Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в
Томской области на 2009-2010 годы"
Паспорт
областной целевой программы "Развитие инновационной
деятельности в Томской области на 2009-2010 годы"
Наименование областной целевой программы |
Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
|||
Основание для разработки программы |
Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области" |
|||
Государственный заказчик программы |
Администрация Томской области |
|||
Разработчик программы |
Администрация Томской области |
|||
Исполнители программы |
Администрация Томской области (Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент инвестиций Администрации Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области); Департамент строительства и архитектуры Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области; Территориальное управление Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами по Томской области (по согласованию); организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры, инновационные организации Томской области, определенные в соответствии с действующим законодательством |
|||
Цель программы |
Развитие региональной инновационной системы для обеспечения опережающего роста инновационного сектора экономики Томской области |
|||
Задачи программы |
1. Развитие инновационного сектора экономики Томской области для ускоренного роста и развития инновационных организаций <*>, в том числе с учетом возможностей особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска. 2. Обеспечение приоритетной поддержки инновационно-активных организаций. 3. Развитие элементов инновационной инфраструктуры. 4. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики Томской области. |
|||
Сроки реализации программы |
2009-2010 годы |
|||
Объемы и источники финансирования (прогноз) млн. руб. <**> |
Источники: |
2009 год |
2010 год |
Итого: |
средства федерального бюджета, всего, в т.ч.: НИОКР Инвестиции: всего, в том числе на особую экономическую зону Прочие расходы |
5669
39
5579
5579 51 |
3561
39
3456
3456 66 |
9230
78
9035
9035 117 |
|
средства областного бюджета, всего, в т.ч.: НИОКР Инвестиции: всего, в том числе на особую экономическую зону Прочие расходы |
697,37
15,35
667,37
667,37 14,65 |
830
15,3
800
800 14,7 |
1527,37
30,65
1467,37
1467,37 29,35 |
|
внебюджетные средства, всего, в т.ч.: НИОКР Инвестиции: всего, в том числе на особую экономическую зону Прочие расходы |
4400
56,8
4189,94
1272,12 153,26 |
5950
54,5
5875,06
2612,24 20,44 |
10350
111,3
10065
3884,36 173,7 |
|
средства местного бюджета, всего, в т.ч.: НИОКР Инвестиции Прочие расходы |
3,0
3,0 |
|
3,0
3,0 |
|
Итого, в т.ч.: НИОКР Инвестиции: всего, в том числе на особую экономическую зону Прочие расходы |
10769,37
111,15
10436,31
7518,49 221,91 |
10341
108,8
10131,06
6868,24 101,14 |
21110,37
219,95
20567,37
14386,73 323,05 |
|
Основные мероприятия программы |
1. Реализация на территории региона привлекательной для инновационной деятельности институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Совершенствование организационного и методического обеспечения Программы. 2. Использование возможностей особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска для ускоренного комплексного развития региональной инновационной системы. 3. Создание условий для активного вовлечения объектов интеллектуальной собственности созданных в организациях научно-образовательного комплекса Томской области в экономический оборот. 4. Привлечение дополнительных инвестиций на реализацию инновационных проектов. Маркетинговая поддержка инновационных проектов. 5. Мониторинг развития региональной системы в 2009 - 2010 годах и оценка хода реализации Стратегии инновационного развития Томской области на период до 2010 года. 6. Разработка Стратегии инновационного развития Томской области до 2020 года. 7. Пропаганда имиджа Томской области как территории инновационного развития, одного из российских центров производства инновационной продукции и услуг. Проведение ежегодного Инновационного форума в городе Томске. 8. Обеспечение эффективности работы созданной инновационной инфраструктуры. Создание сетевых структур для продвижения инновационной, наукоемкой продукции на рынки российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья. 9. Разработка подходов для развития системы подготовки кадров для инновационной сферы. Дальнейшее развитие уровня инновационной культуры в регионе. |
|||
Ожидаемые показатели эффективности программы
|
Реализация мероприятий Программы позволит: увеличить объем инновационной продукции на 60% к концу 2010 года относительно 2008 года; создать к 2010 году 1350 новых рабочих мест в инновационном секторе экономике Томской области; обеспечить в 2010 году опережающий рост заработной платы в инновационном секторе экономики Томской области относительно сектора обрабатывающих производств. |
|||
Организация управления Программы и контроль за ее реализацией |
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. Текущее управление Программой осуществляет Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области |
<*> инновационная организация (федеральная статистика) - это организация, позитивно отвечающая на вопросы разделов 2,3,5,6,7,10 Федеральной формы статистического наблюдения N 4 -инновация
инновационная организация (региональная статистика) - это организация, которая отвечает требованиям одного из следующих параметров:
1) осуществляет отгрузку инновационных товаров, работ, услуг, произведенных (выполненных) собственными силами;
2) осуществляет отгрузку наукоемких товаров, работ, услуг, произведенных выполненных собственными силами;
3) осуществляет затраты на технологические инновации;
4) участвует в совместных проектах по выполнению исследований и разработок со сторонними организациями;
5) имеет поддерживаемые патенты на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели.
