Постановление Администрации ЗАТО Северск
от 26 октября 2009 г. N 3592 "Об утверждении целевой программы
"Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы"
2 июля, 8, 30 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 N 2630 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области"
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы.
2. Опубликовать Постановление и основные положения целевой программы "Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы в газете "Диалог".
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лоскутову Л.А.
Глава Администрации |
И.Е. Волков |
Целевая программа
"Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Администрации ЗАТО Северск от 26 октября 2009 г. N 3592)
2 июля, 8, 30 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы "Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы
Наименование целевой программы |
Целевая программа "Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
||||
Основание для разработки Программы |
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756 р) |
||||
Заказчик Программы |
Администрация ЗАТО Северск |
||||
Разработчик Программы |
Управление образования Администрации ЗАТО Северск |
||||
Куратор Программы |
Управление образования Администрации ЗАТО Северск |
||||
Исполнители Программы |
Управление образования Администрации ЗАТО Северск, Муниципальное автономное учреждение ЗАТО Северск "Ресурсный центр образования" (далее - МАУ ЗАТО Северск "РЦО"), муниципальные образовательные учреждения ЗАТО Северск |
||||
Сроки (этапы) реализации Программы (подпрограмм) |
2009-2011 годы |
||||
Цель Программы |
Создание механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как основы формирования всесторонне развитой личности и фактора экономического и социального прогресса ЗАТО Северск |
||||
Основные задачи Программы |
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования; - достижение современного качества дошкольного, общего и дополнительного образования; - создание механизмов стабильной ресурсной поддержки деятельности образовательных учреждений, участвующих в значимых инновационных проектах и педагогических экспериментах федерального, областного, муниципального уровней; - разработка и введение в действие организационно-педагогических и финансовых механизмов поддержки талантливых детей; - создание и внедрение системы здоровьесбережения детей в образовательных учреждениях; - совершенствование системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений, вовлечение педагогов в проектно-инновационную деятельность, развитие форм дистанционного обучения работников образования; - создание условий для повышения социального статуса и мотивации работников, участвующих в реализации Программы; - приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями государственных стандартов; - внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения, новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий |
||||
Перечень подпрограмм (основных направлений) Программы |
Подпрограмма "Дошкольное образование" Подпрограмма "Общее образование" Подпрограмма "Дополнительное образование" Подпрограмма "Социальные гарантии участников образовательного процесса" Подпрограмма "Развитие общеобразовательного сегмента отраслевого университетского комплекса (далее - ОС ОУК) в ЗАТО Северск" |
||||
Объёмы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования 24788,25 тыс.руб., в т.ч. по годам реализации: 2009 г. - 19532,65 тыс. руб., 2010 г. - 3695,60 тыс. руб., 2011 г. - 1560,00 тыс. руб. |
||||
|
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
|
По источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
Местный бюджет |
7656,35 |
3695,60 |
1560,00 |
12911,95 |
|
Федеральный бюджет (в т.ч. субвенции, субсидии) |
11876,3 |
0 |
0 |
11876,30 |
|
Бюджет Томской области |
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты Программы |
сохранение доли детей от 1 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием; - сохранение сети образовательных учреждений; - создание системы дистанционного образования в рамках профильной подготовки и предпрофильного обучения; - увеличение уровня усвоения учебных программ учащимися первых классов; - увеличение доли выпускников, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования; - увеличение количества призовых мест учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, в областных, региональных и всероссийских соревнованиях, конкурсах различной направленности; - увеличение участников ежегодных педагогических конкурсов и грантов; - сохранение числа федеральных экспериментальных площадок; - увеличение количества реализуемых инновационных практик в образовательных учреждениях; - сохранение числа победителей и призеров всероссийских и областных олимпиад; - сохранение показателя состояния здоровья детей по группам здоровья; - уменьшение доли детей, совершивших преступление и правонарушение; - сохранение доли педагогов, повысивших свою квалификационную категорию; - сохранение доли педагогов, имеющих высшую и первую квалифицированные категории; - сохранение доли молодых специалистов в образовании; - сохранение доли педагогических работников, участвующих в реализации Программы (кроме Управления образования Администрации ЗАТО Северск (далее - УО), награжденных премией; - сохранение доли обучающихся, награжденных премией ЗАТО Северск; - увеличение коллективных абонентов ОС ОУК Северской городской компьютерной сети; - увеличение числа абонентских пунктов, оснащенных видеоконференцсвязью; - введение в эксплуатацию сервера видеоконференцсвязи городской информационной сети; - сохранение числа школьных информационных систем; - увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам отраслевой направленности; - увеличение количества учащихся, занимающихся предпрофильной подготовкой отраслевой направленности |
||||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
Контроль и ответственность за исполнением Программы возлагается на Управление образования Администрации ЗАТО Северск в соответствии с Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 N 2630 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области" |
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В настоящее время в ЗАТО Северск функционирует система образования, обеспечивающая гарантии его жителям в получении доступного образования. Все образовательные учреждения лицензированы. Аккредитованы все общеобразовательные учреждения (далее - ООУ) и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (далее - МОУ ДОД), 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ) (42% всех МДОУ).
