31 августа, 30 сентября 2010 г.
В соответствии с Законом Томской области от 11 января 2007 года N 5-ОЗ "Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления" и в целях регламентации исполнения государственной функции "рассмотрение обращений граждан"
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения государственной функции "рассмотрение обращений граждан в Администрации Томской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами Сухоплюева Ю.К.
И.о. Губернатора Томской области |
О.В. Козловская |
Административный регламент
исполнения государственной функции "рассмотрение
обращений граждан в Администрации Томской области"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 7 мая 2008 г. N 87а)
31 августа, 30 сентября 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Административный регламент рассмотрения обращений граждан в Администрации Томской области (далее - административный регламент) разработан в целях повышения качества рассмотрения обращений граждан, открытости и доступности исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан (далее - государственная функция), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при исполнении государственной функции, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по рассмотрению обращений граждан.
Настоящий административный регламент распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
1.2. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;*(1)
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";*(2)
Уставом (Основным Законом) Томской области;*(3)
Законом Томской области от 11 января 2007 года N 5-ОЗ "Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления".*(4)
1.3. Государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими Администрации Томской области.
1.4. Рассмотрение обращений граждан включает в себя рассмотрение письменных обращений граждан, в том числе поступивших по информационным системам общего пользования, устных обращений граждан, поступивших в ходе личного приема, обращений, поступивших по телефону и во время проведения "прямых эфиров" на радио и телевидении.
1.5. Результат исполнения государственной функции
1.5.1. Конечными результатами исполнения государственной функции являются:
ответ на поставленные в обращении вопросы;
уведомление о переадресовании обращения в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
отказ в рассмотрении обращения по существу вопросов.
1.5.2. Процедура исполнения государственной функции завершается путем направления ответа, уведомления о переадресации письменного обращения или отказа по существу обращения заявителя и получения гражданином результата рассмотрения обращения в письменной или устной форме.
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции
2.1.1. Информация о государственной функции предоставляется:
непосредственно в здании Администрации Томской области;
с использованием средств массовой информации, телефонной связи;
посредством размещения в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.
2.1.2. Местонахождение Администрации Томской области:
площадь Ленина, 6, город Томск, 634050;
контактный телефон (телефон для справок): 8(3822) 51 08 32, 51 08 36;
Интернет-адрес: www.tomsk.gov.ru;
адрес электронной почты: welcome@tomsk.gov.ru.
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а пункт 2.1.3 настоящего Регламента изложен в новой редакции
2.1.3. Администрация Томской области работает с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 12:30 до 13:30, выходные дни: суббота, воскресенье.
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а пункт 2.1.4 настоящего Регламента изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.1.4. На информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и на Интернет-сайте Администрации Томской области размещается следующая информация:
извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по исполнению государственной функции;
текст административного регламента, блок-схема (приложение к административному регламенту);
график приема граждан Губернатором Томской области, его заместителями, руководителями департаментов, управлений, комитетов, отделов Администрации Томской области (далее - должностное лицо Администрации Томской области).
2.1.5. При ответах на телефонные звонки и устные обращения государственные гражданские служащие Администрации Томской области подробно, в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа Администрации Томской области, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок.
2.1.6. Государственные гражданские служащие Администрации Томской области, осуществляющие прием и консультирование, обязаны относиться к обратившимся гражданам корректно и внимательно, не унижая их чести и достоинства.
2.1.7. Гражданин с учетом графика (режима) работы Администрации Томской области с момента приема обращения имеет право на получение сведений о прохождении процедур по рассмотрению его обращения:
о должностных лицах Администрации Томской области, которым поручено рассмотрение обращения;
о переадресации обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
о невозможности рассмотрения обращения по существу с указанием оснований для этого (в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации");
о продлении сроков рассмотрения обращения с указанием оснований для этого (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
2.2. Порядок получения консультаций (справок) об исполнении
государственной функции
2.2.1. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются государственными гражданскими служащими Администрации Томской области, обеспечивающими исполнение государственной функции.
2.2.2. Консультации предоставляются по вопросам:
требований к оформлению письменного обращения;
требований к заявителю, пришедшему на прием;
мест и графиков личного приема должностными лицами Администрации Томской области для рассмотрения устных обращений;
порядка и сроков рассмотрения обращений;
порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.
2.2.3. Основными требованиями при консультировании являются:
компетентность;
четкость в изложении материала;
полнота консультирования.
2.2.4. Консультации предоставляются при личном обращении, с использованием средств массовой информации, информационных систем общего пользования (в том числе сети Интернет, почты и телефонной связи, электронной почты).
2.3. Общий срок исполнения государственной функции
2.3.1. Общий срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 дней со дня регистрации обращения.
