Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 12 ноября 2009 г. N 1119 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 27 августа 2009 г. N 777
Городская долгосрочная целевая программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в г. Томске на 2009-2010 годы"
12 ноября, 11 декабря 2009 г., 29 апреля, 25 мая, 21 сентября 2010 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 апреля 2010 г. N 387 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт городской долгосрочной целевой программы
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в г. Томске
на 2009-2010 годы"
Администрация г. Томска
Дата принятия правового акта о разработке целевой программы, дата ее утверждения наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Программа разработана в соответствии с целями, определенными Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы г. Томска 27.06.2006 N 224 "Об утверждении Стратегии развития города Томска до 2020 года" |
||
Разработчики целевой программы |
Департамент экономики администрации г.Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью (с 01.10.2009) |
||
Цели и задачи целевой программы |
Цель: дальнейшее улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г.Томске, способствующих: - устойчивому росту уровня социально- экономического развития города Томска и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для г. Томска сферах; - созданию новых рабочих мест. Задачи: - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность; - устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого и среднего предпринимательства; - обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития города Томска в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки малого и среднего предпринимательства; - содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для города Томска направлениям; - развитие системы финансовой и имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП); - рост конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; - формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства. |
||
Сроки выполнения целевой программы |
2009 - 2010 годы |
||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Перечень основных мероприятий Программы указан в приложении 1 |
||
Объемы и источники финансирования целевой Программы (с разбивкой по годам) | |||
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
||
2009 |
2010 |
Итого |
|
Бюджет муниципального образования "Город Томск" |
2 000,00 |
2 000,00 |
4 000,00 |
в том числе |
|
|
|
Субсидия на возмещение в 2010 году затрат организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по организации конкурса предпринимательских проектов и бизнес-идей "Перспектива" в номинации "Лучший городской молодежный бизнес-проект" и субъектам малого и среднего предпринимательства - победителям конкурса предпринимательских проектов и бизнес-идей "Перспектива" в номинации "Лучший городской молодежный бизнес-проект" в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг |
- |
500,00 |
500,00 |
Итого по Программе: |
2 000,00 |
2 000,00 |
4 000,00 |
|
Предполагается участие администрации г.Томска в конкурсе на получение субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы. |
||
Ожидаемые конечные результаты выполнения целевой программы |
В результате реализации Программы планируется: - создание и функционирование городского Центра поддержки малого и среднего бизнеса; - оказание комплексных консалтинговых услуг по созданию и ведению бизнеса не менее чем 1000 субъектам малого и среднего предпринимательства, подготовка и представление на конкурс "Бизнес-старт" и "Первый шаг", проводимый Администрацией Томской области не менее чем 120 бизнес-проектов; - в целях содействия повышению инвестиционной активности малого и среднего бизнеса в различных отраслях производства и сферы услуг оказание финансовой поддержки на конкурсной основе не менее чем 10 лучшим инвестиционным проектам по приоритетным направлениям Концепции по инвестиционной политике муниципального образования "Город Томск", утв. реш. Думы города Томска от 27.06.2006 N 225; - оказание содействия не менее чем 20 субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении товаров, работ, услуг на внешний рынок и повышения конкурентоспособности томских производителей - субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие деятельности не менее чем 4 некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства; - оказание финансовой поддержки по организации и проведению конкурса предпринимательских проектов и бизнес-идей "Перспектива" в номинации "Лучший городской молодежный бизнес-проект"; - предоставление финансовой поддержки не менее 3 субъектам малого и среднего предпринимательства - победителям конкурса предпринимательских проектов и бизнес-идей "Перспектива" в номинации "Лучший городской молодежный бизнес-проект"; - проведение мероприятий по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о действующих программах поддержки, предусматривающих финансирование и об организациях, образующих инфраструктуру их поддержки: размещение информации на 10 сайтах, 44 публикации в СМИ; - в целях содействия в обеспечении малых и средних предприятий кредитно-финансовыми ресурсами на конкурсной основе субсидирование процентных ставок не менее чем 10 субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитам выданным им кредитно-финансовыми организациями; - в рамках обучения теоретическим основам ведения предпринимательской деятельности, оказания информационно- консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства проведение не менее 52 семинаров по проблемам организации и ведения предпринимательской деятельности и софинансирование участия не менее 104 субъектов малого и среднего предпринимательства в лекциях, семинарах, обучающих программах по вопросам ведения и организации предпринимательской деятельности. Достижение данных показателей реализации Программы будет способствовать: - привлечению инвестиционного потенциала малого и среднего предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска; - росту занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь - в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых и средних предприятиях; - насыщению рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды; - обеспечению социальных программ г.Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджет муниципального образования "Город Томск"; поддержке статуса г. Томска как центра образования, науки и инноваций мирового уровня за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого и среднего предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, привлечения интеллектуального потенциала города Томска к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг. |
||
Система организации контроля за исполнением целевой программы |
Контроль выполнения целевой программы осуществляет департамент экономики администрации г. Томска, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска с 01.10.2009, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска |
I. Анализ текущей ситуации
1. Характеристика проблемы и анализ причин ее возникновения
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения.
