Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 27 мая 2010 г. N 486 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 14 мая 2009 г. N 394
Городская целевая программа
"Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя,
табакокурения и других видов патологической зависимости
у детей, подростков и молодежи" на 2009-2011 годы
15 декабря 2009 г., 27 мая, 29 сентября 2010 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2010 г. N 1028 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы/статус |
Городская целевая программа "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2009 - 2011 годы" (далее Программа). |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения |
Распоряжение Мэра города Томска от 08.09.2008 N р873 "О разработке городской целевой программы "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2009-2011 годы" |
Заказчик программы |
Администрация города Томска |
Основные разработчики программы |
Управление социальной политики администрации города Томска |
Цели и задачи целевой программы |
Цели Программы: - повышение общественной безопасности населения; - снижение уровня алкоголизации и наркотизации, связанных с ними заболеваний, правонарушений и преступлений; - сокращение роста других видов патологической зависимости в детской и молодежной среде. Для достижения указанных целей определены основные задачи Программы: - создание механизма формирования муниципальной политики в целях совершенствования единой городской системы профилактических мер; - совершенствование нормативно-правовой и организационной основы муниципальной социальной политики в сфере профилактики наркомании, правонарушений, преступности, среди подростков и молодежи на территории города Томска; - усиление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи; - повышение профессионального уровня управления профилактическими системами с учетом территориальных особенностей и ведомственной принадлежности; - обеспечение городской системы профилактики квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности; - совершенствование содержания воспитательной деятельности и специальной профилактики в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов; - совершенствование методов санитарно-просветительской работы с населением; - формирование в обществе негативного отношения к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака; - проведение профилактической работы в целях снижения роста других видов патологической зависимости (игровая, компьютерная и др.)
|
Сроки выполнения программы (подпрограмм) |
2009 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия: 1. Организационные и правовые меры развития системы профилактики. 2. Кадровое обеспечение муниципальной системы профилактики. 3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с несовершеннолетними, молодежью и родительской общественностью. 4. Программно-методическое, информационное и инновационно-экспериментальное обеспечение. 5. Материально-техническое обеспечение субъектов программных мероприятий. |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Общий объем финансирования Программы из бюджета муниципального образования "Город Томск" составляет - 2711,0 тыс. рублей: 2009 г.- 200,0 тыс. руб. 2010 г.- 500,0 тыс. руб. 2011 г.- 2011,0 тыс.руб.. Программа финансируется из бюджета муниципального образования "Город Томск" |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
Реализация программы позволит: - обеспечить постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска; - постоянно формировать в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака; - увеличить количество специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий; - сократить рост вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость; - увеличить количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании; - сократить долю правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска. |
Система организации контроля исполнения программы |
Администрация города Томска (управление социальной политики администрации города Томска) |
II. Анализ сложившейся ситуации
Положение детей и молодежи в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. Государство обязано обеспечить подрастающему поколению конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества.
Одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей и молодежи, тем самым всего общества в целом, является предотвращение и ослабление негативных тенденций. В последнее время все большую тревогу в российском обществе вызывает проблема распространения наркозависимости среди несовершеннолетних.
В основе массового наркотизма (алкоголизация, наркотизации) лежат, как правило, социально-психологические причины. Негативной тенденцией, приведшей к росту алкоголизма и наркомании в России, выступает незрелость общественного сознания россиян в восприятии проблемы наркотизма как общегосударственной. Многие люди до сих пор не замечают, что этот процесс в России распространяется катастрофически быстро, и не уделяют должного внимания угрозе национальной безопасности страны.
Официальные данные ОГУЗ "ТОНД" показывают, что на территории Томской области, несмотря на то, что хронический алкоголизм и алкогольные психозы широко распространены в трудоспособном возрасте, уже с 1999 года наблюдается рост показателей болезненности и первичной заболеваемости алкоголизмом подросткового населения. С 2001 года ежегодно регистрируется 1-3 случая алкогольных психозов у подростков.