2.3.2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления, другому должностному лицу срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен не более чем на 30 дней с сообщением об этом обратившемуся гражданину (письменно, в личной беседе, по телефону) и обоснованием необходимости продления сроков.
2.3.3. Сокращенные сроки рассмотрения обращений могут устанавливаться, если обращение не требует проверки или наоборот требует срочного вмешательства, а также в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Требования к присутственным местам
2.4.1. Прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях (присутственных местах).
2.4.2. Присутственные места включают места для ожидания, информирования, приема заявителей.
2.4.3. Помещения Администрации Томской области должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03"*(5).
Присутственные места оборудуются:
системой кондиционирования воздуха;
противопожарной системой и средствами пожаротушения;
системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
2.4.4. Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями.
2.4.5. Присутственные места должны иметь туалет со свободным доступом к нему в рабочее время.
2.4.6. В период с октября по май в местах ожидания работает гардероб либо размещаются специальные напольные и (или) настенные вешалки для одежды.
2.5. Требования к местам для информирования граждан
Места, предназначенные для ознакомления граждан с информационными материалами, оборудуются:
информационными стендами;
стульями и столами для оформления документов.
2.6. Требования к местам для ожидания и приема граждан
2.6.1. Прием граждан должностными лицами Администрации Томской области осуществляется в специально отведенном для этого помещении (приемная граждан).
2.6.2. Место для ожидания и приема граждан должно быть снабжено стулом, иметь место для письма и раскладки документов.
2.6.3. В целях обеспечения конфиденциальности сведений о гражданах должностным лицом Администрации Томской области одновременно ведется прием только одного гражданина, за исключением случаев коллективного обращения граждан.
2.7. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.
3. Административные процедуры
3.1. Последовательность административных действий (процедур)
при рассмотрении письменного обращения
3.1.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация обращения;
рассмотрение обращения должностным лицом Администрации Томской области;
рассмотрение обращения государственным гражданским служащим, ответственным за выполнение поручений по конкретному обращению (далее - исполнитель);
оформление дела по обращению, хранение;
анализ обращений граждан.
3.1.2. Прием и регистрация обращения
3.1.2.1. Основанием для начала исполнения государственной функции является поступление обращения гражданина в Администрацию Томской области.
3.1.2.2. Обращение может поступить в Администрацию Томской области одним из следующих способов:
доставлено лично гражданином;
доставлено нарочным;
почтовым отправлением;
посредством факсимильной связи;
специальной связью;
по электронной почте;
передано по телефону.
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а в пункт 3.1.2.3 настоящего Регламента внесены изменения
3.1.2.3. Прием обращений осуществляется государственными гражданскими служащими отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области.
Для приема обращений граждан в форме электронного документа применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение гражданином реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее гражданина о невозможности принять его обращение.
3.1.2.4. Первичная обработка и регистрация обращений граждан (проверка правильности адресования корреспонденции, наличие приложений к обращению, в том числе документов, фотографий, денежных знаков), чтение, определение содержания вопросов обращения, проверка истории обращений гражданина, формирование электронной базы данных обращений с присвоением регистрационного номера, направление обращения должностному лицу Администрации Томской области осуществляется государственными гражданскими служащими отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области в течение трех рабочих дней с даты поступления в Администрацию Томской области.
Регистрация обращений осуществляется с использованием сетевой автоматизированной системы учета и контроля обращений граждан.
При регистрации в "журнал документов" электронной базы данных вносится следующая информация о поступившем обращении:
дата поступления обращения;
вид обращения (заявление, предложение, жалоба);
данные об обратившемся гражданине: фамилия, имя, отчество, категория заявителя, место его проживания (адрес);
данные о корреспонденте, направившем обращение, если таковой имеется, а также делается отметка о контроле, если корреспондент запрашивает информацию о результатах рассмотрения обращения;
тема (темы) обращения.
Датой поступления считается дата, указанная на штампе Администрации Томской области.
Если обращение подписано двумя и более авторами, то обращение считается коллективным, о чем делается отметка в базе данных.
Обращение проверяется на повторность. Повторными обращениями считаются предложения, заявления, жалобы, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством 30-дневный (календарный) срок рассмотрения и заявитель не согласен с принятым по его обращению решением. Обращения одного и того же автора по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными. Не считаются повторными обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные (три и более раз) - по одному и тому же вопросу, по которому автору даны ответы по существу соответствующими компетентными органами.
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а пункт 3.1.2.5 настоящего Регламента изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
3.1.2.5. На стадии предварительной обработки поступивших обращений начальник отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области (далее - начальник отдела) отбирает обращения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По указанным обращениям, за исключением обращений, в которых обжалуются судебные решения, начальник отдела принимает решения в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и принятые решения согласует письменно с заместителем Губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами, о чем делается отметка в "журнале документов" базы данных.