<**> Суммы и источники финансирования будут уточнены после утверждения федерального, областного и местных бюджетов на период 2009 - 2010 годы, а также после подписания дополнительного соглашения к соглашению о создании на территории города Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18 января 2006 года N 6675-ГГ/Ф7, утверждающее Перечень планируемых к строительству на 2009 год объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Томска.
1. Общие положения
Основанием для разработки настоящей Программы является Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области".
Программа направлена:
на обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с организациями реального сектора экономики и организациями "новой экономики" для использования достижений научно-образовательного комплекса Томской области в интересах социально-экономического развития территории;
на формирование условий для повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда и роста заработной платы во всех секторах экономики Томской области;
на развитие инновационного сектора экономики Томской области, определяющего будущее развитие Томской области.
Программа призвана объединить усилия органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии инновационной деятельности на территории Томской области. В Программе определены перечень механизмов поддержки инновационной деятельности, виды и формы такой поддержки.
За период реализации областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области" (2002 год, 2003-2005 годы, 2006-2008 годы) сформирована региональная инновационная система, в том числе созданы основные элементы её инфраструктуры.
По итогам реализации областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006-2008 годы" были достигнуты следующие результаты:
1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг, млн. руб.:
2005 г. - 2 312; 2006 г. - 3 685; 2007 г. - 6 522.
2. Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства, процентов:
2005 г. - 28; 2006 г. - 22,5; 2007 г. - 47,6.
3. Создание новых инновационных организаций:
2005 г. - 22; 2006 г. - 30; 2007 г. - 47.
4. Количество новых рабочих мест:
2005 г. - 720; 2006 г. - 370; 2007 г. - 380.
Решены следующие задачи:
1. Изменена законодательная база по развитию инновационной деятельности в Томской области. Принят Закон Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" в новой редакции от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ. Указанный Закон направлен на стимулирование перехода организаций реального сектора экономики региона в инновационно-активные организации.
2. Обеспечено создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры и ее функционирование, как в качестве структурных подразделений организаций научно-образовательного комплекса Томской области, так и в качестве самостоятельных организаций. На территории области функционирует 31 элемент инновационной инфраструктуры.
3. Созданы рабочие группы и проведены мероприятия по формированию интеграционных инвестиционных проектов в области информационных технологий, электроники и приборостроения, биомедицинских технологий, нанотехнологий и новых материалов для их размещения в технико-внедренческой зоне. В результате этой работы 16 компаний стали резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска.
4. Сформирована благоприятная среда для поддержки созданных и формирования новых малых инновационных организаций в области. За 2006-2008 годы создано 101 новая инновационная организация: 2006 г. - 30; 2007 г. - 47.
5. Продолжилось формирование "пояса инновационных организаций" вокруг университетов - победителей федерального конкурса инновационных образовательных программ (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники - 70 инновационных организаций, Томский политехнический университет - 50 инновационных организаций, Томский государственный университет - 17 инновационных организаций).