По данным на 01.09.2008 в ЗАТО Северск:
- 33 учреждения дошкольного образования (из них 10 детских садов компенсирующего вида, 5 центров развития ребенка), которые посещали 5213 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 85% общего числа детей этого возраста.
Уровень рождаемости повышается:
2006 год - 982 чел.;
2007 год - 1085 чел.;
2008 год - 1162 чел.
Спрос населения на места в МДОУ растет, при этом плановая вместимость городских МДОУ составляет 5325 мест. Качество и общедоступность дошкольного образования являются важным условием для получения полноценного образования. Однако в последнее время наметился ряд тенденций, которые заставляют говорить о возможности снижения охвата детей дошкольным образованием:
2006 год - 86%;
2007 год - 85%;
2008 год - 85%.
Для повышения охвата детей дошкольным образованием создаются условия для развития мобильных форм дошкольного образования на базе школ. В 2008 году открыты 2 группы кратковременного пребывания на базе МОУ "СОШ N 86";
- 22 учреждения общего образования, где обучалось 10695 учащихся, в том числе: одна гимназия, 3 лицея, вечерняя (сменная) школа, специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида.
В ЗАТО Северск организовано специальное (коррекционное) обучение учащихся. Большинство детей с ограниченными возможностями получают образование в специальных классах общеобразовательных школ. В 2006/07 учебном году таких классов было 77 и в них обучалось 923 человека. В 2008 году в ООУ открыты 69 классов коррекционного обучения. Наметившаяся тенденция к сокращению коррекционных классов связана не с улучшением здоровья детей, а с уменьшением финансирования.
Количество учащихся в ОУ в последние годы:
2005 /06 уч. г. - 10900 чел. - на 01.09.2006;
2006 /07 уч. г. - 10472 чел. - на 01.09.2007;
2007/08 уч. г. - 10695 чел. - на 01.09.2008;
- 5 учреждений дополнительного образования, подведомственных УО, в которых занималось 3822 человека. Из них одна художественная школа, 2 музыкальные школы (из них 1 в пос.Самусь), один центр детского творчества, один центр дополнительного образования. Свою деятельность МОУ ДОД осуществляют по следующим направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно-техническое, социально -педагогическое, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое.
Количество детей, занимающихся в МОУ ДОД (% общего количества детей школьного возраста), представлено в таблице 1.
Таблица 1
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
3486 чел.(32,5%) |
3663 чел.(35%) |
3822 чел. (36,6%) |
Целостная система дополнительного образования в ЗАТО Северск позволяет сделать сам образовательный процесс более содержательным, качественным, расширить возможности педагогов в формировании творческой личности ребенка, его самоопределении, в допрофессиональной подготовке и выборе профессии. Наиболее популярными среди детей и подростков направлениями в системе дополнительного образования остаются спортивно - техническое и военно-патриотическое. Но недостаточное финансирование организации массовых мероприятий, слабая материально-техническая база для проведения учебных занятий являются основными причинами слабого развития этих направлений.
Показатели работы образовательных учреждений
Сохранение здоровья учащихся (воспитанников) - необходимое условие качественного образования.
Показатели работы МДОУ:
- уровень заболеваемости (количество случаев заболеваний на 1000 детей): 1344,9 (по данным 2007 г.);
- уровень детского травматизма:
2005/06 уч. г. - 4 случая;
2006/07 уч. г. - 6 случаев;
2007/08 уч.г. - 4 случая;
- уровень успеваемости выпускников МДОУ:
2005/06 уч. г. - 94,0%;
2006/07 уч. г. - 96,8 %;
2007/08 уч. г. - 98,0%.
