Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 16 июля 2010 г. N 700 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 6 мая 2009 г. N 371-п
Целевая программа
"Развитие городского сообщества"
на 2009-2011 г.г.
9 ноября 2009 г., 4 мая, 16 июля 2010 г.
I. Паспорт городской целевой программы
"Развитие городского сообщества" на 2009-2011 г.г.
название городской целевой программы
комитет по местному самоуправлению администрации г. Томска
заказчик программы
II. Анализ сложившейся ситуации
Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Современная муниципальная реформа нацелена на максимальное сближение интересов органов местного самоуправления и населения, на консолидацию идей, сил и ресурсов местных сообществ и власти для формирования комфортных условий проживания в муниципальных образованиях.
Стратегия развития города Томска до 2020 года "Большой город" в деле развития институтов местного самоуправления в Томске устанавливает три вектора: первый вектор - дальнейшее повышение роли различных самоорганизующихся объединений в процессах выработки и принятия решений, касающихся развития города Томска в целом и отдельных его частей; второй вектор - дальнейшее повышение самостоятельности и ответственности органов ТОС, в том числе за счет передачи им на договорной основе отдельных функций по решению некоторых вопросов местного значения, налаживания общественного контроля со стороны ТОСов за состоянием городской среды, благоустройством города Томска; третий вектор - расширение участия городских некоммерческих организаций в непосредственной реализации планов и проектов городского развития, за счет использования механизмов муниципального гранта, муниципального заказа и социального партнерства. Эти векторы правильно определены в стратегическом документе города Томска и отражают степень готовности органов местного самоуправления к равному диалогу с широкой общественностью через формы участия населения в местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления города Томска должны прилагать усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). И в этой работе целесообразно стремиться к уровню, который выражается фразой: "город Томск - столица местного самоуправления". Территориально сегодня в стране нет города, где местное самоуправление получает всемерную и всестороннюю поддержку, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищный кодекс РФ обязывают органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления.
Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города. В докладе Общественной палаты РФ "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" за 2007 год указано, что формирование местных сообществ как основы дальнейшего развития гражданского общества требует дополнительных инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных, от всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, НКО и общества в целом.
Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы населения, конференции (собрания) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, правотворческие инициативы населения и т.д. - все это формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, формы, которые способствуют зарождению и укреплению местных сообществ. Многие из них нашли свое применение в городах нашей страны и реально работают на становление в России дееспособного, устойчивого и народного местного самоуправления. К сожалению, большинство законодательно признанных форм участия населения в местном самоуправлении остаются "на бумаге". К числу трудностей реализации этих форм на практике относятся несовершенство правового регулирования, плохая финансовая обеспеченность муниципальных образований, неготовность некоторых должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих к привлечению населения к процессу муниципального управления и т.д.
Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений.
Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в городе Томске связано с полной реализацией концепции развития территориального общественного самоуправления в городе Томске, утвержденной Городским советом при Мэре города Томска по территориальному общественному самоуправлению. Кроме того оно связано с районным делением в городе Томске, а также с наличием в муниципальном образовании поселков и сельских населенных пунктов. Эти обстоятельства потребуют необходимости совершенствования системы муниципального управления, построенной на основе более тесного и эффективного взаимодействия районной власти и общественности.
Публичные слушания - это сравнительно новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, в управлении городом Томском. Публичные слушания введены по требованию нового Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный закон требует обязательного обсуждения с населением муниципального образования наиболее важных муниципально - правовых документов. Такой формат общения местной власти и населения пришел надолго и всерьез. Как следствие, публичные слушания все больше входят в практику взаимоотношений городской власти и томичей, обеспечивая открытость процесса управления администрацией города Томска и участие граждан в местном самоуправлении.
В целях информирования населения о местном самоуправлении, повышения популярности идей местного самоуправления среди населения издается томская городская газета "Общественное самоуправление", официальное издание "Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск", регулярно проводятся различные конференции, семинары и круглые столы по вопросам местного самоуправления. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития. Для обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов местного самоуправления города Томска сформированы и действуют Томская городская палата общественности, Координационный Совет женщин, Совет старейшин, Совет по территориальному общественному самоуправлению и др., создан центр социально-консервативной политики "Сибирь" по Сибирскому Федеральному округу как площадка для общественных дискуссий и др. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требуют также дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.