Постановлением Администрации Томской области от 31 августа 2010 г. N 165а пункт 3.1.2.6 настоящего Регламента изложен в новой редакции
3.1.2.6. Обращения, в которых обжалуются судебные решения, направляются в Комитет по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области для подготовки письменных разъяснений по вопросам обжалования судебных решений, о чем делается отметка в "журнале документов" базы данных, и возвращаются гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации.
3.1.2.7. Обращения, соответствующие предъявляемым к ним требованиям, принимаются к рассмотрению.
3.1.3. Рассмотрение обращения должностным лицом Администрации Томской области
3.1.3.1. Основанием для начала административной процедуры является поступление обращения вместе с приложениями к начальнику отдела.
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а в пункт 3.1.3.2 настоящего Регламента внесены изменения
3.1.3.2. Начальник отдела рассматривает вопрос об отнесении к компетенции Администрации Томской области рассмотрения вопросов, содержащихся в обращении, и наличии оснований для переадресации обращения; принимает решение о возвращении заявителю вложенных в конверт подлинников документов, денежных знаков, подарков. По результатам предварительного рассмотрения обращения готовит предложения должностному лицу Администрации Томской области о поручениях по рассмотрению обращения.
Все поступившие обращения подразделяются на следующие группы:
содержащие вопросы, которые не входят в компетенцию Администрации Томской области;
содержащие вопросы, которые относятся к компетенции Администрации Томской области;
содержащие вопросы, которые относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц;
повторные обращения;
многократные обращения;
обращения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем;
анонимные обращения.
По каждому обращению начальник отдела готовит проект резолюции, в том числе предложение о постановке обращения на контроль, поручение о рассмотрении обращения с выездом на место либо комиссионного рассмотрения вопроса с привлечением специалистов различных отраслей и органов государственной власти.
Повторные обращения граждан, как правило, ставятся на рабочий контроль независимо от того, к компетенции какого органа относится рассмотрение поставленного вопроса.
3.1.3.3. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, оно в день регистрации направляется в территориальные органы федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
3.1.3.4. По многократным обращениям начальник отдела на основании истории обращения рассматривает вопрос о безосновательности очередного обращения и готовит предложение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при одновременном наличии следующих условий:
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно (два раза и более) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями;
в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Предложение о прекращении переписки с гражданином может быть также подготовлено и государственным гражданским служащим, ответственным за выполнение поручения, непосредственно при рассмотрении обращения.
Окончательное решение о прекращении переписки принимает соответствующее должностное лицо Администрации Томской области, о чем гражданину направляется уведомление.
3.1.3.5. Анонимные обращения направляются должностным лицам Администрации Томской области согласно их сфере деятельности для ознакомления.
3.1.3.6. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Администрации Томской области, начальник отдела готовит:
сопроводительное письмо о направлении обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение вопросов, поставленных в обращении;
уведомление гражданину, направившему обращение, о переадресации обращения.
3.1.3.7. В случае, когда начальник отдела затрудняется в определении органа власти, к компетенции которого относится рассмотрение поставленных в обращении вопросов, он вправе обратиться за консультацией к заместителю Губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами, государственному гражданскому служащему Комитета по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области.
3.1.3.8. Начальник отдела передает поступившие обращения вместе с подготовленными проектами поручений (резолюциями, сопроводительными письмами на переадресацию обращений и необходимыми приложениями) на рассмотрение и согласование должностному лицу Администрации Томской области с учетом тематики обращений и сферы их деятельности.
3.1.3.9. Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц должностное лицо Администрации Томской области, подписывающее поручение о рассмотрении обращения, в своей резолюции указывает наименования органов и должностных лиц, которым необходимо в порядке ведомственного взаимодействия направить копии обращения.
3.1.3.10. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в соответствии с резолюцией должностного лица Администрации Томской области, которому передано для рассмотрения обращение, исполнитель готовит письмо гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суде.
Письмо гражданину подписывается должностным лицом Администрации Томской области, принявшим решение о невозможности направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и направляется гражданину.
3.1.3.11. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то по решению (в соответствии с резолюцией) должностного лица Администрации Томской области исполнитель готовит сообщение гражданину о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Сообщение подписывается должностным лицом Администрации Томской области, принявшим такое решение, и направляется гражданину.
3.1.3.12. По результатам рассмотрения обращения государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области:
вносит в базу данных содержание резолюции, информацию о назначенном исполнителе (ответственном исполнителе и соисполнителях), отметку о постановке рассмотрения обращения на контроль, сроках исполнения поручений;
направляет обращения и прилагаемые к ним документы исполнителям.
Максимальный срок предварительной подготовки обращений на рассмотрение должностному лицу Администрации Томской области - три рабочих дня с момента регистрации обращения в отделе по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области.
