Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Города Томска
от 28 сентября 2010 г. N 1027
I. Паспорт городской долгосрочной целевой программы
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Городе Томске на 2011-2013 годы
___________________________________________
(название целевой программы)
на 2011-2013 годы
Департамент экономического развития и управления муниципальной
собственностью администрации Города Томска
(Заказчик целевой программы)
II. Анализ текущей ситуации
1. Характеристика проблемы и анализ причин ее возникновения
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Широкое развитие малого и среднего предпринимательства ведет к созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивает повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в 2010 году проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Городе Томске.
По состоянию на конец 2009 года количество малых предприятий в Городе Томске составило 11 200 (рост к 2008 году - 28,7%). Плотность распространения малого предпринимательства в городе в 2009 году составила 21 предприятие на 1000 жителей.
В 2009 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 64 тыс. человек. Численность индивидуальных предпринимателей по данным ИФНС России по городу Томску достигла 17,53 тыс. чел. (рост 102,3%). Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2009 году составила 23,14 тыс. чел., что на 5% больше аналогичного показателя 2008 года. Таким образом, в 2009 году доля занятых в малом предпринимательстве составила 25,2% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 41,3% против 40,9% в 2008 году. Численность занятых на малых предприятиях в текущем году также практически не изменится. Оборот малых предприятий в 2009 году снизился в сопоставимых ценах на 4,72% к оценке 2008 года и составил 88 571,0 млн. рублей.
При этом в 2009 году в Городе Томске функционировало 71 среднее предприятие, что на 2 предприятия больше чем в 2008 году. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей) составила около 44,9% от числа занятых в экономике города.
Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Городе Томске, являются:
- нехватка собственных оборотных средств, ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения);
- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний;
- низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;
- непостоянство нормативно-правовой базы;
- недостаточность информационного обеспечения по широкому спектру предпринимательской деятельности;
- недостаточность возможностей для получения субъектами малого и среднего предпринимательства доступных бесплатных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- низкий уровень благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве;
- недостаточная поддержка по продвижению продукции малых и средних предприятий на внешние рынки;
- отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями;
- наличие проблемы по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
- ожидаемое увеличение социальных начислений на малый и средний бизнес в результате перехода с 01.01.2011 на страховой принцип уплаты обязательных взносов во внебюджетные фонды (отмена единого социального налога). В подавляющем большинстве случаев субъекты малого бизнеса находятся на специальных налоговых режимах, при которых работодатель освобожден от уплаты единого социального налога, а делает только пенсионные взносы. Обязанность по уплате страховых платежей приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес.
2. Обоснование решения проблемы посредством реализации
городской долгосрочной целевой программы
Методологической и нормативно-правовой базой для разработки настоящей целевой программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Томской области от 05.12.2008 N 249-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области", постановление администрации города Томска от 01.07.2009 N562 "Об утверждении порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Томск", другие нормативно-правовые акты.
Содержание Программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N224, Программой действий администрации города Томска по социально-экономическому развитию города на период 2007-2012 годы.
Данная Программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом опыта реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущих лет в муниципальном образовании "Город Томск".
Решение указанных выше проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Городе Томске, невозможно без взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства ресурсов. Наиболее эффективным методом воздействия на складывающуюся ситуацию является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. Программно-целевой метод обеспечит комплексное решение проблемных вопросов по следующим приоритетным направлениям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Повышение эффективности системы и методов поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Томск".
2. Содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
3.Развитие финансовых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.Содействие в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
5.Популяризация предпринимательской деятельности, формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве.
6.Поддержка молодежного предпринимательства.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации программы являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) финансовая, территориальная, информационная доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
III. Основные цели и задачи городской долгосрочной целевой программы
Основной целью Программы является повышение вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Города Томска, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Повышение эффективности системы и методов поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Томск".
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
4. Повышение квалификации и переподготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
5. Формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве.
6.Поддержка молодежного предпринимательства.
IV. Этапы городской долгосрочной целевой программы
и сроки их реализации
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период до 2013 года. Сроки реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
Программа состоит из 3 этапов:
- 1 этап - 2011 год;
- 2 этап - 2012 год;
- 3 этап - 2013 год.