Становление эффективной системы местного самоуправления, повышение качества жизни населения в городе Томске напрямую связано с формированием благоприятных условий для институтов гражданского общества и некоммерческих объединений граждан, нацеленных на решение проблем городского уровня. Правильно указаны в Стратегии развития города Томска до 2020 года "Большой город" ключевые шаги, необходимые для обеспечения консолидации городского сообщества. Ключевыми шагами консолидации городского сообщества вокруг проблем развития города Томска должны стать информационные кампании, направленные на обсуждение основных городских проблем и возможных путей их решения. Включение различных групп и слоев в обсуждение стратегических и тактических развилок и вариантов действий позволит горожанам быть в курсе проблем, видеть и осознавать "цену" тех или иных решений, а администрации города Томска разделить с горожанами ответственность за предпринимаемые шаги. Вторым ключевым фактором консолидации сообщества является формирование в городе Томске традиции публикации всеми ключевыми субъектами городской жизни своих планов и намерений, для их открытого обсуждения и принятия во внимание другими субъектами. Публикация намерений и реагирование на их критику - важнейший элемент современной городской культуры, не присущий советской управленческой школе. Формирование в городе Томске подобной управленческой традиции есть предмет специальных усилий, как со стороны администрации города Томска, так и со стороны других заинтересованных кругов. Третьим элементом консолидации сообщества может стать формирование пакета инфраструктурных проектов, которые должны реализовываться с использованием механизмов частно-общественного партнерства.
Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления страной через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно-полезных целей. Некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют авангард гражданского общества и его институциональную основу. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть местного населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российских городов и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.
Некоммерческие организации города Томска играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии города Томска, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города Томска, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, профсоюзные организации оказывают помощь в организации трудоустройства и повышения занятости населения, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды города Томска и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Общественный сектор города Томска по природе своей многообразен и, главное, активен. Томск имеет специфику молодого и активного города, который "переполнен" образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города Томска задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития города Томска. Средства бюджета муниципального образования "Город Томск", выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем города Томска. В этой деятельности следовало бы стремиться к решению задачи по организации и функционированию муниципальной инфраструктуры по поддержке гражданских, общественных инициатив.
В городе Томске существует проблема налаживания эффективной коммуникации внутри городского сообщества по схеме "НКО-власть-бизнес". Диалог между властью и населением важен потому, что в ходе такого диалога вырабатываются общие подходы к решению городских проблем: власть узнает запросы и потребности населения, а население подсказывает пути наиболее эффективного удовлетворения этих запросов и потребностей, в том числе возлагая на себя определенные обязательства. В силу этих же и других причин важен диалог между властью и бизнесом, бизнесом и НКО. Необходимы структуры, механизмы и мероприятия, в рамках которых может вестись такой диалог между основными субъектами городского сообщества. Причем в диалоге бизнеса и НКО органы местного самоуправления города Томска должны взять на себя роль арбитра, координатора, гаранта.
Несколько лет подряд в городе Томске реализуется муниципальная целевая программа "Развитие общественного самоуправления в городе Томске". Благодаря этому, ежегодно все достижения этой целевой программы и ее исполнителей получали дальнейшее развитие, возможность для совершенствования и улучшения. За это время данная программа и результаты ее реализации стали известны многим горожанам, жителям Томской области и других регионов России. В 2006 году целевая программа "Развитие общественного самоуправления в городе Томске" была реализована на сумму 5 844 тыс. руб., а в 2007 году из бюджета города Томска на данную целевую программу было выделено 7 454 тыс. руб. В 2008 году объем финансирования программы составил 9 020 тыс. руб. Конечно, этих средств недостаточно для реализации других значимых мероприятий в области развития местного, общественного самоуправления и становления гражданского общества на территории города Томска. В перспективе для реализации стратегического направления "Развитие городского сообщества", Стратегии развития города Томска до 2020 г. "Большой город" целесообразно пересмотреть незначительный темп увеличения объемов финансирования программы, поскольку многие мероприятия (проекты), предусмотренные в стратегическом документе города Томска, сегодня остаются без внимания.
III. Экономическое обоснование реализации мероприятий
городской целевой программы "Развитие городского сообщества"
на 2009-2011 г.г.
