Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы Томского района
от 30 апреля 2008 г. N 224
Муниципальная целевая программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
на территории Томского района на 2008 - 2010 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая районная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Томском районе на 2008 - 2010 годы" (далее Программа) |
Основание для разработки программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Федеральный Закон от 24.07.2007г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Закон Томской области от 29.12.2007 г. N 322-ОЗ "Об утверждении целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы". "Программа социально-экономического развития Томского района Томской области на период 2008 - 2010 годы" (принята решением Думы Томского района от 26.09.2007 г. N 166). |
Заказчик программы |
Администрация Томского района |
Основной исполнитель программы |
Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района |
Разработчик программы |
Сектор потребительского рынка и малого предпринимательства Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района Центр поддержки малого предпринимательства Томского района Совет представителей малого предпринимательства Томского района |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Томском районе. |
Задачи программы |
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - взаимодействие с районным центром поддержки предпринимательства, - поддержка и развитие на территории района предпринимательских бизнес - проектов, - совершенствование информационного обеспечения предпринимательской деятельности; - создание эффективной системы обучения предпринимателей, системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, - развитие системы финансовой поддержки малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, - содействие созданию рабочих мест на малых и средних предприятиях, в том числе и для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений, - содействие продвижению услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на муниципальный и региональный рынки; - пропаганда положительного опыта становления и развития предпринимательских структур района. |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
0,40 млн. рублей районный бюджет, Объем средств ежегодно уточняется при принятии бюджета Томского района на очередной финансовый год 5,87* млн. рублей областной бюджет 70,530** млн. рублей внебюджетные источники |
Ожидаемые результаты реализации программы |
создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Томском районе; обеспечение среднегодового прироста количества субъектов малого предпринимательства на уровне 5 - 7 % и увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной продукции всеми предприятиями района; активизация деловой активности в удаленных районах и на депрессивных территориях; увеличение объема выпуска продукции субъектами малого предпринимательства, повышение технического уровня производства малых предприятий; увеличение количества работников малых предприятий и доли населения, работающего на малых предприятиях; повышение эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами внутри района и на региональном уровне; развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшение качества жизни населения района. |
Система контроля за исполнением программы |
Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам ежегодно представляет в Управление финансов Администрации Томского района отчет о целевом использовании выделенных на выполнение настоящей Программы бюджетных средств. Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы Администрации - начальник Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам. |
* - прогнозные цифры областного бюджета уточняются с реальными объемами финансирования на очередной финансовый год
** - прогнозные цифры
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
По статистическим данным развитие малого бизнеса происходит в следующей динамике.
Таблица N 1
Развитие малого и среднего предпринимательства на территории района
наименование |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Количество малых предприятий |
586 |
1102 |
1150 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
1116 |
1149 |
1418 |
Итого субъектов малого предпринимательства |
1702 |
2251 |
2568 |
Динамика развития сферы малого бизнеса Томского района за 2005 -2007 годы показывает, что количество малых предприятий увеличилось в 2007 году в сравнении с 2005 годом в 2 раза, количество индивидуальных предпринимателей в 1,3 раза.
В отраслевой структуре малого и среднего бизнеса основная доля приходится на торговлю, общественное питание и бытовые услуги - 49 %, сельское хозяйство - 6 %, промышленность - 22 % , транспортные услуги - 14 %, строительство - 6 %, прочие -3%.
Из общего оборота розничной торговли района в сумме 1204 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2008 года), на долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится 790 млн. рублей, что составляет 65 %, и более чем в 1,8 раза превышает розничный товарооборот крупных и средних организаций.
Уровень развития малого предпринимательства в Томском районе можно охарактеризовать как достаточно высокий. Так, на 1000 жителей района приходится 39 субъектов малого предпринимательства.
Учитывая, что, по экспертным оценкам, на каждом малом предприятии и у каждого индивидуального предпринимателя занято в среднем еще 4 наемных работника, можно с большой долей вероятности утверждать, что в сфере малого бизнеса Томского района занято около 14,8 тыс. человек или около 35 % трудоспособного населения. Таким образом, развитие и укрепление позиций малого предпринимательства в районе затрагивает интересы каждого 3-го занятого в экономике района.