Образовательный процесс в МДОУ осуществляют 969 педагогов, из них 15,3% - пенсионного возраста, примерно 11,2% до 30 лет. Отмечается слабый приток молодых педагогов в МДОУ, старение кадров. Число медсестер старше 50 лет составляет 46%. За последние 4 года на 5,4% снизилось количество работников МДОУ до 30 лет. По-прежнему низок уровень воспитателей с высшей категорией - 3,3%.
Серьезного внимания требует проблема текучести младшего обслуживающего персонала. Частая смена этой категории работников негативно отражается на качестве обслуживания детей в МДОУ. Причиной частой смены персонала является, прежде всего, низкий уровень оплаты труда.
Показатели работы ООУ
Важными показателями, характеризующими качество образования за 2007/08 учебный год, являются:
- успешное усвоение программного материала - 99,3% выпускников, получили документ государственного образца;
- обоснованно и успешно реализуются развивающие коррекционные и компенсирующие программы обучения, осуществляется психологическое и логопедическое сопровождение образовательного процесса, развивается психолого-медико-педагогическая служба (70,6% общего числа обучающихся классов коррекционного обучения);
- количество выпускников, окончивших школу с медалью, - 74 человека;
- результаты ЕГЭ: качество сдачи экзамена по математике составляет 42,7%, по Томской области - 35,7%, по России - 37%;
- в ЗАТО Северск функционируют 4 федеральные экспериментальные площадки, в том числе сетевая экспериментальная площадка Российской академии образования, включающая 6 школ, 3 детских сада, учреждения профессионального образования города, 4 региональные;
- 2 ОУ в 2008 году стали победителями приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО): МОУ СФМЛ и МОУ "СОШ N 83".
Всего за три года реализации ПНПО 10 школ Северска (48%) стали победителями в конкурсном отборе ООУ Томской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО;
- 5 педагогов г. Северска стали победителями в конкурсе "Лучший учитель общеобразовательной школы" в рамках ПНПО в 2008 году, а всего за три года проведения конкурса - 16 педагогов города удостоены этого звания;
- призовые места на областных, региональных и всероссийских олимпиадах заняли
48 учащихся ООУ ЗАТО Северск.
В ООУ на 01.09.2008 трудится 1045 педагогов. Более 60% аттестованы на высшую и первую квалификационные категории. 18,4% педагогов пенсионного возраста, 5,5% - до 30 лет. Эти цифры красноречиво говорят о тенденции старения педагогических коллективов. В то время, как ушли на заслуженный отдых многие педагоги, процентное отношение пенсионеров осталось на прежнем уровне, а притока молодых специалистов, вопреки ожиданиям, не последовало. Проблема привлечения молодых кадров в образование актуальна не только для нашего города. Непроработанный "социальный пакет" и небольшая заработная плата являются основными причинами нежелания молодежи работать в сфере образования.
Показатели МОУ ДОД:
- проведение мероприятий в ЗАТО Северск: ежегодно проводится более 300 мероприятий с охватом детей и подростков около 10 тысяч человек;
- участие в областных спортивных играх среди школьников: команда северских учащихся в течение шести лет занимает 1-е место;
- участие в мероприятиях областного, регионального, всероссийского, международного и мирового ранга за 2008 год: 522 - победителя и призера.
В МОУ ДОД работают 247 педагогов, из них 34,8% пенсионного возраста, 7,3% - до 30 лет.
Важным направлением деятельности ОУ является сохранение здоровья детей.
Показатели заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих МДОУ, за последние годы существенно снизились.
Показатель заболеваемости за три года в МДОУ составил (на 1000 детей): 2005 год - 1616,7, 2006 год - 1333,3, 2007 год - 1344,9.
При этом состояние здоровья детей школьного возраста вызывает тревогу, о чем свидетельствуют следующие данные (распределение по группам здоровья учащихся 1-х и 11-х классов), представленные в таблице 2.
Таблица 2
Год |
2008 г. |
2007 г. |
2006 г. |
||||||
Группы здоровья |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
1 кл. |
15% |
46% |
39% |
16% |
48,2% |
34,6% |
18,5% |
48,3% |
32% |
11 кл |
10,4% |
48,4% |
41,2% |
8% |
42% |
49,4% |
9,8% |
38,6% |
49,6% |
Эти цифры показывают сохранение устойчивой тенденции к увеличению количества детей школьного возраста с хронической патологией (III - IV группы здоровья).