3.1.3.13. Помощники должностных лиц Администрации Томской области, государственные гражданские служащие, отвечающие за работу с обращениями граждан в департаментах, управлениях, комитетах, отделах Администрации Томской области при получении обращения и поручения к нему уточняют:
относится ли к закрепленной за ним сфере деятельности рассмотрение поставленных в обращении вопросов;
относится ли решение поставленных в письменном обращении вопросов к компетенции одного или нескольких органов или должностных лиц.
В случае разногласия по содержанию поручения окончательное решение по данному вопросу принимается Губернатором Томской области либо заместителем Губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами.
3.1.3.14. Должностное лицо Администрации Томской области по результатам ознакомления с текстом обращения, резолюцией, прилагаемыми документами:
определяет исполнителей, характер, сроки действий и сроки рассмотрения обращения;
дает необходимые поручения, в том числе о рассмотрении обращения с выездом на место.
Максимальный срок для подготовки поручения и передачи обращения с поручением исполнителю - три рабочих дня.
3.1.4. Рассмотрение обращения исполнителем
3.1.4.1. Основанием для начала административной процедуры является поступление обращения с резолюцией соответствующего должностного лица Администрации Томской области и прилагаемыми документами исполнителю.
3.1.4.2. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории предложений, исполнитель определяет, какие конкретные рекомендации содержатся в обращении:
по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
по совершенствованию деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления;
по развитию общественных отношений;
по улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
В отношении каждого предложения исполнитель оценивает возможность его принятия или непринятия.
При проведении оценки учитываются следующие обстоятельства:
нормативное регулирование вопросов, на совершенствование которых направлено предложение;
необходимость внесения в случае принятия предложения изменений в нормативные документы;
наличие предложений, требующих изменения законодательства, не относящихся к компетенции Администрации Томской области;
возможность принятия предложения с точки зрения технологических особенностей процедур, порядков, правил, реализация которых потребуется в случае их принятия;
возможность принятия предложения с учетом других особенностей вопроса.
По результатам рассмотрения предложения гражданину готовится ответ. Если предложение не принято, гражданин извещается о причинах, по которым его предложение не может быть принято, если принято, то в какой форме и в какие сроки оно будет реализовываться.
Максимальный срок работы с обращением, отнесенным к категории предложений, от регистрации до направления ответа гражданину - 30 календарных дней.
3.1.4.3. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории заявления, исполнитель:
выделяет действие, на необходимость совершения которого гражданин указывает в целях реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц;
проводит анализ сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Исполнитель проверяет наличие законных оснований для совершения испрашиваемого действия и возможность его совершения. В ответе сообщается об удовлетворении или неудовлетворении заявления, совершении или несовершении испрашиваемого действия. Если оно не может быть совершено, приводятся соответствующие аргументы.
Исполнитель проверяет, соответствуют или нет действия (бездействие) должностного лица (должностных лиц) положениям действующего законодательства.
Для этого исполнитель получает пояснения по факту нарушения у лица, чьи действия оспариваются, изучает материалы, представленные гражданином, запрашивает дополнительные материалы.
В случае признания заявления обоснованным в ответе гражданину приносятся соответствующие извинения, перечисляются меры, которые принимаются для устранения нарушений законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, сроки их реализации.
Если заявление о нарушениях или недостатках признано необоснованным, в ответе даются разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий.
3.1.4.4. При рассмотрении обращения, отнесенного к жалобе, исполнитель обязан определить обоснованность просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Для этого исполнитель:
определяет обоснованность доводов о нарушении прав, свобод или законных интересов гражданина (других лиц) (принадлежность прав, свобод и законных интересов, их вид, какими действиями нарушены и др.);
устанавливает причины нарушения или ущемления прав, свобод или законных интересов, в том числе устанавливает, кто и по каким причинам допустил нарушение;
определяет меры, которые должны быть приняты для восстановления (восстановления положения существовавшего до нарушения права) или защиты (пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения) нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также лиц, ответственных за реализацию обозначенных мер;
организует привлечение к ответственности (дисциплинарной, административной) лиц, виновных в нарушении прав, свобод или законных интересов граждан в пределах своей компетенции.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе гражданину указывается, какие права, свободы или законные интересы подлежат восстановлению и в каком порядке (в том числе сроки и ответственные лица), принимаемые способы защиты прав, свобод или законных интересов.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе аргументировано даются разъяснения в отношении отсутствия оснований для восстановления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
3.1.4.5. В процессе рассмотрения обращения по существу исполнитель вправе:
запросить дополнительную информацию в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления;
пригласить на личную беседу гражданина, запросить у него дополнительную информацию;
инициировать проведение проверки. Проведение проверки осуществляется в пределах полномочий по осуществлению внутреннего контроля (проверки правомерности либо неправомерности действий (бездействия) должностных лиц) или контрольно-надзорных полномочий в порядке, установленном действующим законодательством.