Распространенность бытового пьянства с 2006 года в возрастной группе 15-19 лет составляет 91.9 чел. на 10 тыс. населения, что составляет 26.6% от общего числа наблюдающихся специалистами. Необходимо отметить, что для подростков этот показатель составлял171,9 на 10 тыс. населения, что выше уровня по РФ в 2006-2007 годов на 19.4%.
Наряду с этим, в подростковой среде отмечается чрезвычайно высокий показатель употребления алкоголя с вредными последствиями для здоровья. В 2007 году он составил 171, 9 на 10 тыс. населения, т.е. оказался в 4,5 раза выше уровня среди всего населения в области и в 3,2 раза выше российского показателя употребления алкоголя среди подростков. Ненаркотические вещества в основном употребляют в возрасте 15-19 лет, из их 0,2 % мужского населения и 0,05% женского в данной возрастной группе. Рассуждая о детях, подверженных употреблению психоактивных веществ, о причинах начала их употребления, мы используем термин дети "группы риска" или "трудные" дети.
В городе Томске проведенные МОУ ППМС центр "Семья" в рамках реализации городской целевой программы "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2007-2008 годы" диагностические исследования "Ранняя диагностика дезадаптации детей как фактор риска формирования аддиктивного поведения" показывают:
- 73 % всех обследованных детей не имеют необходимую степень готовности к школьному обучению - им требуется помощь специалистов: логопеда, психолога, невропатолога, психоневролога;
- 63,7 % обследованных детей имеют умеренную степень несформированности физического и моторного развития;
- 45,5 % обследованных детей имеют сложности в процессе оценивания и дифференциации эмоций других людей;
- 42,1 % всех обследованных детей имеют недостаточный уровень развития внимания и памяти;
- 35 % обследованных детей имеют проблемы в речевом развитии, и только 3 из 11 получают необходимую логопедическую помощь;
- 32 % демонстрируют неловкость моторных действий (недостаточный уровень развития мелкой моторики и графических умений);
- 28,4 % обследованных детей имеют сложности в зрительно - пространственном восприятии;
- 21,5 % детей обнаруживают сложности с развитием навыков самоорганизации и имеют умеренную степень несформированности мышления.
Все вышеперечисленные особенности развития способны помешать ребенку в успешной адаптации к школе, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов со взрослыми (учителями, родителями) и, как следствие, провоцировать ребенка к нарушению социальных норм, аддиктивному и девиантному поведению, тем самым способствовать формированию "трудного подростка" или подростка "группы риска".
Основополагающим документом по расширению и усилению программных мер на следующий период является Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 18.10.2007 N 1374, который предусматривает, наряду с созданием муниципальной Антинаркотической комиссии, разработку мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности и повышение эффективности реализации целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией.
Данная Программа определяет основные направления развития системы превентивных мер в рамках социально - экономического и политического развития города Томска на последующие три года. Она является результатом работы по изучению и систематизации опыта реализации соответствующих программ за период 2004-2008 годов, исполнение которых привело к ежегодному улучшению качественных показателей социального положения детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Сохраняется тенденция снижения уровня заболеваемости среди детей и подростков инфекционными заболеваниями. В результате проведения профилактических мер снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотиков.
Значительно расширился спектр социальных профилактических услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми. Получила развитие инфраструктура социального партнерства в сфере профилактических мер, предоставляемых населению города образовательными и медицинскими учреждениями. Профилактическая работа принимает характер системной, комплексной, концептуально ориентированной деятельности.