6. Создана сетевая структура, включающая центры трансфера технологий, консалтинговые компании, для продвижения производимой на территории Томской области инновационной и наукоемкой продукции на рынки других регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. За 2006-2007 годы 14 инновационных продуктов выведены на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Началось формирование системы поддержки маркетинга инновационных проектов.
7. Обеспечено формирование кадрового потенциала для эффективного функционирования инновационной инфраструктуры, для динамичного развития инновационной деятельности в регионе, для вывода наукоемкой инновационной продукции на новые рынки, в том числе международные. Разработано и реализуется 10 лицензированных образовательных программ для повышения квалификации сотрудниками инновационных организаций в области развития инновационной деятельности. Кроме того, за 2006-2008 годы подготовлено 55 бизнес-команд.
8. Продолжено совершенствование региональных форм статистического наблюдения инновационного сектора экономики. Ежегодное региональное статистическое наблюдение, осуществляемое совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области на основании распоряжения Губернатора Томской области, позволило более полно выделить сектор организаций, осуществляющих инновационную деятельность и выявить особенности инновационных процессов. Анализ данных региональной статистики позволил разработать предложения по внесению изменений в Закон Томской области от 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области".
9. Получила дальнейшее развитие работа по формированию имиджа Томской области как территории инновационного развития, одного из российских центров производства инновационной продукции и услуг, через формирование сети резидентов и потенциальных резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, активизацию на внешних рынках томских инновационных организаций. Инновационные организации Томской области при поддержке Администрации Томской области в 2006-2008 годах участвовали в 45 различных мероприятиях инновационной направленности в России и за рубежом (2006 г.- 15; 2007 г. -17; 2008 г. (9 месяцев) -13).
10. В регионе растет уровень инновационной культуры. Ярким подтверждением этого факта является активное участие томичей в мероприятиях ежегодного Инновационного форума, проводимого в городе Томске в 2006-2008 годах.
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Успешное выполнение вышеуказанных задач Программы,# еще не позволяет в полной мере решить задачу, обозначенную в "Стратегии развития Томской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия), а именно: "_стимулирование развития стратегически приоритетных секторов, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, а также снижение рисков зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков_". Учитывая то, что в Стратегии приоритетными секторами обозначены: информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, "новая экономика", электротехника и приборостроение, инновационный сектор экономики должен определить будущее развитие Томской области на долгосрочную перспективу.
Анализ предварительных результатов статистического обследования около 800 крупных и средних организаций Томской области, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области, по итогам 2007 года показывает, что общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил около 215 миллиардов рублей, из которых:
на добывающий сектор и сектор транспорта приходится около 97 миллиардов рублей (46 процентов - от общего объема);
на перерабатывающие сектора экономики приходится около 95 миллиардов рублей (45 процентов от общего объема);
на сектор "наука и образование" приходится 5,4 миллиарда рублей (2,5 процента от общего объема).
По ведомственной статистике на эти сектора приходится около 14 миллиардов рублей, что составляет 6,3 процента от общего объема. Согласно тем же статистическим обследованиям доля инновационных организаций по вышеприведенным секторам составляет:
добывающий сектор и сектор транспорта - 13,5 процента;
перерабатывающие сектора экономики - 18,8 процентов;
сектор "наука и образование" - 88,9 процентов.
Число динамичноразвивающихся организаций, т.е. прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами более чем на 30 процентов в год, составляет около 8 процентов от числа обследованных организаций.
Отсюда можно сформулировать первую проблему, решение которой необходимо осуществить в рамках предлагаемой программы, стимулирование инновационной активности организаций во всех секторах экономики, увеличение числа инновационных организаций демонстрирующих увеличение объемов производства более чем на 30 процентов в год.