Воспитательная работа в ОУ является одним из важнейших направлений. В последние годы особую актуальность приобрела проблема безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. Количество уроков, пропущенных без уважительной причины, остается высоким.
Таблица 3
Информация о пропусках уроков без уважительной причины
(% общего количества уроков)
2005/06 уч. год |
2006/07 уч. год |
2007/08 уч. год |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
65297 |
6,1 |
69328 |
7,9 |
69328 |
6,9 |
Таблица 4
Количество преступлений и правонарушений,
совершенных школьниками ЗАТО Северск
|
2005/06 уч. год |
2006/07 уч. год |
2007/08 уч. год |
Количество преступлений |
73 |
57 |
30 |
Случаи распития спиртных напитков |
74 |
50 |
68 |
Количество правонарушений |
160 |
150 |
125 |
Случаи наркомании |
2 |
3 |
1 |
Доля детей, совершивших преступление и правонарушение (от общего количества детей в ООУ) |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
Финансирование учреждений системы образования ЗАТО Северск осуществляется за счет средств бюджета ЗАТО Северск (местный бюджет, областной бюджет, федеральный бюджет). Бюджетное финансирование не позволяет выполнять в полном объеме уровень законодательства в области образования по обеспечению соответствия образовательного процесса уровню современных требований.
Недостаточно выделяются средства на приобретение учебного, спортивного и другого инвентаря, повышение квалификации сотрудников, организацию массовых мероприятий на городском уровне и т.д.
Таблица 5
Структура расходов бюджета ЗАТО Северск по разделу "Образование"
по учреждениям, подведомственным УО (в тыс. руб.)
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего расходы по бюджету |
2171914,21 |
2661321,25 |
2989224,88 |
Расходы по разделу "Образование", в том числе по учреждениям подведомственным УО , тыс.руб. |
916916,91 795852,15 |
1052588,1 873782,09 |
1303361,17 1098144,09 |
Доля расходов на образование (УО) от общих расходов бюджета, в % |
42,1 |
39,2 |
43,8 |
Расходы на капитальный ремонт (УО), тыс. руб. |
12693,8 |
32585,56 |
62042 |
Расходы на капитальное строительство (УО), тыс. руб. |
100,23 |
- |
30581,5 |
Расходы на приобретение оборудования, тыс. руб. |
28952,1 |
48091,0 |
38738,7 |
Доля капитальных вложений от общих расходов бюджета по разделу "Образование" по учреждениям, подведомственным УО |
5,2% |
9,2% |
12% |
Учебно-материальная база ОУ приходит в негодность, устаревает. Несмотря на рост расходов на капитальные ремонты, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции. Более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции.
На 01.01.2008 более 70% зданий и сооружений имеют срок эксплуатации 45 и более лет, без проведения комплексного ремонта эксплуатируются более 90% зданий. Требуется выполнить замену кровель в 12 ОУ. Из 43 инженерных систем и сетей ОУ 10 требуют срочного ремонта. Необходимо провести комплексный ремонт здания МОУ "СОШ N 78". Требуется проведение капитальных ремонтов бассейнов в МОУ "СОШ N 90", МОУ "СОШ N 198", МДОУ "Детский сад КВ N 52", МДОУ "Детский сад N 54", МДОУ "ЦРР - детский сад N 56", МДОУ ЦРР - детский сад N 57 "Росинка", МДОУ ЦРР - детский сад N 58 "Родничок", МДОУ "ЦРР - детский сад N 59", МДОУ "Детский сад N 60". В 25 МДОУ необходимо капитально отремонтировать игровые площадки и малые архитектурные формы.
Доля расходов на МОУ ДОД от общих расходов на образование в ЗАТО Северск составила:
в 2006 году - 49979,3 тыс.руб. - 5,4%;
в 2007 году - 59454,2 тыс.руб. - 5,5%;
в 2008 году - 70097,4 тыс.руб. - 5,2%.
В связи с утверждением новых санитарных норм и правил для ОУ, в соответствии с предписаниями надзорных органов, требуется выполнить мероприятия по переоборудованию и оснащению отдельных помещений (выделение помещений в пищеблоках, медицинских блоках, групповых МДОУ). Согласно предписаниям государственных санитарных органов в ООУ требуется закупить более 350 комплектов мебели.