Ожидаемые результаты реализации программы (целевые индикаторы)
N п/п |
Мероприятия программы |
Обоснование мероприятий программы |
Плановое значение индикатора |
1. |
Подготовка изменений и дополнений в муниципальные правовые акты по вопросам местного и общественного самоуправления |
Данное мероприятие позволит привести в соответствие с федеральным и региональным законодательством муниципальные правовые акты в области институтов местного и общественного самоуправления, продолжить работу над совершенствованием данных муниципальных правовых актов |
Наличие эффективной системы муниципальных правовых актов по данным вопросам |
2. |
Разработка и издание информационно-аналитических материалов для ТСЖ и других жилищных объединений граждан |
Разработка и издание информационных материалов в данном направлении необходимы для создания благоприятных условий становления в городе Томске всевозможных форм жилищных объединений, а также в целях реализации на территории города Томска жилищно-коммунальной реформы и вовлечения населения в процесс управления жилым фондом города Томска |
Выпуск изданий, брошюр, буклетов и т.п. ( в количестве не менее 5 в год) |
3. |
Реализация концепции, положения и механизма работы Совета национально - культурных объединений |
В связи с тем, что в городе Томске проживает большое количество людей различных национальностей, приезжает много иностранных и иногородних студентов, которые образуют различные сообщества (землячества) и диаспоры, проводят многочисленные собственные мероприятия, в городе Томске назрела необходимость поддержки данных сообществ, а также организации совместной работы всех национально-культурных объединений на территории города Томска. Для координации такой масштабной деятельности органов власти, национально-культурных объединений целесообразно обновить и активизировать работу Совета национально - культурных объединений |
Работа Совета национально-культурных объединений |
4. |
Проведение и распространение результатов научно-исследовательских работ в сфере местного самоуправления по актуальным проблемам города Томска |
Исследование состояния местного самоуправления в городе Томске и Томской области позволит выстраивать дальнейшие перспективы развития местного и общественного самоуправления в городе Томске. Это мероприятие позволит сформировать и консолидировать в городе Томске экспертное сообщество по муниципальной тематике, привлечь внимание вузовских структур к теме муниципального управления |
Работа в городе экспертного сообщества по муниципальной проблематике |
5. |
Функционирование Фонда развития местного самоуправления и поддержки гражданских инициатив |
Функционирование такого Фонда позволит консолидировать силы и ресурсы местных сообществ на благо города Томска |
Функционирование в городе Томске данного Фонда |
6. |
Организация и проведение обучающих семинаров лидеров НКО |
Проведение обучающих семинаров для лидеров НКО на актуальные темы повысит профессиональный уровень руководителей и позволит увеличить количество реально работающих некоммерческих организаций в городе Томске |
Проведение не менее 1 семинара в квартал ежегодно |
7. |
Разработка концепции, положения и механизма работы народных Домов (Дома некоммерческих организаций и Дома дружбы народов) |
Разработка концепции Домов и правил их деятельности, создание общественного механизма управления Домами и поиск внебюджетных источников содержания Домов (помимо бюджетного источника) |
Формирование и наличие организационных условий для создания народных Домов |
8. |
Издание муниципальной газеты "Общественное самоуправление" |
Газета "Общественное самоуправление" адресована всем социально активным гражданам: общественникам, предпринимателям, директорам предприятий и учреждений, работникам администраций всех уровней и самое главное жителям всего города Томска. Газета стала очень популярной, т.к. в ней обсуждаются и решаются самые актуальные вопросы, которые волнуют всех жителей города Томска, не важно какого он статуса или должности. В газете публикуются эксклюзивные материалы о ходе жилищной реформы, оказывается консультативная помощь в вопросах выбора способа управления домом, информация об управляющих компаниях, опыт других городов в реализации реформы, положительный опыт наших активных ТОС и пр. Необходимо, чтобы о ходе развития местного самоуправления знали жители города Томска и, чтобы их голос был услышан при определении приоритетов. На страницах газеты вместе с томичами обсуждаются проблемы реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, вопросы благоустройства и перспективы развития города Томска. Газета стала 8 полосной, с вкладышем, увеличилось количество экземпляров. |
Издание 12 номеров газеты и 4 спецвыпуски по самой актуальной проблематике, организация адресной доставки |
9. |
Поддержка и развитие Интернет - сайта для томских НКО |
Идея создания единого информационного пространства для представителей некоммерческих организаций, бизнеса, власти в сфере решения социальных задач была поддержана более чем 100 некоммерческими организациями города Томска, ТОС, депутатами Думы города Томска, представителями городской администрации и областной Администрации. В итоге администрацией города Томска, Томской городской палатой общественности совместно с Центром общественного развития при поддержке депутатов успешно работает интернет-сайт "Томская городская Палата общественности" с полезными ресурсами для всех НКО. Поддержка и обновление сайта дает дополнительные возможности для новых партнерств с инициативными группами, НКО, органами власти и коммерческими организациями. Также на данном сайте можно получить справочную информацию о благотворительных фондах, грантах, конкурсах, семинарах, рабочих встречах, круглых столах и других общественно-публичных мероприятиях. Сайт успешно функционирует уже более 4-х лет, имеет большую посещаемость и содержит в себе большое количество полезной информации для НКО. |
