию о реализации Программы в Думу города Томска.
В целях реализации Программы администрация города Томска создает аукционную комиссию для приобретения жилых помещений для последующего предоставления гражданам, с участием депутатов Думы города Томска (по согласованию с ними), в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках Программы администрация города Томска (ее уполномоченные органы) выполняет следующие функции:
1. Департамент капитального строительства администрации города Томска:
- организует и координирует реализацию Программы, осуществляет общий контроль за ходом выполнения Программы;
- выступает заказчиком при заключении муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- организует мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов после проведения мероприятий по переселению граждан;
- ежеквартально представляет отчет о выполнении Программы Мэру города Томска;
- ежегодно направляет информацию о реализации Программы в Думу города Томска.
2. Комитет по информационной политике администрации города Томска:
- осуществляет информационное обеспечение реализации Программы.
3. Администрации районов города Томска:
- проводят инвентаризацию ветхого, аварийного жилищного фонда, подлежащего срочному и плановому расселению и сносу, и предоставляют в департамент капитального строительства администрации города Томска информацию о результатах инвентаризации с приложением следующих документов:
- Справок ТФ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о площади многоквартирных домов и квартир (оригиналы);
- Технических паспортов жилых домов (заверенные копии);
- Оригиналов справок паспортных столов о количестве проживающих граждан в ветхих (аварийных) домах (поквартирно), с указанием реквизитов свидетельств о государственной регистрации собственности (в случае, если помещение в муниципальном доме приватизировано);
- Пояснений о расхождении учетных данных ТФ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и технических паспортов с показателями фактически занимаемой площади (поквартирно), в случае наличия соответствующих расхождений в сведениях.
- организуют и обеспечивают переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Томска.
4. Контрольно-ревизионное управление администрации города Томска:
- контролирует целевое использование выделенных на реализацию мероприятий Программы бюджетных средств.
5. Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска:
- ежегодно проводит анализ реализации Программы;
- разрабатывает предложения по более эффективным методам реализации Программы;
- проводит аукционы и конкурсы по продаже земельных участков либо права их аренды, аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий; осуществляет функции организатора торгов;
- обеспечивает подготовку документов для проведения конкурсов на право заключения инвестиционного соглашения о восстановлении аварийного жилого дома, обладающего статусом памятника федерального, регионального или местного значения и осуществляет его проведение;
- осуществляет выкуп жилых помещений в соответствии со статьей 32 ЖК РФ и муниципальными правовыми актами.
6. Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска:
- обеспечивает подготовку документов по формированию земельных участков для проведения торгов;
- обеспечивает подготовку документов для проведения аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории;
- проводит в установленном порядке оценку земельных участков (размера арендной платы за земельный участок) для последующего выставления на торги по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды указанных участков;
- участвует в подготовке и проведении аукционов (конкурсов) по продаже или передаче в аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков.
7. Департамент финансов администрации города Томска:
- осуществляет финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Томска на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.