Наблюдается снижение показателей заболеваемости наркологическими расстройствами:
|
2005 год (человек) |
2006 год (человек) |
2007 год (человек) |
1.Взято под наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом: 1.1.алкоголизм и алкогольные психозы: - всего - на 100 тыс.населения; 1.2.наркомания и токсикомания: -всего - на 100 тыс.населения |
535 109.5
31 6.3 |
454 88.8
45 8.8 |
457 92.4
60 12.1 |
2. Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом: 2.1. алкоголизм и алкогольные психозы: -всего - на 100 тыс.населения; 2.2. наркомания и токсикомания: - всего - на 100 тыс.человек |
6125 1250.3
5137 1048.6 |
5562 1085.1
3078 600.5 |
5603 1132.5
2973 600.9 |
Несмотря на достигнутые в предыдущий период реализации Программы позитивные результаты по улучшению наркогенной ситуации в городе Томске, остается множество проблем, требующих решения.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием продолжающейся острой наркогенной ситуацией и связанными с ней правонарушениями и преступностью, обуславливает необходимость их решения программным методом. Целесообразность продолжения и развития данной работы в городе Томске подтверждает и приобретенный опыт использования программно-целевого метода в планировании и осуществлении мер по улучшению положения, наличие в рамках предыдущих программ отдельных проектов, рассчитанных на длительный срок реализации.
В целом, период реализации программы в 2009-2011 годах является заключительным этапом формирования общегородской межведомственной, комплексной системы профилактики, требующим дальнейшей активизации и повышения целевого финансирования.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2010 г. N 1028 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Экономическое обоснование реализации мероприятий
городской целевой программы. Описание ожидаемых результатов
реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые
количественные показатели решения поставленных задач и хода
реализации программы по годам
Реализация данной Программы позволит:
- обеспечить эффективное взаимодействие различных систем, ведомств, объединений, организаций в формировании положительной динамики изменений социогенной ситуации в муниципальном образовании "Город Томск";
- проводить постоянный мониторинг аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск";
- повысить профессиональную компетентность специалистов всех уровней местного самоуправления, специалистов муниципальных учреждений и организаций, общественных объединений родительской и молодежной общественности, занимающихся антинаркотической профилактикой;
- усилить постоянно действующее воздействие через средства массовой информации на общественное мнение в целях формирования устойчивого негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя, табака и другим видам патологической зависимости;
- сократить рост вовлечения населения муниципального образования "Город Томск" (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость.
Кроме того, в результате реализации Программы можно ожидать следующие результаты:
- постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска , по итогам которого предполагается выпуск брошюр до 500 шт.;
- формирование в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака, по итогам чего предполагается выпуск брошюр до 100 шт.;
- увеличение количества специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий на 5-7%;
- сокращение роста вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость на 5-6%;
- увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании на 12-14%;
- сокращение доли правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска на 3-4%.
Индикаторы целей и задач целевой программы приведены в приложении 2 настоящей Программы.
IV. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - дальнейшее формирование основ муниципальной социальной политики, направленной на комплексное решение проблем развития системы профилактических мер на территории муниципального образования "Город Томск" и укрепление условий для гражданского становления, развития детей и молодежи, формирования их социальной, культурной компетентности и позитивной самореализации. И, как результат, - повышение общественной безопасности населения, снижение уровня алкоголизации, наркотизации и связанных с ними правонарушений и преступлений среди детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск".
Для достижения указанных целей определены основные задачи Программы:
- создание механизма формирования муниципальной политики в целях совершенствования единой городской системы профилактических мер;
- совершенствование нормативно-правовой и организационной основы муниципальной социальной политики в сфере профилактики наркотизма, правонарушений, преступности, среди подростков и молодежи на территории города Томска;
- усиление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи;
- повышение профессионального уровня управления профилактическими системами с учетом территориальных особенностей и ведомственной принадлежности;
- обеспечение городской системы профилактики квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности;
- совершенствование содержания воспитательной деятельности и специальной профилактики в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов;
- совершенствование методов санитарно-просветительской работы с населением;
- формирование в обществе негативного отношения к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака;
- проведение профилактической работы в целях снижения роста других видов патологической зависимости (игровая, компьютерная и др.)