3.1.4.6. В случае необходимости получения дополнительной информации по вопросам, поставленным в обращении, в иных органах государственной власти, в органах местного самоуправления, других организациях исполнителем подготавливается запрос.
Запрос должен содержать:
данные об обращении, по которому запрашивается информация;
вопрос обращения, для разрешения которого необходима информация;
вид запрашиваемой информации, содержание запроса;
срок, в течение которого необходимо предоставить информацию по запросу - не более 15 календарных дней.
Запрос подписывается должностным лицом Администрации Томской области, давшим поручение исполнителю по рассмотрению обращения. Запрос направляется в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию.
3.1.4.7. В случае необходимости получения дополнительной информации у гражданина, направившего обращение, уточнения обстоятельств, изложенных в обращении, определения мотивации исполнитель может пригласить гражданина на личную беседу.
Приглашение гражданина на беседу осуществляется по телефону, факсу, посредством использования электронных средств связи, почтой и другими способами, но не позднее, чем за пять дней до назначенной даты проведения беседы.
В случае отказа гражданина (или неявки при наличии подтверждения о приглашении гражданина предложенным способом в надлежащий срок) ответ на обращение подготавливается по существу рассмотренных вопросов с указанием на то, что недостаточность информации, обусловленная неявкой гражданина на личную беседу, может повлечь недостаточно детальное рассмотрение обращения. При этом в ответе на обращение перечисляются вопросы, факты и обстоятельства, по которым необходимо пояснение гражданина для всестороннего и полного разрешения вопросов, поставленных в обращении.
3.1.4.8. При установлении исполнителем невозможности явки гражданина на личную беседу по уважительным причинам (состояние здоровья, семейные обстоятельства, отсутствие средств у гражданина на оплату проезда, отсутствие транспортной доступности) исполнителем принимается решение о выезде по месту нахождения гражданина для беседы и получения дополнительных материалов.
Гражданин уведомляется о дате и времени его посещения исполнителем.
В ответе на обращение, рассмотрение которого производилось с выездом на место, указывается информация о полученных на выезде сведениях и дается им оценка при подготовке ответа на поставленные в обращении вопросы.
3.1.4.9. При рассмотрении обращения исполнитель применяет все предоставленные ему полномочия в соответствии с должностным регламентом.
В случае недостаточности полномочий исполнителя (запрос информации, координация деятельности, согласование документов) для всестороннего и полного решения вопросов, поставленных в обращении, оформление необходимых документов и совершение действий осуществляется через соответствующих должностных лиц Администрации Томской области.
3.1.4.10. В случае необходимости исследования при рассмотрении обращения материалов и объектов, которые не могут быть истребованы или представлены по месту рассмотрения обращения, исполнитель с предварительного разрешения соответствующего должностного лица Администрации Томской области выезжает по месту нахождения данных материалов или месту нахождения исследуемых объектов.
3.1.4.11. В случае если рассмотрение обращения поручено нескольким исполнителям, ответственный исполнитель определяет порядок и сроки подготовки ответа на обращение. Ответственный исполнитель осуществляет контроль за полнотой и правильностью подготовки материалов по обращению всеми соисполнителями и соблюдение ими установленных сроков. Ответственный исполнитель формирует окончательный ответ по обращению при поступлении материалов от соисполнителей.
3.1.4.12. Письма граждан, поступившие из редакций средств массовой информации, органов политических партий и общественных организаций (в том числе с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения), рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения письменных обращений граждан.
Письма с просьбами о личном приеме рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения письменных обращений граждан.
3.1.4.13. Подготовленные по результатам рассмотрения обращений ответы должны соответствовать следующим требованиям:
ответ должен содержать конкретную и четкую информацию по всем вопросам, поставленным в обращении (что, когда и кем сделано или будет делаться);
если просьба, изложенная в обращении, не может быть решена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена;
в ответе должно быть указано, кому он направлен, дата отправки, регистрационный номер обращения, присвоенный в отделе по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области, фамилия, имя, отчество и номер телефона исполнителя.
Если обращение, направленное исполнителю на рассмотрение по компетенции, ставилось соответствующим должностным лицом Администрации Томской области на контроль, исполнитель должен направить в его адрес информацию о результатах рассмотрения обращения в установленные сроки либо направить копию ответа, данного заявителю.