Создание и дальнейшее развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска будет способствовать интенсивному росту инновационного сектора региональной экономики. В соответствии с направлениями своей специализации, особая экономическая зона технико-внедренческого типа города Томска позволит стимулировать развитие приоритетных секторов экономики Томской области, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, а также создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и выпускников томских вузов, высокий уровень заработной платы.
Вторая проблема, решение которой возможно программным методом, стимулирование увеличения числа используемых объектов интеллектуальной собственности, интенсивного развития собственных научно-исследовательских работ и поддержка научно-исследовательских работ в организациях научно-образовательного комплекса для решения задачи подготовки и выпуска инновационной продукции в организациях реального сектора экономики Томской области. В реальном секторе экономики области используется не более 6 процентов полученных в организациях научно-образовательного комплекса Томской области патентов. При этом число крупных и средних организаций, уровень затрат у которых на выполнение исследований и разработок превышает 10 процентов от валовой выручки, составляет от 13 до 18 процентов от числа обследованных, а по малым организациям от 42 до 47 процентов.
Активно внедряются объекты интеллектуальной собственности в 57 инновационных организациях, созданных по программе "СТАРТ" Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. В указанных организациях в 2005-2007 годах используется 87 патентов на изобретения и полезные модели.
Третья проблема, которую можно решить только программным методом, связана с повышением эффективности работы созданных элементов инновационной инфраструктуры и создание новых ее элементов в организациях реального сектора экономики.
В рамках реализации предыдущих программ за период с 2002 по 2008 годы, в Томской области созданы основные элементы инновационной инфраструктуры (офисы коммерциализации разработок, инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий), обеспечивающие функционирование региональной системы поддержки научных разработок от идеи до внедрения. Однако такие элементы инфраструктуры, как центры трансфера технологий и технологические бизнес-инкубаторы созданы за последние два года, регламент их работы не оптимизирован и имеется дефицит специалистов по выводу инновационных разработок на международные рынки. Этот дефицит будет только увеличиваться по мере развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска.
В качестве четвертой можно выделить проблему вывода создаваемой в Томской области конкурентоспособной инновационной и наукоемкой продукции на зарубежные рынки. Острота ее нарастает по мере увеличения созданных инновационных организаций, в том числе резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, стремящихся эффективно использовать льготный таможенный режим для экспорта научно-технической продукции.
Консолидировать все возможности Томской области в решении данной проблемы возможно в рамках настоящей программы.
Таким образом, суть обобщенной проблемы, которую предлагается решить, можно сформулировать следующим образом: формирование условий для опережающего роста инновационного сектора экономики Томской области на основе:
1. Мотивирования хозяйствующих субъектов к осуществлению инновационной деятельности;
2. Стимулирования развития региональной инновационной системы.
Наличие системного механизма, направленного на обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с организациями реального сектора экономики для использования достижений научно-образовательного комплекса в интересах социально-экономического развития территории, решение проблемы развития инновационного сектора экономики Томской области и превращение его в сектор, определяющий будущее развитие Томской области, будет осуществляться ускоренными темпами.
3. Цели и задачи программы, показатели их достижения
Цель областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009-2010 годы" - развитие региональной инновационной системы для обеспечения опережающего роста инновационного сектора экономики Томской области.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
1. Развитие инновационного сектора экономики Томской области для ускоренного роста и развития инновационных организаций, в том числе с учетом возможностей особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска.
2. Обеспечение приоритетной поддержки инновационно-активных организаций.
3. Развитие элементов инновационной инфраструктуры.
4. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики Томской области.
Показатель цели программы - рост объема инновационной продукции на 60 процентов к концу 2010 года относительно уровня 2008 года.
Показатели задач программы:
1. Положительная динамика количества инновационных организаций.
2. Положительная динамика количества инновационно-активных организаций, получивших государственную поддержку.
3. Рост действующих элементов инновационной инфраструктуры, единиц: 2009 год - 37; 2010 год - 39.