V. Этапы программы и сроки их реализации
Для достижения поставленных задач предполагается выполнение следующих блоков мероприятий:
1. Организационные и правовые меры развития системы профилактики.
2. Кадровое обеспечение муниципальной системы профилактики.
3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с несовершеннолетними, молодежью и родительской общественностью.
4. Программно-методическое, информационное и инновационно-экспериментальное обеспечение.
5. Материально-техническое обеспечение субъектов программных мероприятий.
Основными целевыми группами программных мер являются: дети, подростки, молодежь, их родители, семья, значимые взрослые и референтные группы.
Действие программы рассчитано на три года. Программа предусматривает достижение установленных целей к концу 2011 года.
На первом этапе (2009 год) предполагается сконцентрировать усилия на проработке основных направлений программы, составлении календарных планов мероприятий, предусмотренных на 2009 год, исполнителями Программы и их реализации.
На втором этапе (2010 год) предусматривается провести предварительную оценку выполненных в 2009 году мероприятий, разработать календарные планы мероприятий на 2010 год и исполнять их.
На третьем этапе (2011 год) предполагается сделать анализ эффективности, обобщение и оценку хода исполнения Программы в 2009-2010 г.г., и реализовать мероприятия, предусмотренные на 2011 год, а также сделать предварительную оценку хода выполнения Программы в 2009-2011 годах.
VI. Перечень основных мероприятий
Перечень основных мероприятий приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
VII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета
муниципального образования "Город Томск"
городской долгосрочной целевой программы
Бюджетная заявка на финансирование приведена в приложении 3 настоящей Программы.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2010 г. N 1028 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения
VIII. Ожидаемые результаты и эффект от реализации Программы
Реализация Программы позволяет сконцентрировать ресурсы и применять системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей и задач.
Финансирование программных мероприятия происходит в пределах средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Томск" на текущий финансовый год распорядителям бюджетных средств - исполнителям Программы, а также за счёт внебюджетных средств.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит в результате организации единой, комплексной городской системы профилактики социально опасных проявлений получить стратегический, экономический, социально-политический образовательный, здоровьесберегающий профилактический эффекты.
Прежде всего:
- обеспечить постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска;
- постоянно формировать в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака;
- увеличить количество специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий;
- сократить рост вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость;
- увеличить количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании;
- сократить долю правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска.
Повышение эффективности работы в этой сфере и оптимизация использования государственных ресурсов в интересах граждан будет способствовать улучшению общего социального климата в городе Томске и повышению качества жизни населения и прежде всего - детей и молодежи.
В конечном итоге в результате реализации Программы город получит и экономический эффект.
Часть средств местного бюджета будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов, а именно в результате снижения затрат на содержание детей и молодежи в лечебных реабилитационных учреждениях системы здравоохранения; в результате снижения заболеваемости, инвалидности детей, содержания их в учреждениях интернатного типа, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы по первичной профилактике с детьми и их семьями.
IX. Механизм реализации Программы
Управление социальной политики администрации города Томска осуществляет руководство реализацией Программы, координирует деятельность ее исполнителей. Исполнители Программы ежегодно разрабатывают календарные планы по исполнению мероприятий.
Внесение изменений в Программу осуществляется в установленном законодательством порядке.
Исполнителями Программы являются органы администрации города Томска с привлечением при необходимости лиц, определяемых в соответствии с действующим законодательством. В целях достижения поставленных целей возможно взаимодействие органов администрации г.Томска с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности.
Текущий контроль выполнения основных мероприятий Программы и координацию действий исполнителей программных мероприятий обеспечивается путем проведения совещаний, заседаний, коллегий, рассмотрения хода и итогов выполнения Программы на заседаниях антинаркотической комиссии города Томска.
Информация о реализации Программы представляется в управление социальной политики администрации г.Томска.
Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые управлением социальной политики администрации города Томска в департамент экономики администрации города Томска и департамент финансов администрации города Томска.
Корректировка целевых показателей Программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.