Должностное лицо Администрации Томской области, давшее поручение по обращению:
рассматривает предоставленную информацию о рассмотрении обращения, подписывает ответ заявителю (в орган, обратившийся в интересах заявителя);
дает поручения об исполнении действий, рекомендованных исполнителем в случае удовлетворения обращения гражданина;
определяет вид и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности лиц в случае установления при рассмотрении обращения фактов нарушения предписаний нормативных правовых актов, прав, свобод или законных интересов граждан;
при необходимости (в ответе содержится информация о том, что работа будет продолжена, ответ дан не на все вопросы) ставит рассмотрение обращения на дополнительный контроль.
3.1.4.14. Основанием для возврата проекта ответа на повторное рассмотрение является:
оформление проекта ответа с нарушением установленной формы;
противоречие выводов, изложенных исполнителем в проекте ответа, действующему законодательству;
необходимость дополнительного рассмотрения обращения по обстоятельствам, выявленным в ходе рассмотрения обращения;
ответ дан не на все вопросы обращения.
3.1.4.15. В случае возврата проекта ответа исполнитель в зависимости от оснований возврата обязан:
устранить выявленные нарушения;
провести повторное (дополнительное) рассмотрение обращения по существу.
3.1.4.16. Решение об окончании рассмотрения обращения, поставленного на контроль, принимает должностное лицо Администрации Томской области, которым было дано поручение по данному обращению.
Обращение считается рассмотренным, если даны ответы на все поставленные в нем вопросы, приняты меры, дан письменный ответ гражданину (лицу, органу, обратившемуся в интересах гражданина).
В этом случае должностное лицо Администрации Томской области снимает обращение с контроля, списывая с визой "В дело" ответы, полученные от исполнителей, либо подписывая проект ответа, подготовленного исполнителем.
3.1.4.17. В обязательном порядке осуществляется контроль за исполнением поручений по обращениям граждан, поступившим из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, от депутатов всех уровней.
Контроль за сроками рассмотрения обращений граждан осуществляется посредством автоматизированной системы. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области, ответственный за контроль и организацию рассмотрения обращений граждан, поставленных на контроль, ежедневно проверяет списки обращений, подлежащих исполнению, за пять календарных дней до окончания установленного срока рассмотрения обращений граждан
(30 календарных дней) осуществляет напоминание исполнителям.
3.1.5. Оформление дела по обращению, хранение
3.1.5.1. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области направляет гражданину в порядке делопроизводства подписанный должностным лицом Администрации Томской области ответ. По желанию гражданина ответ на обращение может быть вручен ему лично, отправлен по почте, электронной почтой.
3.1.5.2. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области формирует дело по обращению гражданина, куда подшиваются все материалы по рассмотрению обращения, в том числе поручения, поступившие ответы, справки, вносит в базу данных информацию о результатах рассмотрения обращения.
Датой завершения рассмотрения обращения и снятия с контроля является дата ответа заявителю, дата отправки ответа на запрос корреспондента или дата списания с визой "В дело" ответа, полученного от исполнителя.
Максимальный срок рассмотрения обращения с момента его регистрации не может превышать 30 календарных дней за исключением случаев, предусмотренных законом, с уведомлением об этом заявителя.
Обращения граждан, ответы и копии ответов на них, документы, связанные с их рассмотрением, формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Администрации Томской области.
В случае рассмотрения повторного обращения или появления дополнительных документов они подшиваются к делу с первичным обращением.
Документы в делах располагаются в хронологическом порядке.
Сформированные дела помещаются в специальные папки и располагаются в них в соответствии с порядковыми номерами.
Хранение рассмотренных обращений и материалов к ним обеспечивается отделом по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области в течение пяти лет, после чего уничтожаются в установленном порядке либо передаются на государственное хранение.
3.1.6. Анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в обращениях
Аналитическая работа по обращениям граждан ведется отделом по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области во взаимодействии со всеми структурными подразделениями Администрации Томской области, исполнительными органами государственной власти Томской области.
Анализ поступивших в Администрацию Томской области обращений (характер обращений, статистические данные, динамика показателей) проводится по итогам полугодия, года.
В этих целях департаменты, управления, комитеты, отделы Администрации Томской области предоставляют в отдел по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области информацию о результатах рассмотрения обращений граждан.
Информационно-аналитические справки направляются Губернатору Томской области и его заместителям.
В соответствии с отдельными поручениями Губернатора Томской области и его заместителей готовится информация об обращениях граждан, поступающих из определенного муниципального образования Томской области, за определенный временной период, а также по конкретной тематике.
3.2. Последовательность административных действий (процедур) при личном приеме граждан
3.2.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
регистрация устного обращения;
рассмотрение устного обращения должностным лицом Администрации Томской области;
рассмотрение устного обращения исполнителем;
контроль и оформление дела по устному обращению;
анализ устных обращений граждан.
3.2.2. Регистрация устного обращения
3.2.2.1. Основанием для начала исполнения функции является устное обращение гражданина к должностному лицу Администрации Томской области, государственным гражданским служащим отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области.