Укрепление и развитие материально-технической базы системы образования выступает одним из системообразующих направлений, без которого невозможно обеспечить доступность, качество и эффективность современного образования.
Таким образом, в целом система образования ЗАТО Северск характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, внедрением процессов гуманизации образования, поддержкой инновационных процессов. Вместе с тем представленные данные свидетельствуют о наличии некоторых негативных тенденций.
Социально-экономическая ситуация, которая складывается в последнее время, показала, что масштабы и темпы развития системы образования ЗАТО Северск не в полной мере отвечают современным требованиям. Существенно изменилась концептуальная основа российского образования. Все это происходит на фоне реформирования социальной сферы и изменения основных принципов местного самоуправления.
При этом существенно обострился целый ряд противоречий.
1. Противоречие между путями реализации задач, которые предлагаются в Концепции модернизации российского образования, и подходами к развитию образования, сложившимися на муниципальном уровне.
Концепцией модернизации российского образования декларируется опережающий рост затрат на образование, что должно являться гарантией высокой динамики процессов развития. Бюджет образования ЗАТО Северск на протяжении последних лет не соответствует данному положению, что частично обосновывается уменьшением числа учащихся. В то же время Концепцией четко предписывается использовать ситуационный резерв материальных средств, вызванный демографической ситуацией, на развитие образования. Отсутствие местных нормативов финансирования образовательных учреждений не позволяет четко разграничить бюджет функционирования и развития, что, в свою очередь, ведет к отсутствию объективных подходов при формировании бюджета. Во многом по этой же причине на муниципальном уровне не работает и положение Концепции модернизации российского образования о существенном расширении финансовой базы ОУ за счет активизации внебюджетной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности образовательных проектов.
2. Противоречие между финансовыми возможностями и задачей обеспечения доступности образования.
В условиях ограниченности финансовых средств на муниципальном уровне проблематично обеспечить оснащение ОУ современным учебно-лабораторным оборудованием; сохранять и развивать сеть учреждений дошкольного и дополнительного образования; организовать медико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами асоциального характера; осуществлять целевую поддержку детей из малообеспеченных семей, а также детей, оставшихся без попечения родителей; активизировать работу по профилактике наркозависимости, алкоголизма и асоциального поведения среди подрастающего поколения.
3. Противоречие между содержанием, качеством образования и требованиями к ним личности обучающихся, а также общества и рынка труда.
В образовательном процессе многих ОУ ЗАТО Северск все еще преобладают репродуктивные технологии обучения: зачастую учащиеся находятся в позиции "объекта", что не позволяет им в конечном итоге осуществлять выбор поведения, содержания образования.
Вариативность образования осуществляется через дифференциацию и индивидуализацию, путем создания и функционирования моделей сетевого взаимодействия в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. Вариативность учебных планов и программ обеспечивает успешную социализацию и профессиональное самоопределение старшеклассников. Но в связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование ОУ возникли проблемы с финансовым обеспечением сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Вызывает озабоченность и неразвитость в ЗАТО Северск системы профессиональной ориентации учащихся.
4. Противоречие между требованиями государства к качеству профессиональной деятельности педагога и его низким социальным статусом.
Обозначенные противоречия привели к возникновению ряда проблем, касающихся муниципального образования:
- отсутствие муниципальной системы нормативного финансирования ОУ;
- сложная регламентация и отсутствие стимулов внебюджетной деятельности ОУ;
- развитие материально - технической базы не отвечает требованиям современного уровня образования;
- несовершенство системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями;
- широкое распространение среди подрастающего поколения наркомании, алкоголизма и асоциального поведения;
- использование в образовательном процессе устаревших образовательных технологий, вялое внедрение современных форм и методов обучения в большинстве ОУ ЗАТО Северск;
- физическая и психологическая перегрузка учащихся в ходе образовательного процесса;
- отсутствие существенных структурных изменений для организации профильного обучения;
- отсутствие системы профориентационной работы в ОУ;
- отсутствие системы поддержки одаренных детей;
- низкий уровень заработной платы педагогических работников;
- отсутствие действенной социальной поддержки работников ОУ;
- малая эффективность системы моральных и материальных стимулов работников образования;
- отсутствие притока молодых специалистов в ОУ и, как следствие, старение педагогических кадров.