Условия отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральным законодательством.
Под субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Томске. Анализ проведен по ряду показателей, исследовав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
В настоящее время в городе Томске сложился устойчивый сектор малого и среднего предпринимательства.
В 2008 году согласно оценке количество малых предприятий в г.Томске превысило 9000, что на 12% больше аналогичного показателя 2006 года. Численность занятых на малых предприятиях в 2008 году по оценке составила свыше 63 тыс. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников количество занятых в сфере малого бизнеса оценивается на уровне 102 тыс. человек, и составляет около 40 % от числа занятых в экономике города. Оборот малых предприятий за последние 2 года вырос в полтора раза и составил 108606,5 млн. руб.
При этом в 2008 году в г.Томске функционировало 69 средних предприятий, доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей) составила около 43% от числа занятых в экономике города. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах города составила 31,6% в 2008 году. В настоящее время невозможно определить динамику данных показателей, поскольку в 2007 году органами государственной статистики делалась выборка по совокупности "крупные и средние предприятия".
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальных результатах развития сферы малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые, средние предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого и среднего бизнеса в бюджетную систему затруднена.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам.
Несмотря на большое количество организаций, оказывающих юридические и консалтинговые услуги, в городе Томске недостаточно развита инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, существует проблема в получении субъектами малого и среднего предпринимательства доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. В связи с этим необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Еще одна проблема - это усложненность процедуры согласований, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в органах власти и других контролирующих органах. В рамках программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г.Томске на 2007-2010 годы" эта проблема была проработана администрацией города Томска совместно с Координационным советом по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска. Определены мероприятия по устранению излишних административных барьеров, включающие экспертизу действующих нормативно-правовых актов администрации г. Томска, регулирующих порядок согласовательных и разрешительных процедур.
В целях имущественной и производственно-технологической поддержки малого и среднего предпринимательства администрацией г. Томска, Программой предусмотрено ведение в электронном виде на сайте администрации г. Томска реестра нежилых помещений, зданий и сооружений, временно не занятых и предполагаемых к сдаче в аренду или приватизации, т.к. предприниматели по-прежнему одной из проблем, влияющих на развитие малого бизнеса, называют ограниченность доступа к аренде и приобретению помещений.
Еще одна проблема, тормозящая развитие малого и среднего предпринимательства, заключается в нехватке квалифицированных кадров в этой сфере экономики. При этом в г. Томске существует достаточно организаций, оказывающих услуги по обучению руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей основам бизнес-планирования, бухгалтерского учета и налогообложения, финансово-кредитных механизмов развития бизнеса, и большинство кадровых агентств предлагают услуги по подготовке и переподготовке кадров по востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Однако проблема кадрового обеспечения как крупного, среднего так и малого бизнеса стоит на сегодняшний день довольно остро.
Недостаточная квалификация, отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в г. Томске.
Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение квалификации кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом важное значение придается работе городского Центра занятости населения по информированию населения об имеющихся у субъектов малого и среднего предпринимательства вакансиях, проведению целевых "ярмарок вакансий", переобучению и повышению квалификации незанятого населения, исходя из потребностей работодателей.
Предусмотрено заключение договоров с образовательными учреждениями на организацию для субъектов малого и среднего предпринимательства специализированных курсов по основам предпринимательской, маркетинговой и финансовой деятельности, которые будут способствовать повышению квалификации предпринимателей и снижению рисков в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Ряд мероприятий Программы направлен на тиражирование успешного опыта осуществления субъектов малого и среднего предпринимательства деятельности в различных сферах.
Еще одно направление поддержки - формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве. Участие малых и средних предприятий г. Томска в проводимых Администрацией Томской области межрегиональных выставочно-ярмарочных и конкурсных мероприятиях стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в производственной и инновационной сферах. Освещение таких мероприятий в средствах массовой информации способствует формированию благоприятного общественного мнения о томских производителях и научных достижениях.
Сложность с формированием благоприятного общественного мнения о малом и среднем бизнесе связана с высоким уровнем дифференциации доходов населения и резкими различиями в уровне жизни. Большая часть населения негативно относится к субъектам малого и среднего бизнеса, считая, что доходы в этой сфере часто связаны с уклонением от установленных законом норм.
В направлении формирования благоприятного общественного мнения о малом и среднем бизнесе среди населения необходимо направить работу средств массовой информации на более интенсивное освещение деятельности малых и средних предприятий производственной сферы, в особенности занимающихся разработкой и внедрением новых технологий и материалов. Необходимо озвучить их важную роль в реализации Стратегии развития г. Томска до 2020 года.
2. Обоснование решения проблемы
посредством реализации целевой программы
В последние годы развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске, как и в целом по России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и является основой формирования среднего класса. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый и средний бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Эффективность малых и средних предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое и среднее предпринимательство обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например, из-за ограниченных возможностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- относительно невысокие трансакционные издержки;
- более быстрое реагирование на изменение условий осуществления деятельности;
- преимущественная ориентация на местного потребителя.
Администрация города Томска уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства с периода его становления. В городе Томске с 1996 года закладывались основы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства. В 1996 году постановлением Мэра г. Томска от 23.10.1996 N 428 был утвержден общественный экспертный Совет по малому предпринимательству, в который вошли представители органов власти и бизнеса. Целью и задачей Совета являлось оказание всесторонней помощи мэрии г. Томска в разработке и осуществлении политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. В декабре 1997 г. в рамках инициативы подкомитета по развитию малого и среднего предпринимательства Госдумы РФ, общественного движения "Яблоко", Томского центра поддержки предпринимательства и Первой ежегодной городской конференции предпринимателей был открыт информационно-консалтинговый пункт "Общественная приемная по развитию предпринимательства в г. Томске". Целью открытия приемной являлось создание постоянно действующего эффективного механизма взаимосвязей между представителями малого бизнеса, мэрией г. Томска, общественными объединениями предпринимателей и другими структурами, оказывающими поддержку предпринимательству.
Реализована муниципальная целевая "Программа поддержки малого предпринимательства в г. Томске на 2000 - 2001 гг.", принятая II городской конференцией предпринимателей.
В результате вышеназванных мер проведена определенная работа по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, реализованы мероприятия по нормативно-правовому, финансово-кредитному и информационному обеспечению развития предпринимательской деятельности, по формированию механизма имущественной и производственно-технологической поддержки малого бизнеса. Сектор малого предпринимательства занял существенное место в социально-экономическом развитии города Томска, создав реальные возможности населению г. Томска для самореализации и занятия предпринимательством.
Однако, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации и Томской области пополнилось новыми нормативно-правовыми документами, определяющими цели, направления и пути развития как малого, так и среднего предпринимательства.
Внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие порядок оформления трудовых отношений между индивидуальными предпринимателями и их работниками.