Однако, в настоящее время в Томском районе существуют ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства:
ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;
слабая развитость предпринимательства в отдаленных и депрессивных территориях, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональный рынок;
отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к определенным ресурсам, с другой - получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;
недостаточная развитость рынка финансовых услуг, скудность предложений на рынке кредитных услуг;
отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;
слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях.
Кроме того, важной составляющей потенциала экономической устойчивости района является предпринимательская инициатива, а также готовность местной администрации активно сотрудничать с бизнесом, поддерживать предпринимательские проекты. Поэтому, одним из стратегических направлений развития экономики Томского района является развитие малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, требуется совершенствование системы развития и поддержки предпринимательства Томского района. Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Администрации Томского района в сфере развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами районной экономической политики, определенной Программой социально-экономического развития Томского района на 2008-2010 годы.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Томском районе путем:
развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, взаимодействие с районным центром поддержки предпринимательства;
организации взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства Томского района с инфраструктурой поддержки предпринимательства Томской области;
развития методов и способов финансовой поддержки малых и средних предприятий и предпринимателей, организации взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства и кредитных организаций, активного использования кредитных ресурсов Фонда развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области:
совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постоянно действующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;
содействия созданию рабочих мест на малых и средних предприятиях, в том числе и для социально незащищенных слоев населения, выпускников учебных заведений;
развития малого и среднего предпринимательства в удаленных населенных пунктах и на депрессивных территориях;
создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на муниципальные и региональные рынки;
взаимодействия со средствами массовой информации по пропаганде положительного опыта поддержки предпринимательской деятельности, освещению проблем развития отрасли, реализации системного подхода в создании позитивного имиджа предпринимателя.
Актуальность разработки данной программы определяется тем, что для Томского района развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение. Малый и средний бизнес - это дополнительные рабочие места, выпуск для местных нужд продукции, оказание бытовых и других видов услуг населению, налоговые платежи в бюджет, самозанятость населения. Малый и средний бизнес становится важным фактором занятости населения и поддержания жизнеспособности во многих сельских поселениях.
3. Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
Более 60% процентов в экономическом секторе Томского района занимают предприятия сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, поэтому, учитывая сельскохозяйственную специфику Томского района, одним из приоритетных направлений приложения усилий малого и среднего бизнеса является переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания.
Томский район располагает значительными водными, минерально-сырьевыми, земельными, охотничье-промысловыми, рыбными ресурсами, а также древесными и недревесными ресурсами леса.
По приблизительным оценкам стоимость недревесных ресурсов (включая грибы, ягоды, кедровый орех, лекарственное сырье) в Томском районе составляет около 820 млн. рублей. Таким образом, деятельность по заготовке и переработке дикоросов в районе имеет хорошие перспективы развития.
Приоритетным направлением развития малого бизнеса необходимо признать и развитие сферы бытового обслуживания населения, так как в большинстве населенных пунктов района отсутствуют объекты данной сферы. По состоянию на 1 января 2008 года на территории района осуществляют деятельность 32 предприятия бытового обслуживания. В основном это парикмахерские и мастерские по пошиву и ремонту одежды в крупных населенных пунктах района: с. Богашево, п. Зональная станция, с. Кафтанчиково, п. Кисловка. Зачастую потребности населения в бытовых услугах удовлетворяются соответствующими мастерами на дому без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Заинтересованность их в кредитных ресурсах может послужить стимулом к легализации своей деятельности.
Развитие сферы общественного питания необходимо направлять на создание сети придорожных кафе, так как на территории района находятся оживленные автотрассы на города: Мариинск, Новосибирск, Юрга, Шегарка.
На территории района сохранились уникальные памятники природы - геологическое обнажение Синий утес у с. Коларово, Боец-камень на реке Томь, Дызвездный ключ, Капитоновский родник в Ларинском заказнике; исторические памятники - церковь Спаса в с. Коларове и др. Таким образом, на территории района есть все условия для организации и развития туризма как доходной отрасли экономики.
4. Механизмы реализации программы
Механизмы реализации программы, ее программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Система мероприятий Программы состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Информационная и кадровая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса через инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Организация системы продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на муниципальные и региональные рынки, развитие межрегионального сотрудничества.
5. Популяризация предпринимательской деятельности.
Такая группировка по направлениям позволяет принять среднесрочную программу и реализовать на ее основе мероприятий, рассчитанных на несколько лет в зависимости от финансовых возможностей бюджета, и представленных в Приложении 1.