4. Рост объёмов производства продукции (работ, услуг) организациями и индивидуальными предпринимателями, размещенными и вышедшими из инновационных бизнес-инкубаторов: 2009 год - 90 миллионов рублей; 2010 год - 110 миллионов рублей
5. Рост числа специалистов, прошедших переподготовку по программам, востребованным в инновационной сфере экономики Томской области; 2009 год - в 10 раз, 2010 год - в 15 раз.
4. Заказчик, разработчик и исполнитель программы.
Сроки предоставления отчетности об исполнении программы
Заказчик Программы - Администрация Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области.
Ответственным за реализацию Программы является Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области, отчет заслушивается на заседании комитета по экономической политике Государственной Думы Томской области.
5. Срок и этапы реализации программы
Срок реализации Программы: 2009 - 2010 годы.
6. Ресурсное обеспечение программы.
Объемы и источники финансирования по годам
Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2010 годы прогнозируется в размере 21110,37 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 14902,37 миллионов рублей (2009 год - 10769,37 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 7846,37 миллионов рублей; 2010 год - 10341 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 7056 миллионов рублей), в том числе:
средства федерального бюджета (включая средства федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие различных аспектов инновационной деятельности) - 9230 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 9035 миллионов рублей (прогноз) (2009 год - 5669 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 5579 миллионов рублей; 2010 год - 3561 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 3456 миллионов рублей);
средства областного бюджета - 1527,37 миллионов рублей в том числе на особую экономическую зону - 1467,37 миллионов рублей (2009 год - 697,37 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 667,37 миллионов рублей; 2010 г. - 830 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 800 миллионов рублей);
средства местного бюджета: 3 миллионов рублей (2009 год - 3,0 миллионов рублей);
внебюджетные средства организаций, включая средства частных инвесторов (зарубежных и отечественных), международных программ и грантов, собственные средства организаций Томской области, направленные на развитие инновационной деятельности - 10350 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 4400 миллионов рублей (прогноз) (2009 г. - 4400 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 1600 миллионов рублей; 2010 г. - 5950 миллионов рублей, в том числе на особую экономическую зону - 2800 миллионов рублей).
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению при разработке и принятию бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из финансовых возможностей.
Финансовое обеспечение Программы представлено в Приложении 2.
7. Механизмы реализации, управления программой
Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в форме оплаты государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы (осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Перечень программных мероприятий, которые предполагается реализовать в рамках Программы изложен в Приложении 3:
1. Развитие инновационного сектора экономики Томской области для ускоренного роста и развития инновационных организаций, в том числе с учетом возможностей особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска.
Эффективная реализация этого направления возможна благодаря принятию в 2008 году Государственной Думой Томской области закона Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" в новой редакции. В указанном Законе предусмотрен механизм стимулирования инновационной активности организаций, имеющих объем годовой валовой выручки от 15 до 150 миллионов рублей, а также поддержка инновационных проектов с объемом инвестирования в них до 25 миллионов рублей в год, инициируемых организациями с объемом валовой выручки свыше 150 миллионов рублей.
При реализации проекта развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска будут созданы объекты в соответствии с трехсторонним соглашением о создании на территории города Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18 января 2006 года N 6675-ГГ/Ф7, заключенным между Правительством Российской Федерации, Администрацией Томской области и Администрацией города Томска, а также за счет средств частных инвесторов и резидентов.
Реализация Программы в течение 2009-2010 годов позволит обеспечить к концу 2010 года:
долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства крупных, средних и малых организаций по разделу D "Обрабатывающие производства" - 10 процентов;
прирост объема инновационной продукции на 25 - 30 процентов ежегодно;
создание 1350 новых рабочих мест в инновационных организациях;
общее число резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска составит 70 единиц с объемом произведенной ими продукции: 2009 год - 500 миллионов рублей, 2010 год - 600 миллионов рублей.
2. Развитие элементов инновационной инфраструктуры.