Большинство обозначенных проблем связано между собой причинно-следственными связями, поэтому их необходимо решать программно - целевым методом.
Для дальнейшего развития образования требуются активные действия органов местного самоуправления ЗАТО Северск по решению перечисленных проблем. Очевидно, что эти шаги необходимо предпринять в условиях дефицита финансовых средств в образовании. Это вызывает необходимость концентрации целевых средств для поддержки наиболее значимых направлений развития образования. Определить приоритеты, сбалансировать усилия по достижению поставленной цели призвана предлагаемая Программа.
II. Основные цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как основы формирования всесторонне развитой личности и фактора экономического и социального прогресса ЗАТО Северск.
Задачи Программы:
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение современного качества дошкольного, общего и дополнительного образования;
- создание механизмов стабильной ресурсной поддержки деятельности ОУ, участвующих в значимых инновационных проектах и педагогических экспериментах федерального, областного, муниципального уровней;
- разработка и введение в действие организационно-педагогических и финансовых механизмов поддержки талантливых детей;
- создание и внедрение системы здоровьесбережения детей в ОУ;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, вовлечение педагогов в проектно-инновационную деятельность, развитие форм дистанционного обучения работников образования;
- создание условий по повышению социального статуса и мотивации работников, участвующих в образовательном процессе;
- приведение материально-технической базы ОУ в соответствие с требованиями государственных стандартов;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения, новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы.
Постановлением Главы Администрации городского округа ЗАТО Северск от 2 июля 2010 г. N 1787 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
В целях повышения эффективности управления Программа разбита на отдельные подпрограммы.
Подпрограмма "Дошкольное образование"
Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования.
Приоритетами развития являются обеспечение общедоступности образовательных услуг для всех слоев населения; создание условий для повышения качества дошкольного образования; обеспечение преемственности дошкольного и общего начального образования.
Подпрограмма "Общее образование"
Общее образование является базовым звеном всей системы образования. Приоритетами развития являются совершенствование структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизация учебной нагрузки, поддержка талантливых детей и инновационных ОУ.
Подпрограмма "Дополнительное образование"
Развитие системы дополнительного образования детей ориентировано на сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции основных и дополнительных образовательных программ; совершенствование форм, методов и технологий; разработку мер для финансового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования.
Подпрограмма "Социальные гарантии участников образовательного процесса"
Приоритетами подпрограммы являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; создание условий по повышению социального статуса и мотивации работников, участвующих в реализации Программы, и обучающихся.
Подпрограмма
"Развитие общеобразовательного сегмента отраслевого университетского комплекса в ЗАТО Северск"
Подпрограмма направлена на внедрение партнерства как одного из возможных механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования, на развитие всех составляющих дидактической модели образовательного процесса как фактора качества общего образования и последующей успешной профессиональной карьеры выпускника ООУ.
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в рамках установленного порядка финансирования социальных программ.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 таблица 6 раздела IV настоящей Программы изложена в новой редакции
Таблица 6
N п/п |
Подпрограммы |
Финансирование, по годам (тыс.руб.) |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
||
1
|
Дошкольное |
795,20
|
760,00
|
520,00 |
2075,20
|
2 |
Общее образование |
3086,2 |
495,60 |
540,00 |
4121,8 |
3
|
Дополнительное |
178,75
|
0 |
0
|
178,75
|
4 |
Социальные гарантии участников образовательного процесса |
15138,5 (в т.ч. 11876,3 -субвенция ФБ) |
2440,0
|
0 |
17578,5 (в т.ч. 11876,3 субвенция ФБ) |
5 |
Развитие |
334,0 |
0 |
500,00 |
834,0 |
|
Всего |
19532,65 |
3695,60 |
1560,00 |
24788,25 |
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 таблица 7 раздела IV настоящей Программы изложена в новой редакции
Таблица 7
Бюджет Программы по годам, источникам и направлениям финансирования:
Источники и направления финансирования |
Потребность в финансовых средствах, тыс. руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||
Общий объем финансирования за счет всех источников |
24788,25 |
19532,65 |
3695,60 |
1560,00 |
из общего объема финансирования по источникам: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
11876,3 |
11876,3 |
0 |
0 |
бюджет Томской обл. |
|
|
|
|
местный бюджет |
12911,95 |
7656,35 |
3695,60 |
1560,0 |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
Капитальные вложения, всего: |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
11876,3 |
11876,3 |
0 |
0 |
бюджет Томской обл. |
|
|
|
|
местный бюджет |
500,0 |
0 |
500,0 |
0 |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
Текущие расходы, всего: |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
бюджет Томской обл. |
|
|
|
|
местный бюджет |
12411,95 |
7656,35 |
3195,60 |
1560,00"; |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
бюджет Томской обл. |
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
Перечень конкретных мероприятий всех подпрограмм и необходимых ресурсов представлен в приложении к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на Порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденном Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 N 2630 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области".