Увеличение количества посетителей сайта до 15 000 в 2010г. до 20 000 в 2011г., постоянное наполнение рубрик "Вопрос - ответ", "Обратная связь" |
10. |
Оказание поддержки общественным и другим некоммерческим объединениям граждан по проведению социально - значимых мероприятий, проводимых совместно с администрацией города Томска |
В городе Томске с каждым годом становится все больше неравнодушных, инициативных людей, желающих изменить жизнь к лучшему. Оказать таким людям поддержку, и не просто моральную, а материальную - долг администрации города Томска и Думы города Томска. Средства, выделяемые некоммерческим организациям, идут на оплату услуг по благоустройству, озеленению, организацию и проведение детских и молодежных праздников, создание и обустройство детских площадок и мест отдыха для детей и пенсионеров, проведение культурных и иных значимых для города Томска мероприятий, оказание помощи малоимущим, детям сиротам, молодежи и др. |
Поддержка организаций в проведении общественно - значимых мероприятий ( не менее 30 в 2009 г., 35 организаций в2010г., 40 в 2011г.) |
11. |
Функционирование ресурсного центра поддержки НКО |
Деятельность Центра направлена на достижение одновременно трех взаимосвязанных и взаимодополняющих целей: содействие развитию деятельности некоммерческих организаций в городе Томске; повышение качества, значимости и популярности работы некоммерческих организаций; совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций города Томска как субъектов гражданского общества. Центр предоставляет в качестве безвозмездной поддержки стандартный набор услуг для НКО: доступ к оргтехнике и методической литературе, консультации экспертов, предоставление зала для заседания органов НКО и др. |
Количество представителей НКО, посетивших Центр - не менее 500 чел. в 2009 г., 600 чел. в 2010 г. 700 в 2011г. |
12. |
Организация и проведение Гражданской лиги |
Данное мероприятие проводится ежегодно на территории города Томска городскими и областными структурами с целью выработки рекомендаций по совершенствованию механизмов взаимодействия между гражданами, их некоммерческими объединениями, органами власти и бизнес-структурами. |
Количество участников - не менее 500 чел. ежегодно, увеличение количества организаций |
13. |
Организация и проведение конференции по итогам развития самоуправления населения в городе Томске в 2009, 2010 и в 2011 годах |
Ценность данной конференции заключается, прежде всего, в обмене опытом работы общественности между собой. Среди рассматриваемых вопросов: состояние, проблемы, перспективы институтов местного самоуправления, социальное партнерство власти и бизнеса, достижения диалога власти и общественности, состояние финансово-экономических основ НКО, ТОС, ТСЖ и др. Практика проведения подобных мероприятий показывает заинтересованность и активное участие представителей власти, экспертов и населения в них. |
Наличие издания методических материалов по итогам конференции, распространение материалов по региону |
14. |
Обучение граждан управлению многоквартирным жилым домом |
По мере осознания людьми необходимости решать проблемы по месту жительства, объединившись, у них появляется потребность в получении знаний. Специально разработанная программа обучения позволит гражданам города Томска идти в ногу со временем, учитывая изменения в местном законодательстве и жилищном законодательстве РФ. Сегодня одной из самых эффективных форм управления многоквартирным домом является объединение собственников жилья в форме товарищества собственников жилья. |
Увеличение количества профессиональных кадров и активистов жилищных объединений (организаций), которые смогут грамотно выстраивать политику работы с населением (не менее 120 чел в 2010 г.,140 в 2011г.) |
15. |
Уроки местного самоуправления среди молодежи города Томска |
В настоящий момент сложилась такая ситуация, что не все граждане четко осознают и понимают, что такое местное самоуправление. В связи с этим, необходимо давать уже со школьной скамьи уроки местного самоуправления, с тем, чтобы молодежь на будущее знала, что такое органы местного самоуправления, чем они занимаются, кто такой Губернатор, Мэр, областная и городская Думы и чем различаются их функции. Также что такое бюджет, как он планируется, что такое муниципальная собственность и многое другое. В будущем у них отпадет большинство вопросов. Необходимо привлекать молодых, инициативных и с активной жизненной позицией людей в работы на благо города Томска |
Внедрение программы (не менее 5 уроков ежегодно) |
16. |
Организация и проведение лекций по интересным тематикам для повышения грамотности населения |
Данное мероприятие позволит восстановить традицию по проведению лекций для широкой аудитории по интересным и актуальным темам для города Томска (экология, правозащита, ЖКХ и т.д.) |
Проведение не менее 15 лекций ежегодно |
17. |
Создание Делового клуба, объединяющего социально - активный бизнес |