4.1 Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Томского района должна в перспективе представлять собой систему, позволяющую осуществлять эффективное взаимодействие органов местного самоуправления, субъектов малого предпринимательства, объединений предпринимателей в целях развития и поддержки предпринимательства. Ключевыми составляющими инфраструктуры будут являться:
Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района;
Районный Центр поддержки предпринимательства;
Совет представителей малого бизнеса Томского района;
ОГУ "Центр занятости населения в Томском районе";
Система бизнес-инкубаторов в районе;
Организации, оказывающие субъектам малого предпринимательства района юридические, консалтинговые и иные услуги.
Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в районе основывается на районном Центре поддержки предпринимательства, созданном в 2004 году. Это позволяет привлекать дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, как областного бюджета (софинансирование деятельности районного центра поддержки предпринимательства), так и самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг.
На основании ходатайства представителей малого бизнеса Томского района, в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории района, определения приоритетных направлений поддержки предпринимателей органами местного самоуправления постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.04.2007 N 122 утверждено "Положение о Совете представителей малого бизнеса Томского района", постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) от 06.04.2007 N 124 утвержден "Первоначальный состав совета представителей малого бизнеса".
Решением Конкурсной комиссии Министерства экономического развития и торговли РФ в апреле 2006 года Моряковское сельское поселение выиграло Конкурс на создание бизнес-инкубатора в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории сельского поселения. Администрацией Томской области были выделены средства на реализацию проекта "Бизнес-инкубатор" в с. Моряковский затон.
4.2 Информационная и кадровая поддержка субъектов малого и среднего
бизнеса через инфраструктуру поддержки малого и среднего
предпринимательства
Одной из наиболее существенных проблем развития малого и среднего бизнеса является слабая обеспеченность субъектов малого и среднего предпринимательства деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования.
Для обеспечения экономичного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к данным массивам информации необходима постоянная модернизация, пополнение, расширение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, в том числе специализированных, содержащих сведения по основным производителям, поставщикам и потребителям оборудования и продукции для малого и среднего предпринимательства. Использование данной информации позволит предпринимателям лучше ориентироваться в вопросах приобретения и эксплуатации современного оборудования, в том числе с использованием лизинга.
Развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени сдерживается неподготовленностью руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства к предпринимательской деятельности. Для обеспечения роста количества малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличения удельного веса их деятельности в общем объеме выпускаемой предприятиями района продукции необходимо решить задачу по подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере основ хозяйственного права, бизнепланирования, производства, управления персоналом, трудового законодательства и законодательства об охране труда, финансового анализа, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы. Решение данной задачи затруднено из-за отсутствия подготовленных специалистов и консультантов в области малого и среднего бизнеса, а также несовершенством программ по подготовке руководителей малых и средних предприятий и их собственников.
Для решения задачи необходимо:
- организовать общедоступную систему обучения основам предпринимательства;
- привлекать квалифицированных консультантов для организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, работающих в сфере обучения основам предпринимательства;
- организовать участие предпринимателей района в семинарах, конференциях, обучающих программах, проводимых областными структурами поддержки предпринимательства.
4.3 Организация финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через участие субъектов малого и среднего бизнеса в областных конкурсах, выставках, ярмарках, через выделение средств на проведение районных конкурсов. Порядок финансирования указанных мероприятий утверждается Постановлениями Главы Томского района (Главы Администрации).
Перспективным направлением финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на селе является микрокредитование. Это объясняется двумя причинами:
1. Микрокредитование является одним из действенных механизмов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и направлено на решение одной из ключевых проблем, связанной с недостатком финансовых средств на создание и развитие бизнеса.
2. Предоставление возможности получения на приемлемых условиях микрокредитов позволяет субъектам малого и среднего бизнеса реально ощутить действенность принимаемых мер по поддержке предпринимательства, приобрести опыт разработки и реализации бизнес-проектов, почувствовать свою ответственность за достижение заявленных результатов, сформировать свою кредитную политику, способствует установлению деловых и конструктивных взаимоотношений с органами местного самоуправления.
В Томском районе услуги по микрокредитованию оказывает созданный в 2006г. сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Томский сельский" и филиал Кредитного потребительского кооператива "Первый Томский", созданный в 2007г. на территории Моряковского сельского поселения.