Реализация Программы предусматривает дальнейшее развитие и повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры, в том числе создание и развитие инновационной инфраструктуры в особой экономической зоне технико-внедренческого типа города Томска, создание систем привлечения потенциальных резидентов и продвижения научно-технической продукции резидентов, формирование центров коллективного пользования в организациях научно-образовательного комплекса Томской области по направлениям особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, стимулирование участие в особой экономической зоне технико-внедренческого типа города Томска инновационных организаций Томской области.
Накопленная инновационной инфраструктурой практика внедрения имеющих потенциал коммерциализации научно-технических разработок в реальный сектор экономики, а также проведение работы по развитию и совершенствованию взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры субъектами инновационной деятельности по расширению экспорта наукоемкой продукции, созданной в Томской области, позволит достичь следующих показателей:
рост действующих элементов инновационной инфраструктуры, единиц: 2009 год - 37; 2010 год - 39;
рост объемов производства продукции (работ, услуг) организациями и индивидуальными предпринимателями, размещенными и вышедшими из инновационных бизнес-инкубаторов: 2009 г. - 90 миллионов рублей; 2010 г. - 110 миллионов рублей;
рост выведенных на зарубежные рынки наукоемких разработок, включая резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, штук: 2009 год - 10; 2010 год - 12.
3. Развитие эффективной системы подготовки кадров.
Реализация данного направления связана с необходимостью развития системы кадрового сопровождения инновационного сектора экономики Томской области.
Дальнейшее эффективное развитие системы подготовки кадров можно обеспечить через различные варианты:
создание программ дополнительного образования в научно-образовательной сфере, обеспечивающих интеграцию науки, образования и организаций сферы инновационного бизнеса для обеспечения развития в регионе инновационной экономики;
разработка и реализация на базе ведущих университетов межвузовских образовательных проектов, генерирующих передовые знания, технологии и информацию, интегрирующих передовые научные исследования и т.д.
При реализации данного направления будет сформировано необходимое число программ подготовки и переподготовки кадров для работы в инновационной сфере и система переподготовки необходимого числа специалистов по программам, востребованным в инновационной сфере. Это позволит увеличить число специалистов, прошедших переподготовку в 2009 году в 10 раз, в 2010 году в 15 раз относительно уровня 2008 года.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы
Наименование целевых показателей |
Фактическое значение показателя на 1 января 2008 года |
Изменение значений показателей по годам реализации |
Целевое значение показателей при окончании реализации программы |
|
2009 |
2010 |
|||
Рост объема инновационной продукции относительно уровня 2008 года, % |
100 |
130 |
160 |
160 |
Создание рабочих мест в инновационном секторе экономике, ед. |
380 |
600 |
750 |
1350 |
Реализация задач предлагаемой программы,# позволит увеличить долю организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе крупных, средних и малых организаций промышленного производства до 17 процентов, а в секторе "Обрабатывающие производства" до 30 процентов.
Наиболее динамичной частью региональной инновационной системы являются инновационно-активные организации, для которых характерны: ежегодный прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, не менее 15 процентов в сопоставимых ценах; доля инновационной продукции не менее 30 процентов; затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации не менее 5-10 процентов от общего объема отгруженных товаров собственного производства. За счет этого будет обеспечено решение одной из задач, обозначенных в Стратегии, ускоренное развитие инновационного сектора экономики области, как сектора, который будет определять будущее развитие Томской области на долгосрочную перспективу.
Вовлечение в инновационный сектор экономики молодых высококвалифицированных специалистов, особенно при развитии особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, позволит продвинуться в решении еще одной из задач, обозначенных в Стратегии и в "Программе социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы", - обеспечить наличие на территории области качественного человеческого капитала.
Формы и методы оценки эффективности реализации Программы будут основываться на использовании результатов статистических наблюдений (федеральных, региональных) за инновационным сектором экономики Томской области, на результатах специальных исследований и использовании ведомственной отчетности организации научно-образовательного комплекса Томской области.
9. Формы и порядок осуществления контроля за реализацией программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области, отчет заслушивается на заседании комитета по экономической политике Государственной Думы Томской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.