Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 8. Порядок проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума
1. Соответствующая комиссия референдума осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей и принимает решение о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума установленным требованиям либо об отказе в проведении референдума. По решению комиссии референдума для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссий референдума, работников аппарата комиссий референдума, привлеченных специалистов, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными собранных подписей и соответствующих им сведений. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах, с подписями участников референдума комиссия референдума вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
2. Проверке подлежат не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для поддержки инициативы проведения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) подписных листов. Процедура проведения случайной выборки определяется комиссией референдума. Если количество представленных подписей не превышает 200, проводится полная проверка подписных листов. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума, вправе присутствовать при проведении выборки и проверки подписных листов. Соответствующая комиссия референдума обязана заблаговременно сообщать указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписей. Проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
3. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной, или недействительной.
4. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им сведения, внесенные в подписные листы, но исключенные (вычеркнутые) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в комиссию референдума, если это ими специально оговорено.
5. В случае, если при выборочной проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные считаются недействительными.
6. Недостоверными подписями считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.
7. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
8. Недействительными считаются:
1) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до даты регистрации инициативной группы по проведению референдума;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно;
6) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума;
8) подписи участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
9) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
10) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 1 и 2 к настоящему Закону.
9. В случае если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей участников референдума, выявленных при выборочной проверке, превысит 10 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и комиссия референдума выносит решение об отказе в проведении референдума.
10. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой отказ в проведении референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии референдума о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Законом Томской области от 16 февраля 2011 г. N 24-ОЗ в часть 11 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
11. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей инициативной группы и копию своего решения в Законодательную Думу Томской области для принятия решения о назначении областного референдума, в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума. Копия решения соответствующей комиссии референдума по результатам проверки направляется также инициативной группе по проведению референдума.
12. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.
13. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначения референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на пять процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума при агитации по вопросам референдума ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
и) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.