4.4 Организация системы продвижения товаров и услуг, производимых
субъектами малого и среднего предпринимательства, на муниципальные
и региональные рынки и развитие межрегионального сотрудничества
Одной из существенных проблем малого и среднего предпринимательства является реализация товаров и услуг, установление постоянных кооперационных связей с другими предприятиями как на территории района, так и за его пределами.
Для ее решения необходимо создать эффективную систему взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с хозяйствующими субъектами района, области, регионов России, в том числе путем создания и пополнения специализированных электронных баз данных по выпускаемой продукции и услугам и размещения их в Интернете.
Продвижению товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, будет способствовать организация их участия в межрегиональных, областных, районных выставках, ярмарках, конкурсах качества.
4.5 Популяризация предпринимательской деятельности
Необходимо обеспечение постоянного взаимодействия со средствами массовой информации по пропаганде положительного опыта по поддержке предпринимательской деятельности, освещению проблем развития отрасли, реализации системного подхода в создании позитивного имиджа предпринимателя. Существенным элементом создания благоприятного климата для развития предпринимательства являются совместные действия в области социальной политики, развития экономики района, занятости, социальной и правовой защиты работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Программа предусматривает содействие организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении деловых встреч и конференций, публичных лекций, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности с органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти и управления, контролирующими органами.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
N п/п |
Показатель |
Ожидаемые результаты по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 18 % к 2011 г. по отношению к 2008 г. |
увеличение на 5 % |
увеличение на 6 % |
увеличение на 7 % |
2. |
Увеличение числа рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве на 15% к 2011 г. по отношению к 2008 г. |
Увеличение на 4 % |
Увеличение на 5 % |
Увеличение на 6 % |
3. |
Увеличение объема выпуска продукции и платных услуг субъектами малого и среднего предпринимательства на 45 % к 2011 г. по отношению к 2008 г. |
Увеличение на 11% |
Увеличение на 15 % |
Увеличение на 19% |
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и должно произойти, в том числе в удаленных населенных пунктах и на депрессивных территориях, а также частично решить проблему занятости населения на территории района.
Реализация мероприятий Программы позволит проводить эффективную политику по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличения выпуска продукции субъектами малого и среднего предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых и средних предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами за пределами Томского района.
Реализация мероприятий Программы позволит привлечь средства бюджета других уровней, внебюджетные инвестиции в сферу предпринимательства, увеличить количество и качество предоставляемых услуг, улучшить качество жизни населения района.
6. Исполнители программы
Основным исполнителем настоящей Программы является Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам.
К реализации мероприятий Программы привлечены организации инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии с системой программных мероприятий и на основании конкретных предложений по реализации этих мероприятий, а также другие организации в рамках тех направлений, выполнение которых осуществляется на основе договорных отношений.
7. Финансовое обеспечение программы
По прогнозу ежегодный объем финансирования мероприятий Программы составит:
- 0,40 млн. рублей - средства районного бюджета;
5,87* млн. рублей - средства областного бюджета;
70,530** млн. рублей - внебюджетные источники
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через Администрацию Томского района. Финансовые средства на реализацию Программы предусматриваются отдельной строкой в районном бюджете. Администрация Томского района как заказчик Программы содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования. При определении расходов бюджета Томского района на выполнение Программы в 2008-2010 годах возможна корректировка с учетом возможностей бюджета в установленном порядке.
По мероприятиям Программы предполагается дополнительное привлечение средств из областного бюджета и других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Конкретный размер привлекаемых средств по мероприятиям Программы определяется ежегодно в соответствии с предложениями органов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и по фактически выполненным работам, в том числе финансированию, осуществленному кредитными организациями. Распределение средств по мероприятиям Программы осуществляется Управлением по экономической политике и муниципальным ресурсам в соответствии с выделенными бюджетными ресурсами и предложениями органов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на очередной финансовый год.
8. Организация управления программой и контроль за ее выполнением
Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам осуществляет управление реализацией Программы.
Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам ежегодно предоставляет в Управление финансов Администрации Томского района отчет о выполнении Программы и отчет о целевом использовании выделенных на выполнение настоящей Программы бюджетных средств в соответствии с нормативно - правовыми актами Томского района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы Администрации района - начальник Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.