Создание такого делового клуба позволит улучшить диалог между бизнесом и общественностью путем общения бизнес - структур, помогающих НКО в реализации общественно - полезных проектов |
Проведение не менее 2 встреч с бизнес-структурами ежегодно |
18. |
Организационно - техническое обеспечение мероприятий Томской городской палаты общественности |
Организационно - техническое обеспечение деятельности данного института предполагает совершенствование нормативной базы, поддержку пресс-центра, подготовку рабочих материалов, техническое обеспечение деятельности для выработки новых инновационных идей в решении проблем местного значения. |
Проведение общественной экспертизы нормативно-правовых актов для внесения проектов документов на Думу города Томска. Выработка рекомендательных решений по актуальным городским вопросам (9 собраний ТГПО в год ) |
19. |
Организационно-техническое обеспечение мероприятий Координационного совета женщин |
Организационно - техническое обеспечение деятельности Координационного совета женщин для привлечения активных женщин города Томска к обсуждению и решению социально - значимых проблем городского сообщества |
Организация круглых столов, акций, социально-значимых проектов (не менее 5 ежегодно ) |
20. |
Организационно - техническое обеспечение мероприятий детско-юношеского парламента |
Средства, выделяемые на организационно - техническое обеспечение данного института, идут на финансирование социально-значимых мероприятий, проводимых парламентом |
Проведение семинаров, школьных акций, конкурсов (не менее 10 ежегодно) |
21. |
Оказание поддержки национально-культурным объединениям по проведению социально-значимых мероприятий |
Средства, выделяемые на оказание поддержки по данному направлению, идут на финансирование социально-значимых мероприятий, проводимых различными национально-культурными объединениями, существующими в городе Томске, на поддержку изданий, национальных праздников, фестивалей, проектов. |
Проведение ряда социально-значимых для города Томска мероприятий (не менее 14 в 2010г., 17 в 2011г.) |
22. |
Организация и проведение конкурса на предоставление муниципального гранта НКО |
Последние четыре года все более активным становится вовлечение общественных (некоммерческих) организаций в управление городом Томском через разработку и реализацию общественно-полезных проектов. Самый короткий путь к этому лежит через механизм муниципального гранта. Распределение муниципальных бюджетных средств на конкурсной основе среди некоммерческих организаций всех форм, в том числе среди общественных организаций - это цивилизованная и эффективная форма работы местной власти с общественной инициативой. Данное мероприятие проводится с 2000 года. Первый конкурс в виде муниципального социального заказа имел узконаправленный характер, работа проводилась с подростками с ограниченными возможностями. Остальные были уже направлены на разные социальные группы, которые получили более широкий спектр услуг - это работа с детьми, молодежью, пенсионерами, жителями в микрорайонах, создание детских площадок и спортивных клубов, проведение массовых мероприятий по месту жительства и т.д. Практика работы показала, что результативность деятельности ОО и ТОС в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города Томска, поэтому организация конкурса социально значимых проектов важна и необходима на современном этапе развития местного самоуправления. |
Увеличение количества поданных проектов на конкурс - не менее 53 заявок в 2010г., 57 в 2011г. (2008 г. - 42 заявки) |
23 |
Организация и проведение городского конкурса по благоустройству "Томский Дворик " |
Значимость и необходимость проведения данного мероприятия очевидна. Конкурс по благоустройству "Томский дворик" за долгие годы своего существования стал для томичей любимым и долгожданным событием. Каждый год у жителей Томска появляется возможность доказать свою любовь к родному городу. И горожане пользуются такой возможностью, активно обустраивают свой быт, начиная с балконов, подъездов, в которых проживают, и, заканчивая придомовыми территориями. Главное назначение конкурса в том, что люди начинают обращать внимание на то, где они живут, и понимают, что уют дворов и подъездов во многом зависит от них самих. В конкурсе 12 номинаций, в которых принимают участие более 400 объектов. |
Увеличение количества участвующих ежегодно не менее 500 чел.(2008 г. - 520 объектов, кол-во участников - около 6 000 жителей) привлечение к участию в конкурсе молодежи |
24. |
Юридическая и организационно- правовая помощь в создании, регистрации ТОС, ТСЖ |
Администрации районов города Томска оплачивают изготовление информационных и методических материалов для ТОС и ТСЖ |
Выпуск не менее 10 информационно - методических сборников ежегодно |
25. |
Семинары по организационно - правовой помощи ТОС, ТСЖ |
По мере осознания людьми необходимости решать проблемы по месту жительства, у них появляется потребность в получении знаний, особенно в связи с реализацией положений Жилищного кодекса РФ. Специально разработанные программы обучения позволят участникам ТОС и членам ТСЖ идти в ногу со временем, учитывая изменения в законодательстве. |
проведение 25 в 2010г., 30 в 2011г. семинаров в районах города Томска по актуальной тематике ежегодно |
26. |
Организация обучения руководителей и бухгалтеров ТСЖ |