Устные обращения граждан могут также поступать при проведении "прямых эфиров" на радио и телевидении, разговоров по телефону.
3.2.2.2. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области, обеспечивающий организацию рассмотрения устных обращений:
проверяет у гражданина документ, удостоверяющий личность;
готовит контрольно-регистрационную карточку, распечатывает ее, заносит сведения в базу данных.
При необходимости распечатывает историю обращений гражданина, которая передается должностному лицу Администрации Томской области, осуществляющему личный прием.
3.2.2.3. Устные обращения, поступившие в ходе "прямого эфира", телефонного разговора, государственный гражданский служащий, ответственный за организацию и проведение "прямого эфира", направляет для регистрации и контроля в отдел по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области.
Максимальный срок передачи обращений на регистрацию - три рабочих дня с даты проведения "прямого эфира".
3.2.3. Рассмотрение устного обращения должностным лицом Администрации Томской области
3.2.3.1. Последовательность приглашения на личный прием осуществляется государственным гражданским служащим, обеспечивающим организацию приема, с учетом категории льгот и состояния здоровья обратившегося, удаленности места проживания от областного центра, даты и времени обращения посетителя.
3.2.3.2. На личном приеме граждан, который ведет должностное лицо Администрации Томской области, присутствуют его помощники или государственные гражданские служащие соответствующих департаментов, управлений, комитетов, отделов Администрации Томской области, отвечающие за работу с личными обращениями граждан.
Должностное лицо Администрации Томской области, осуществляющее личный прием, выслушивает устное обращение гражданина, при необходимости дает соответствующие поручения, которые фиксируются в контрольно-регистрационной карточке обращения.
3.2.3.3. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в контрольно-регистрационной карточке. В остальных случаях должностным лицом Администрации Томской области дается соответствующее поручение о рассмотрении обращения и подготовке письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Во время личного приема должностным лицом Администрации Томской области не допускается рассмотрение служебных вопросов.
При поступлении устного обращения в ходе "прямого эфира", телефонного разговора, по которому требуются лишь разъяснения поставленных вопросов, ответ дается непосредственно в "прямом эфире", по телефону.
3.2.3.4. В случае, когда в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица Администрации Томской области, ведущего личный прием ("прямой эфир", разговор по телефону), гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
3.2.3.5. Во время личного приема гражданин имеет право сделать устное заявление и при необходимости оставить письменное обращение по существу поднимаемых им вопросов.
3.2.3.6. В ходе личного приема гражданину на основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отказывается в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
3.2.3.7. Должностные лица Администрации Томской области во время командировок (поездок) проводят личные приемы граждан непосредственно по месту жительства.
Все административные процедуры при проведении выездных личных приемов соответствуют данному разделу административного регламента.
3.2.4. Рассмотрение устного обращения исполнителем
3.2.4.1. Рассмотрение устного обращения и подготовка письменного ответа осуществляются в соответствии с административными процедурами, изложенными в пунктах 3.1.4.1-3.1.4.6, 3.1.4.9-3.1.4.11 и 3.1.4.13 настоящего административного регламента.
3.2.4.2. Контроль за исполнением поручений, указаний, данных во время личного приема граждан, своевременностью и качеством исполнения поручений, данных в результате личного приема, возлагается на помощников должностных лиц Администрации Томской области, ведущих прием.
3.2.4.3. Подготовленный исполнителем ответ на обращение гражданина, поступившее в ходе личного приема (письменное обращение, переданное во время личного приема), передается на подпись должностному лицу Администрации Томской области, проводившему прием.
3.2.4.4. Рассмотрение обращений, поступивших по "прямому эфиру", в ходе телефонного разговора, осуществляется в соответствии с административными процедурами, изложенными в пунктах 3.2.4.1.-3.2.4.3 настоящего административного регламента.
3.2.5. Контроль и оформление дела по устному обращению
3.2.5.1. Основанием для начала административной процедуры является поступление подготовленного исполнителем проекта ответа по обращению гражданина на рассмотрение должностному лицу Администрации Томской области, проводившему прием.
3.2.5.2. Должностное лицо Администрации Томской области, проводившее прием ("прямой эфир", разговор по телефону), рассматривает проект ответа, дает поручения об исполнении действий, рекомендованных исполнителем в случае удовлетворения обращения гражданина, определяет вид и порядок привлечения к ответственности лиц в случае установления при рассмотрении обращения фактов нарушения предписаний нормативных правовых актов, прав, свобод или законных интересов граждан.
3.2.5.3. Основанием для возврата проекта ответа на повторное рассмотрение может являться:
оформление проекта ответа с нарушением установленной формы;
противоречие выводов, изложенных исполнителем в проекте ответа, действующему законодательству;
необходимость дополнительного рассмотрения обращения.