УО является куратором Программы. Координацию работ по реализации Программы в целом осуществляет постоянно действующий совет Программы, созданный при УО.
Состав совета Программы:
- должностные лица УО (утверждаются приказом начальника УО);
- представители учреждений высшего профессионального образования;
- совет директоров ОУ ЗАТО Северск.
Основные функции совета Программы:
- координация работ по реализации Программы;
- составление ежеквартального отчета о ходе работ по реализации Программы с приложением всех необходимых материалов и представление его куратору Программы не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы, состава исполнителей;
- подготовка и представление в УО предложений о продлении или прекращении действия Программы, о включении в нее новых подпрограмм.
По каждой подпрограмме формируется организационно-управленческая группа в составе специалистов УО и представителей подведомственных учреждений.
Функции организационно-управленческой группы:
- разработка и уточнение ежегодного плана конкретных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы;
- разработка и уточнение критериев, показателей и процедуры оценки эффективности по каждому из запланированных мероприятий подпрограммы;
- составление отчета (за полугодие и за год) о ходе работ по подпрограмме с приложением всех необходимых материалов;
- представление ежеквартального отчета в совет Программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
- осуществление оперативного руководства реализацией намеченных мероприятий.
Координацию работ по реализации подпрограммы "Развитие общеобразовательного сегмента отраслевого университетского комплекса в ЗАТО Северск" организационно-управленческие функции выполняет УО.
Контроль за исполнением Программы возлагается на куратора программы - УО.
Куратор Программы осуществляет текущее управление реализацией Программы и оперативный контроль за ходом её выполнения, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Куратор Программы несет ответственность за подготовку и представление отчета о ходе реализации Программы в Комитет экономики Администрации ЗАТО Северск.
Отчет о ходе работ по Программе с приложением всех необходимых материалов куратор Программы представляет ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Комитет экономики Администрации ЗАТО Северск.
Ответственность за нецелевое использование финансовых средств несут исполнители Программы.
Ежегодно по согласованию с заказчиком уточняются и утверждаются перечень мероприятий и объем их финансирования с учетом хода реализации Программы, финансовых возможностей бюджета ЗАТО Северск. Допускается возможность перераспределения средств куратором между мероприятиями Программы в размере не более 5% утвержденного объема финансирования мероприятия на год с учетом хода реализации мероприятий.
Постановлением Главы Администрации городского округа ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Ожидаемый социально-экономический эффект
Для оценки социально-экономической эффективности Программы используются следующие показатели:
- сохранение сети ОУ;
- сохранение доли детей от 1 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием;
- создание системы дистанционного образования в рамках профильной подготовки и предпрофильного обучения;
- увеличение уровня усвоения учебных программ учащимися первых классов;
- увеличение доли выпускников, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования;
- увеличение количества призовых мест у учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, в областных, региональных и всероссийских конкурсах различной направленности;
- увеличение участников ежегодных конкурсов и грантов в области образования;
- сохранение числа федеральных экспериментальных площадок;
- сохранение числа победителей и призеров всероссийских и областных олимпиад;
- увеличение доли детей, охваченных квалифицированной психолого - педагогической помощью;
- сохранение показателя состояния здоровья детей по группам здоровья;
- уменьшение доли детей, употребляющих алкоголь и табак;
- уменьшение доли детей, совершивших преступление и правонарушение;
- сохранение доли педагогов, повысивших свою квалификационную категорию;
- сохранение доли педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные
категории;
- сохранение доли молодых специалистов в образовании;
- развитие единой образовательной информационной среды в ЗАТО Северск;
-формирование позитивного отношения школьников, родителей и общественности к атомной энергетике и специальностям атомной промышленности.