С 1 января 2006 года внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности, предусматривающие введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Органами государственной власти Томской области в 2002 - 2005 гг. был издан ряд законодательных и нормативных актов, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства Томской области. Так, в соответствии с Законом Томской области от 12.03.2002 N 16-ОЗ образован целевой бюджетный Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Томской области, Законом Томской области от 29.12.2007 N 322-ОЗ утверждена областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2008 - 2010 годы", в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 30.09.2005 N 251-ра учреждена некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области". В 2008 году было принято постановление Администрации Томской области от 19.06.2008 N 119а "О предоставлении субсидий в целях возмещения затрат субъектам малого предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги) предназначенные для экспорта", а также постановление Администрации Томской области от 20.08.2008 N 171а "О предоставлении из средств областного бюджета субсидий местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства".
Актуальность и необходимость программно-целевых методов развития и поддержки малого и среднего предпринимательства подтверждается анализом принятых в последние годы на федеральном уровне документов. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", в перечень показателей для оценки эффективности деятельности включены индикаторы, отражающие уровень развития малого предпринимательства. Главным целевым показателем реализации мероприятий административной реформы, концепция которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах", является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2010 году - до 3% против 10% в 2005 году.
Уменьшению административного давления на СМиСП со стороны органов, осуществляющих государственный контроль, способствовало принятие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в соответствии с которым в отношении СМиСП плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Впоследствии указанные гарантии были воспроизведены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Активизации малого и среднего бизнеса за счет снижения административных барьеров также будет способствовать реализация Указа Президента РФ N 797 от 15.05.2008 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
Решению проблем малого и среднего бизнеса, связанных с доступом к кредитно-финансовым ресурсам, уделено внимание в заявлении Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года", в котором указано, что в целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности, на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс. рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов. Аналогичные подходы могут быть применены и в потребительском кредитовании.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен особый порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов, что является существенной поддержкой и действенным стимулом для развития субъектов малого предпринимательства.
Несмотря на принимаемые меры по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, условия осуществления предпринимательской деятельности до сих пор остаются достаточно сложными. При этом развитие малого и среднего предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.
Малый и средний бизнес играет существенную роль в экономике города Томска, является важным фактором конкурентоспособности города, однако существуют как объективно, так и субъективно обусловленные причины, тормозящие его развитие. Анализ итогов реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, встреч, заседаний Координационного совета по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска позволяют выявлять проблемные вопросы, решение которых необходимо для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Томске.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории г. Томска, присущи характерные черты малого и среднего предпринимательства:
во-первых, финансовое положение малого и среднего предпринимательства характеризуется относительной неустойчивостью, причины которой заключаются в объективно менее благоприятных, по сравнению с крупными предприятиями, условиях хозяйствования;
во-вторых, особенностью внешней среды малого и среднего бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, органами местного самоуправления, крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами. Каждое малое и среднее предприятие обладает значительно меньшими финансовыми возможностями и политическим потенциалом по сравнению с крупными предприятиями.
Названные объективные особенности малого и среднего предпринимательства и обуславливают необходимость его поддержки. Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства основывается на понимании всей важности этой задачи и необходимости решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. При этом основная работа по реализации поддерживающих мер возложена на органы местного самоуправления, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии малого и среднего предпринимательства как важного фактора социально-экономического развития территории.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будут являться:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
Приоритеты оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность по вопросам местного значения (здравоохранение, образование, спорт, культура, ЖКХ);
2) субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность по организации туристических туров в г.Томск;
3) субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся инновационной деятельностью;
4) субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся инвестиционной деятельностью по приоритетным направлениям Концепции инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск", утвержденной решением Думы г. Томска от 27.06.2006 N 225.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным действующим законодательством.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.
Методологической и нормативно-правовой базой для разработки настоящей целевой Программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Томской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 26.11.2008 N 1836), другие нормативно-правовые акты.