Сегодня одной из самых эффективных форм управления многоквартирным домом является объединение собственников жилья в форме товарищества собственников жилья. Подготовка квалифицированных кадров председателей и бухгалтеров позволит вести работу более эффективно. |
Обучить не менее 35 чел. в 2010г.,40 чел. в 2011г. |
27. |
Оплата услуг по оформлению техпаспортов домовладения для ТСЖ |
Решение вопросов своевременного оформления технических паспортов домовладения на первом этапе создания ТСЖ позволит населению ощутить заботу и поддержку органов власти, организоваться и начать работу на своей территории. |
Будет оформлено не менее 17 техпаспортов для домов ТСЖ в 2010г., 20 в 2011г. |
28. |
Организация и проведение конкурса "Весенний марафон" |
Несмотря на то, что "Весенний марафон" проводился впервые в 2004 году, он зарекомендовал себя как полезный и нужный конкурс. Цель - наведение чистоты и порядка у жилых домов, на улицах, в парках и других общественных местах после долгой сибирской зимы. Активными участниками стали товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, студенты, работники учреждений здравоохранения, образовательной и социальной сферы. Проведение конкурса направлено на вовлечение широких слоев населения к уборке территорий. |
Увеличение количества объектов до 230 в 2010г., до250 в 2011г. (2008 г. - 200 объектов) |
29. |
Организация и проведение конкурса "Лучший ТОС района", либо "Лучшее ТСЖ района" |
В целях поощрения лучших ТСЖ и ТОС, а также для привлечения наибольшего количества населения к участию в местном самоуправлении, планируется проведение в 2009 г. конкурса "Лучшее ТСЖ района 2009 года" в Ленинском районе, и "Лучший ТОС" в Ленинском, Советском районах города Томска. |
Привлечение большего количества лиц, участвующих в ТСЖ и ТОС (не менее 5 500 чел. в 2010г., 6 000 в 2011г.) |
30. |
Организационно-техническое обеспечение мероприятий Координационного Совета по ТОС и ТСЖ |
Работа ведется для координации взаимоотношений ТОС и ТСЖ с обслуживающими организациями и органами местного самоуправления на территории районов города Томска. Выработка общих направлений деятельности и их реализация на практике. |
Проведение не менее 5 собраний ежегодно. Обсуждение актуальных проблем и поиск путей их решения |
31. |
Проведение мероприятий по организации летнего отдыха среди детей и подростков ТОС |
Необходимо организовать летние дворовые лагеря отдыха для детей совместно с управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Томска на базе активных ТОС и ТСЖ Советского района города Томска. |
Организовать не менее 15 летних минилагерей с привлечением более 1000 детей ежегодно. |
32. |
Организационно - техническое обеспечение мероприятий клубов по интересам для детей и лиц старшего поколения по месту жительства |
Организационно - техническая поддержка деятельности клубов при ТОС и ТСЖ |
Наличие клубов по интересам в районах города Томска (не менее 6 в 2010г., не менее 8 в 2011г.) |
33. |
Проведение социально - значимых, праздничных мероприятий, дворовых праздников, благоустройства и озеленения районов города Томска совместно с ТОС, ТСЖ |
В целях привлечения большего количества жителей к активному участию в жизни своих объединений по месту жительства проведение социально - значимых, праздничных мероприятий, проведение благоустройства и озеленения районов города Томска играет большую роль. |
Проведение мероприятий (не менее 15 в 2010г., 20 в 2011г.) Благоустройство и озеленение (не 52 объектов в 2010г., 55 в 2011г.) |
34. |
Организация и проведение конкурса "Зимние забавы" |
Цели данного конкурса направлены на обустройство детских городков, организацию новогодних праздников на территории ТОС, действующих в Советском районе города Томска |
До 220 участников конкурса в 2010г., до 250 в 2011г. |
35. |
Организация и проведение конкурсов дворовых футбольных команд ТОС, ТСЖ "Спорт против наркотиков" |
Конкурс проводится в Ленинском районе города Томска с целью пропаганды здорового образа жизни, организации активного досуга молодежи, популяризации занятий физической культурой и спортом, в частности футболом. |
До 130 участников из дворовых команд в 2010г., 150 в 2011г. |
36. |
Организационное обеспечение "Школы потребителя жилищно-коммунальных услуг" и школы "Жилищного просвещения", школы активистов ТОС и ТСЖ |
Данные мероприятия, проводящиеся на территории Советского, Ленинского и Октябрьского районов города Томска, позволят создать благоприятные условия для успешного исполнения Жилищного кодекса РФ, оказать действенную помощь жителям города Томска при выборе способа управления многоквартирным домом, дать исчерпывающую информацию по работе управляющих организаций, товариществ собственников жилья. Семинары, "круглые столы" по реформе ЖКХ помогут жителям города Томска разобраться и выбрать оптимальные способы управления домом, получить необходимые нормативно - правовые документы. |
Повышение уровня информированно-сти жителей районов города Томска в рамках Жилищного кодекса РФ. Проведение не менее 50 консультаций в 2010г., 60 в 2011г.,14 семинаров и "круглых столов" в 2010г., 16 в 2011г. |
37. |
Организация и проведение конкурсов "Лучший руководитель ТОС" |
Конкурс "Лучший руководитель ТОС" направлен на развитие движения территориального общественного самоуправления, а именно на поддержку советов микрорайонов, советов кварталов, советов улиц, советов домов и подъездов. Конкурс проводится в IV квартале, т.е. это подведение итогов участия ТОС в конкурсах "Весенний марафон", "Томский дворик" и т.д., работа с жителями, УК, участие в общественной жизни районов города Томска. |