3.2.5.4. В случае возврата проекта ответа исполнитель в зависимости от оснований возврата обязан:
устранить выявленные нарушения;
провести повторное (дополнительное) рассмотрение обращения по существу поставленных вопросов.
3.2.5.5. Решение об окончании рассмотрения обращения принимает должностное лицо Администрации Томской области, проводившее прием.
Обращение считается рассмотренным, если даны ответы на все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий письменный ответ гражданину.
3.2.5.6. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области направляет гражданину в порядке делопроизводства подписанный ответ. По желанию гражданина ответ на обращение может быть вручен ему лично, отправлен по почте, электронной почтой.
3.2.5.7. Государственный гражданский служащий отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области формирует дело по обращению гражданина, вносит в базу данных информацию о результатах рассмотрения обращения.
Обращения граждан, ответы и копии ответов на них, документы, связанные с их рассмотрением, формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Администрации Томской области.
В случае рассмотрения повторного обращения или появления дополнительных документов они подшиваются к делу с первичным обращением.
Документы в делах располагаются в хронологическом порядке.
Сформированные дела помещаются в специальные папки для хранения в текущем архиве, где располагаются в соответствии с порядковыми номерами.
Контрольно-регистрационные карточки рассмотренных устных обращений также вкладываются в папки с материалами рассмотрения устных обращений.
Хранение рассмотренных обращений и материалов к ним обеспечивается отделом по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области в течение пяти лет, после чего они в соответствии с заключением экспертной комиссии Администрации Томской области либо уничтожаются в установленном порядке, либо передаются на государственное хранение.
3.3. Анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в устных обращениях граждан (личный прием, "прямой эфир", разговор по телефону), осуществляются в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего административного регламента.
4. Порядок и формы контроля за исполнением
государственной функции
4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включают в себя проведение проверок (в том числе с выездом на место), выявление и устранение нарушений прав граждан, принятие решений.
Контроль осуществляется заместителем Губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами, руководителями департаментов, управлений, комитетов, отделов Администрации Томской области, по отдельным поручениям Губернатора Томской области, его заместителей - Контрольным комитетом Администрации Томской области.
4.2. Государственные гражданские служащие отдела по работе с личными обращениями граждан Комитета по общим вопросам Администрации Томской области несут персональную ответственность за своевременную и правильную регистрацию обращений, обеспечение контроля за соблюдением установленного законом срока рассмотрения обращения.
Должностные лица Администрации Томской области несут персональную ответственность за правильность определения исполнителя по рассмотрению обращения, наличие оснований для принятия решения об оставлении обращения без ответа или прекращении переписки, соблюдение сроков рассмотрения обращения, компетентность подписываемого ответа.
Помощники должностных лиц Администрации Томской области несут персональную ответственность за организацию и контроль исполнения поручений должностных лиц Администрации Томской области, данных по рассмотрению обращений граждан.
Исполнители несут персональную ответственность за соблюдение сроков рассмотрения обращения, своевременность продления сроков рассмотрения обращения, содержание подготовленного ответа.
При рассмотрении обращения несколькими исполнителями ответственность за своевременное и правильное исполнение поручений в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.
Ответственность за своевременное рассмотрение обращений, поступивших на личном приеме граждан, возлагается на должностных лиц Администрации Томской области, проводивших прием, а также их помощников.
Персональная ответственность должностных лиц, государственных гражданских служащих Администрации Томской области закрепляется в соответствующих положениях должностных регламентов.
5. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица
Администрации Томской области, а также принимаемых им решений в ходе
исполнения государственной функции
Постановлением Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а пункт 5.1 настоящего Регламента изложен в новой редакции
5.1. Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд в установленном законом порядке на действия (бездействие) должностного лица Администрации Томской области, а также принимаемые им решения в ходе исполнения государственной функции, нарушающие его права и свободы.
*1 "Российская газета, N 237 от 25.12.1993
*2 "Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 19, ст. 2060
*3 "Томский вестник, N 154 от 30.08.1995
*4 "Собрание законодательства Томской области, 31.01.2007, N 1 (18)
*5 "Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2003, регистрационный N 4673
Российская газета, N 120 от 21.06.2003
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 7 мая 2008 г. N 87а "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции "рассмотрение обращений граждан в Администрации Томской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 30 мая 2008 г. N 5, в газете "Томские новости" от 5 июня 2008 г. N 23
Постановлением Администрации Томской области от 7 февраля 2013 г. N 40а настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 18 апреля 2012 г. N 139а
Постановление Администрации Томской области от 12 января 2011 г. N 3а
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Постановление Администрации Томской области от 30 сентября 2010 г. N 188а
Постановление Администрации Томской области от 31 августа 2010 г. N 165а