За период реализации Программы произойдут изменения, представленные в таблице 8.
Таблица 8
N |
Наименование показателя |
Факт |
Выполнение |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|||
1 |
Сохранение сети ОУ |
МДОУ - 33; ООУ - 22; МОУ ДОД - 5; групп кратковре-менного пребывания - 2 |
МДОУ - 33; ООУ - 22; МОУ ДОД - 5; групп кратковре - менного пребывания - 2 |
МДОУ - 33; ООУ - 22; МОУ ДОД - 5; групп кратковре - менного пребывания - 2 |
МДОУ - 33; ООУ - 22; МОУ ДОД - 5; групп кратковре - менного пребывания - 2 |
2
|
Доля детей от 1 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием |
85,5% |
85,7% |
85% |
85% |
3 |
Создание системы дистанционного образования в рамках профильной подготовки и предпрофильного обучения |
|
|
|
+ |
4 |
Уровень усвоения учебных программ учащимися первых классов |
98% |
98,5% |
97% |
97% |
5 |
Увеличение доли выпускников, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования |
95% |
99% |
99,1% |
99,1% |
6 |
Количество призовых мест учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, в областных, региональных и всероссийских соревнованиях, конкурсах различной направленности |
522 |
526 |
526 |
526 |
7 |
Участники ежегодных педагогических конкурсов и грантов |
85 |
90 |
90 |
90 |
8 |
Доля педагогов, |
25% |
30% |
20% |
30% |
9 |
Количество реализуемых инновационных практик в ОУ |
580 |
600 |
560 |
580 |
10 |
Число федеральных |
4 |
5 |
5 |
4 |
11 |
Число учащихся ООУ - победителей и |
48 |
49 |
45 |
48 |
12 |
Доля детей, охваченных квалифицированной психолого-педагогической помощью |
58% |
60% |
60% |
60% |
13 |
Показатель состояния здоровья детей по группам здоровья в ООУ |
1 группа - 20%; 2 группа - 33%; 3 группа - 47% |
1 группа - 20%; 2 группа - 34%; 3 группа - 46% |
1 группа - 20%; 2 группа - 35%; 3 группа - 45% |
1 группа - 20%; 2 группа - 35%; 3 группа - 45% |
14 |
Процент детей, употребляющих алкоголь и табак, от |
14% |
13% |
12% |
12% |
15 |
Процент детей, совершивших |
0,8% |
0,6% |
0,5% |
0,6% |
16 |
Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории |
60% |
61% |
60% |
60% |
17 |
Доля молодых специалистов в образовании |
6% |
6% |
6,5% |
6% |
18 |
Доля педагогических работников, участвующих в реализации Программы (кроме УО), награжденных премией |
13% |
14% |
7% |
13% |
19 |
Доля обучающихся, награжденных премией ЗАТО Северск |
4% |
4,4% |
4,6% |
4% |
20 |
Доля финансовых средств, израсходованных на капитальные затраты ОУ в структуре бюджета ЗАТО Северск по разделу "Образование"
|
3,8% |
3,9% |
4% |
2 % |
21 |
Коллективные абоненты ОС ОУК городской информационной сети |
0 |
11 |
11 |
11 |
22 |
Число абонентских пунктов, оснащенных видеоконференцсвязью |
0 |
5 |
7 |
5 |
23 |
Введение в эксплуатацию сервера видеоконференцсвязи городской информационной сети
|
|
|
+ |
|
24 |
Число школьных информационных систем |
- |
- |
2 |
2 |
25 |
Количество учащихся, занимающихся по профилированным программа отраслевой направленности |
14 |
15 |
0 |
25 |
26 |
Количество учащихся, занимающихся предпрофильной подготовкой отраслевой направленности |
18 |
20 |
0 |
30 |
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой, указанной в Порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденном Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 N 2630 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
"Развитие образования ЗАТО Северск"
на 2009-2011 годы
Система программных мероприятий
2 июля, 8 декабря, 30 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 26 октября 2009 г. N 3592 "Об утверждении целевой программы "Развитие образования ЗАТО Северск" на 2009-2011 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 2 декабря 2011 г. N 2963
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 1 июля 2011 г. N 1379
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 30 декабря 2010 г. N 3524
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 8 декабря 2010 г. N 3237
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 2 июля 2010 г. N 1787