Привлечение около 35 руководителей советов микрорайонов, советов кварталов в 2010г., 40 в 2011г., 75 руководителей советов домов и подъездов 2010г.,80 в 2011г. |
38. |
Организационно - техническое обеспечение мероприятий, проводимых администрацией района совместно с ТНП "Совет по территориальному общественному самоуправлению Октябрьского района" |
Организация деятельности ТНП "Совет по территориальному общественному самоуправлению Октябрьского района" позволит консолидировать все усилия и получать больший эффект от деятельности ТОСов на территории района. |
Проведение не менее 4 заседаний в год |
39. |
Организация и проведение конкурса "Лучшая некоммерческая организация года" |
Последние четыре года все более активным становится вовлечение общественных (некоммерческих) организаций в управление городом Томском через разработку и реализацию общественно-полезных проектов. Самый короткий путь к этому лежит через механизм конкурса. Распределение муниципальных бюджетных средств на конкурсной основе среди некоммерческих организаций всех форм, в том числе среди общественных организаций - это цивилизованная и эффективная форма работы местной власти с общественной инициативой. Данное мероприятие проводится с 2000 года. Практика работы показала, что результативность деятельности ОО и ТОС в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города Томска, поэтому организация конкурса "Лучшая некоммерческая организация года" важна и необходима на современном этапе развития местного самоуправления |
|
40. |
Организация и проведение конкурса "Новые традиции" |
Конкурс "Новые традиции" направлен на вовлечение жителей, органов территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья Октябрьского района в социально - значимые мероприятия: воспитание патриотизма и любви к своему району, проведение благоустроительных работ, развитие и сохранение семейных традиций, создание комфортных условий для проживания населения на территории Октябрьского района города Томска |
Улучшение состояния благоустройства в районе, участие в конкурсе не менее 300 человек |
IV. Основные цели и задачи программы
Цели программы:
1. Становление в городе Томске развитого и активного городского сообщества;
2. Содействие развитию всех форм и направлений местного, общественного самоуправления на территории муниципального образования "Город Томск";
3. Обеспечение участия населения муниципального образования "Город Томск" в местном самоуправлении;
4. Повышение информированности населения муниципального образования "Город Томск" о местном самоуправлении, о работе органов местного самоуправления.
Задачи программы:
1. Формирование условий для развития форм и структур местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.);
2. Вовлечение жителей города Томска в решение вопросов местного значения;
3. Содействие становлению территориального общественного самоуправления и иных форм объединений граждан;
4. Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций по реализации стратегических направлений развития города Томска;
5. Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления;
6. Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности;
7. Содействие жителям города Томска в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении;
8. Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем города Томска.
V. Этапы программы и сроки их реализации
I этап. 2009 год
II этап. 2010 год
III этап. 2011 год
VI. Ожидаемые результаты реализации программы
Развитие местного, общественного самоуправления в городе Томске и привлечение некоммерческих организаций к решению социально-экономических проблем города Томска по прежнему остаются приоритетными направлениями работы администрации города Томска в 2009-2011 г.г.
Главными задачами являются вовлечение жителей города Томска в управление жилищным фондом, повышение их заинтересованности в рациональном расходовании ресурсов организациями жилищно-коммунального комплекса и бережном отношении к результатам жилищно-коммунальных услуг. А также совершенствование нормативно-правовой и экономической базы, создание механизма регулирования самодеятельности населения по решению собственных и одновременно общественно значимых проблем.
"Третий сектор" выполняет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как свобода выбора, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность. Уже не один год эти организации решают жизненно - важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, работа с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Общественно-полезная деятельность населения, направленная на решение жизненно - важных проблем, нуждается в организационной и финансовой поддержке. И на данном этапе нам необходимо и целесообразно поддерживать эти инициативы, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой - должны быть увязаны с программами муниципального образования "Город Томск".
Риски реализации программы:
- неготовность и пассивность населения;
- деятельность НКО не всегда носит постоянный и устойчивый характер;
- муниципальные структуры действуют в соответствии с государственной политикой, которая в отношении НКО может измениться;
- изменение федерального и областного законодательства о местном самоуправлении;
- снижение объема финансирования по программе, в результате ухудшения финансового положения муниципального образования "Город Томск".