Содержание Программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией развития г. Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы г.Томска от 27.06.2006 N224, Программой действий администрации города Томска по социально-экономическому развитию города на период 2007-2012 годы, и областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы" утвержденной Законом Томской области от 29.12.2007 N 322-ОЗ.
Данная Программа - вторая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Томске.
II. Основные цели и задачи целевой Программы
Основной целью Программы является дальнейшее улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Томске, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития города Томска и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого и среднего бизнеса в приоритетных для г. Томска сферах развития малого и среднего предпринимательства;
- росту конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития города Томска в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для города Томска направлениям;
- развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства;
- рост конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.
III. Этапы целевой программы и сроки их реализации
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период до 2010 года. Сроки реализации Программы - 2009 - 2010 годы.
Программа состоит из одного этапа (2009-2010 годы), на котором планируется обеспечить:
- количественный рост субъектов малого и среднего предпринимательства;
- изменение отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства в сторону увеличения числа предприятий, работающих в инновационной сфере, в кооперации с крупными организациями, в сфере оказания услуг населению;
- рост доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в городской бюджет за счет повышения эффективности их деятельности.
IV. Перечень основных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы с выделением приоритетных (первоочередных) мероприятий и их ресурсное обеспечение представлены в Приложении 1 к настоящей Программе.Ресурсное обеспечение мероприятий Программы определено с учетом стоимости выполнения соответствующих работ, услуг.
V. Экономическое обоснование реализации мероприятий
целевой программы
Социально-экономический эффект от развития малого и среднего предпринимательства заключается в обеспечении социальной стабильности общества, уменьшении численности малоимущих слоев населения, сокращении бюджетных расходов на социальную поддержку и трудоустройство граждан, что особенно актуально в условиях финансового кризиса.
Скоординированные решения и практические действия по реализации мероприятий Программы позволят закрепить позитивные изменения в сфере малого и среднего бизнеса г. Томска, расширить круг субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, улучшить положение на рынке труда, повысить благосостояние и уровень жизни населения области, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.
Основным целевым индикатором реализации мероприятий городской целевой Программы является:
1. Увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве от общей численности занятых в экономике до 45% в 2010г.
Индикаторы (показатели) целей и задач целевой Программы представлены в Приложении 2 к настоящей Программе.
VI. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета г. Томска
целевой программы
Бюджетная заявка на финансирование из бюджета г.Томска мероприятий целевой Программы представлена в Приложении 3 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации г. Томска от 21 сентября 2010 г. N 982 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Механизм контроля за реализацией целевой программы
Реализацию городской долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в г. Томске на 2009 - 2010 годы" обеспечивают исполнители мероприятий Программы, которые либо определены непосредственно в Программе, либо определяются в соответствии с действующим законодательством. Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являющиеся исполнителями мероприятий Программы, если иное не предусмотрено действующим законодательством, должны соответствовать следующим требованиям:
- не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- не иметь просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
- иметь полностью оплаченный уставный капитал (за исключением некоммерческих организаций).
При реализации Программы бюджетные средства предоставляются в виде бюджетных ассигнований на оплату товаров, работ, услуг, а также субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Контроль за исполнением программы осуществляет комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска, департамент экономики администрации г.Томска в течение периода с 01.01.2009 по 01.10.2009, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска с 01.10.2009.
Департамент экономики администрации г.Томска в течение периода с 01.01.2009 по 01.10.2009, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска с 01.10.2009 осуществляют управление городской долгосрочной целевой программой "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в г.Томске на 2009-2010 годы", ежегодно представляют в департамент финансов администрации г.Томска отчет о ходе ее реализации.
При изменении объемов финансирования мероприятий Программы департаментом экономики администрации г.Томска в течение периода с 01.01.2009 по 01.10.2009, департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска с 01.10.2009 вносятся предложения об изменении объемов и сроков их реализации.
Реализация Программы освещается в средствах массовой информации.
В случае заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг с физическими лицами перечисление обязательных платежей, установленных в соответствии с действующим законодательством, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию городской долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в г.Томске на 2009-2010 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.