V. Перечень основных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы сформирован с выделением приоритетных (первоочередных) мероприятий и их ресурсного обеспечения. Все мероприятия, реализуемые в 2011 году, являются первоочередными, так как только комплексный подход к реализации программы позволит достичь максимального экономического эффекта.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы:
1. Стоимость мероприятий Задачи I определяется с учетом средней рыночной стоимости выполнения соответствующих работ, услуг и прогнозного количества работ, услуг.
2. Стоимость мероприятий Задачи II и Задачи IV определяется с учетом опыта реализации городской долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2009-2010 годы".
3. Стоимость мероприятий Задачи III определяется с учетом предполагаемого размера субсидии одному субъекту малого и среднего предпринимательства и прогнозного количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидию.
4. Стоимость мероприятий Задачи V и Задачи VI определяется с учетом опыта реализации городской долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2009-2010 годы", а также с учетом размера призового фонда в рамках планируемых конкурсов.
Перечень
основных мероприятий городской долгосрочной целевой программы
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Городе Томске на 2011-2013 годы
(название целевой программы)
Департамент экономического развития и управления муниципальной
собственностью администрации Города Томска
(заказчик целевой программы)
VI. Экономическое обоснование реализации
мероприятий целевой программы
В результате реализации мероприятий Программы ожидается количественное увеличение основных социально-экономических показателей, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Томск".
1. Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности системы и методов поддержки малого и среднего предпринимательства позволит получить полную и достоверную информацию о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства, выявить тенденции его развития и существующие проблемы. Вследствие чего органы местного самоуправления будут иметь возможность повысить эффективность проводимой муниципальной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Также реализация мероприятий данного раздела будет способствовать укреплению законности и правопорядка в сфере предпринимательства.
2. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства:
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, что улучшит взаимодействие ее элементов с организациями и индивидуальными предпринимателями;
- возможность получения предпринимателями адресной помощи в продвижении продукции, услуг и технологических разработок на внешний рынок, квалифицированных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
-активное включение некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в решение проблем социально-экономического развития города.
3. В результате реализации мероприятий, направленных на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства ожидаются следующие результаты:
- стимулирование развития предпринимательства в Городе Томске, что позволит улучшить техническую оснащенность хозяйствующих субъектов, расширить производственные мощности и будет способствовать росту оборота предприятий, повышению благосостояния, уровня жизни и занятости населения Города Томска.
4. На решение проблемы низкой квалификации кадров в сфере малого и среднего предпринимательства направлены мероприятии Программы, предусматривающие содействие в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров.
Комплекс мероприятий, предусмотренный данным разделом, позволит повысить квалификацию работников сферы малого и среднего предпринимательства в области налогообложения, бухгалтерского учета, трудового законодательства, и повысить информированность населения Города Томска о различных механизмах муниципальной поддержки.
5. Мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности, формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве будут способствовать повышению осведомленности населения Города Томска о существующих механизмах поддержки и росту востребованности мероприятий программы. Что позволит расширить круг субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью.
6. Реализация мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства будет способствовать формированию предпринимательских инициатив в молодежной среде и позволит обеспечить благоприятные условия для развития молодежного предпринимательства в Городе Томске.
Индикаторы целей и задач
городской долгосрочной целевой программы
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Городе Томске на 2011-2013 годы
(название целевой программы)
VII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета
муниципального образования "Город Томск" городской
долгосрочной целевой программы
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Городе Томске на 2011-2013 годы
(название целевой программы)
Департамент экономического развития и управления муниципальной
собственностью администрации Города Томска
(заказчик программы)
VIII. Механизм контроля за реализацией
городской долгосрочной целевой программы
Реализацию Программы обеспечивают исполнители мероприятий Программы, которые либо определены непосредственно в Программе, либо определяются в соответствии с действующим законодательством. Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являющиеся исполнителями мероприятий Программы, если иное не предусмотрено действующим законодательством, должны соответствовать следующим требованиям:
- не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- не иметь просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
При реализации Программы бюджетные средства предоставляются в виде бюджетных ассигнований на оплату товаров, работ, услуг, а также субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В случае заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг с физическими лицами, перечисление обязательных платежей, установленных в соответствии с действующим законодательством, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы Города Томска, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска осуществляет управление Программой, ежеквартально представляет в департамент финансов администрации Города Томска отчет о ходе ее реализации.
При изменении объемов финансирования мероприятий Программы департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска вносятся предложения об изменении объемов и сроков их реализации.
Реализация Программы освещается в средствах массовой информации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 28 сентября 2010 г. N 1027 "Об утверждении городской долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.