Методика оценки эффективности программы:
- увеличение количества ТСЖ и ТОС;
- увеличение доли населения, участвующей в решении вопросов местного значения, участвующих во всех социально - значимых для города Томска мероприятиях (конференции, публичные слушания и пр.);
- увеличение количества общественных объединений;
- увеличение количества совещательных и координационных органов при администрации города Томска и эффективность их работы;
- увеличение количества граждан, участвующих в работе объединений по интересам, в том числе клубов по месту жительства, и количество этих объединений.
- формирование благоприятных условий для обеспечения прав жителей города Томска на участие в местном самоуправлении
- количество активистов прошедших обучение;
- благоустройство города Томска на всех его окраинах;
- растущее доверие граждан к органам власти;
- уменьшение количества жалоб по многим жилищным и социально - значимым вопросам от жителей города Томска;
- развитие и совершенствование рынка социально-культурных услуг.
Реализация Программы в 2009 - 2011 г.г. позволит:
- усилить контакт органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" с городским сообществом;
- повысить информированность городского сообщества о местном самоуправлении и его формах;
- увеличить количество жилищных объединений граждан и повысить эффективность их деятельности в рамках управления жилищным фондом;
- развить партнерские отношения ТОС и органов местного самоуправления по решению городских проблем по месту жительства;
- выстроить взаимовыгодные партнерские отношения ТОС и предприятий жилищно-коммунального хозяйства в процессе решения жилищно-коммунальных проблем по месту жительства;
- усовершенствовать нормативно - правовые условия для формирования эффективной системы общественного самоуправления;
- вовлечь широкие слои населения в общественную жизнь города Томска;
- снизить социальную напряженность в городской среде;
- повысить уровень доверия населения к городской власти.
VII. Эффективность реализации программы
Целевая программа "Развитие городского сообщества" ориентирована, прежде всего, на социальный, экономический и экологический эффект.
Социальный эффект, получаемый в результате осуществления общественного самоуправления, учитывается через следующие показатели:
- количество созданных ТОС, ТСЖ и других НКО;
- количество некоммерческих организаций, участвующих в реализации программы, в том числе в конкурсах;
- мнение населения о деятельности ТОС, ТСЖ и других НКО;
- заключения соответствующих отраслевых органов администрации города Томска по итогам реализации программы;
- количество граждан, участвующих в работе объединений по интересам, в том числе клубов по месту жительства и количество этих объединений.
Экологический эффект, получаемый в результате реализации программы, является косвенным, но достаточно весомым:
- экологических организаций, получивших поддержку их программы на реализацию экологических проектов и мероприятий на территории Томска и Томской области;
- количество озелененных двориков, сквериков, в том числе за счет населения города Томска;
- количество разбитых клумб и цветников силами жителей города Томска.
Экономический эффект, получаемый в результате реализации программы:
- повышение уровня активности горожан, что влечет за собой дальнейшее снижение уровня безработицы;
- активизация малого бизнеса в жилищно-коммунальной сфере;
- улучшение имиджа города Томска как города развитого местного самоуправления;
- улучшение инвестиционного имиджа города Томска;
- экономия городских ресурсов для достижения определенных результатов в улучшении качества жизни горожан за счет собственного вклада организаций и населения;
- привлечение дополнительных внебюджетных средств (ресурсов) для решения проблем города Томска;
- повышение качества работы с населением, вследствие чего расширяются механизмы для решения общегородских проблем общими усилиями.
В целом, целевая программа "Развитие городского сообщества" на 2009-2011 г.г. направлена на улучшение условий жизни томичей, решение социально - значимых проблем для города Томска, укрепление взаимодействия между властью и населением.
VIII. Описание системы управления реализацией программы
Комитет по местному самоуправлению администрации города Томска и администрации районов города Томска обеспечивают реализацию Программы. Исполнители мероприятий программы определены либо непосредственно в Программе, либо определяются в соответствии с действующим законодательством. При реализации Программы бюджетные средства предоставляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе в форме ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Общий контроль исполнения программы осуществляет администрация города Томска, которая по мере необходимости уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей и др. и Дума города Томска.
Текущий контроль исполнения программы осуществляют комитет по местному самоуправлению администрации города Томска и контрольный комитет администрации города Томска по разделам программы.
Комитет по местному самоуправлению администрации города Томска осуществляет управление городской целевой программой, ежеквартально представляет в департамент экономики и департамент финансов администрации города Томска отчет о ходе реализации программы.
При отсутствии финансирования мероприятий программы комитетом вносятся предложения об изменении объема и сроков их реализации.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
В случае заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг с физическими лицами перечисление предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию городской долгосрочной целевой программы "Развитие городского сообщества" на 2009-2011 г.г.
Председатель комитета |
Т.И. Макогон |
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 6 мая 2009 г. N 371-п "Об утверждении городской целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.