1. В целях обеспечения реализации на территории Томской области Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" утвердить прилагаемую Программу развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Томской области по участию в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, ответственным за реализацию мероприятий программы развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Брока В.Ю.
Губернатор Томской области |
В.М. Кресс |
Программа
развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года
(утв. распоряжением Администрации Томской области от 29 декабря 2007 г. N 580-ра)
I. Общие положения
Программа развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года (далее - Программа) разработана в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.
Программа определяет основные направления развития сельского хозяйства Томской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Программа включает в себя:
II. Проблемы развития сельскохозяйственного производства Томской области.
III. Основные направления аграрной политики на период 2008-2012 годов:
1. Устойчивое развитие сельских территорий.
2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
4. Развитие рынка сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.
5. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
IV. Ресурсное обеспечение Программы.
V. Механизм реализации Программы и оценка ее эффективности.
Реализация Программы позволит создать социально-экономическую базу для устойчивого развития сельского хозяйства, повышения уровня и качества жизни сельского населения.
II. Проблемы развития
сельскохозяйственного производства Томской области
На протяжении многих лет в области отмечался спад сельскохозяйственного производства. За период с 1991 по 2005 годы удельный вес сельского хозяйства в структуре ВРП Томской области снизился с 13 до 4 процентов, на 70 процентов сократилось поголовье крупного рогатого скота, уменьшилось валовое производство основных видов сельскохозяйственной продукции: мяса на 40 процентов, молока в 2,5 раза, яйца на 30 процентов, зерна на 20 процентов.
Сельское хозяйство Томской области развивается в экстремальных природных условиях, земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности. Биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2-2,5 раза ниже, чем в Европейской части России.
Неэквивалентный товарообмен между продукцией промышленного производства и продукцией сельского хозяйства, недоступность к кредитным ресурсам привели к острому дефициту у сельхозтоваропроизводителей оборотных средств и средств для обновления основных фондов.
Конкурентный региональный продовольственный рынок в значительной мере формируется за счет ввоза продовольствия. Сегодня уровень потребления продукции животноводства населением Томской области не соответствует физиологической норме потребления.
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год
жителями Томской области
Наименование продуктов питания |
Ед. изм. |
Физ. норма потребления |
Фактическое потребление |
|||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|||
Молоко и молокопродукты |
кг |
404 |
268,6 |
253,5 |
256,4 |
258,8 |
Мясо и мясопродукты |
кг |
83 |
51,7 |
53,2 |
52,0 |
52,7 |
Износ основных фондов в сельскохозяйственных организациях области составляет 68,5 процентов, коэффициент обновления техники - 3-4 процента в год.
Сельскохозяйственные организации области испытывают острый дефицит квалифицированных кадров, особенно в области управления.
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства Томской области на 01.01.2007 составляла 5226 рублей в месяц, что в 2,2 раза ниже, чем в целом по области.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
В сложившейся ситуации создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе его конкурентоспособности является приоритетным направлением аграрной политики.
Необходимость решения указанных проблем программными методами определяется тем, что они носят комплексный характер и не могут быть решены в пределах одного финансового года.
Основными целями Программы являются:
устойчивое развитие сельских территорий;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов.
III. Основные направления аграрной политики на период
2008-2012 годов
1. Устойчивое развитие сельских территорий
Сближение уровней жизни сельского и городского населения по доходам, социальным условиям, коммунальному комфорту повысит привлекательность сельской жизни и снизит отток экономически активного населения в город.
Для достижения таких условий следует осуществлять мероприятия, направленные на:
улучшение жилищных условий сельского населения;
повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2010 года", утвержденной Законом Томской области от 19 февраля 2004 года N 30-ОЗ, с учетом продолжения программных мероприятий до 2012 года включительно.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета (прогноз), областного бюджета и внебюджетных источников. Это позволит к 2012 году:
обеспечить ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, не менее 12 тысяч квадратных метров в год;
увеличить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 58 процентов;
увеличить уровень газификации сельских квартир (домов) сетевым газом до 15 процентов.
2. Создание общих условий функционирования
сельского хозяйства
Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо создание единой системы информационного и консультационного обеспечения, развитие кадрового потенциала, проведение научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
Привлечение инвестиций
С целью обеспечения роста привлечения капитала в отрасль предпринимаются меры государственной поддержки по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, содействию материально-технического перевооружения отрасли, сохранению почвенного плодородия, повышению площади застрахованных посевов сельскохозяйственных культур.
На период реализации Программы ежегодный прирост инвестиций для развития сельскохозяйственного производства прогнозируется на уровне 7 процентов к уровню предшествующего года.
Поддержание почвенного плодородия
Целями мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения с использованием современных достижений науки и техники.
Основные задачи воспроизводства плодородия почв области:
оптимизация структуры посевных площадей;
применение комплексных, сбалансированных удобрений;
проведение химической прополки для профилактики сельскохозяйственных культур;
реконструкция оросительных, осушительных систем.
Программой предусмотрена государственная поддержка:
за счет средств федерального (прогноз) и областного бюджетов - сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение минеральных удобрений;
за счет средств областного бюджета:
на приобретение средств защиты растений, стимуляторов роста и развития растений;
на возмещение затрат по реконструкции и ремонту оросительных, осушительных систем.
Реализация мероприятий по повышению плодородия почв Томской области позволит к 2012 году увеличить:
объем внесения органических удобрений до 560 тысяч тонн в год;
объем внесения минеральных удобрений до 16 тысяч тонн в год;
площади химической прополки сельскохозяйственных культур до 200 тыс. га в год.
Развитие системы государственного информационного обеспечения,
консультационного обслуживания и переподготовки специалистов
для сельского хозяйства
Комплекс мер по формированию государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей направлен на:
совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы функционирования государственных информационных ресурсов;
обеспечение доступа к информационным ресурсам органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, сельхозтоваропроизводителей;
обеспечение информационного взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
участие в создаваемой Минсельхозом России системе информации о рынке АПК России (СИР АПК) и системе дистанционного мониторинга земель (СДМЗ АПК).
Мероприятия по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства будут содействовать развитию областного аграрного научно-образовательно-производственного центра в части оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям Томской области и создания его представительств (консультационных центров) в сельских районах области.
Развитие системы государственного информационного обеспечения позволит увеличить количество сельхозтоваропроизводителей, пользующихся государственными информационными услугами, до 80 процентов, долю органов управления АПК муниципальных районов, использующих возможности системы информационного обеспечения, до 100 процентов, создать дополнительно 7 центров консультационной помощи (всего будет 9 центров).
Формирование кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства
Важным фактором роста эффективности аграрного производства в современных условиях является уровень профессиональной подготовки персонала в сельхозорганизациях.
Исходя из реальной оценки кадрового обеспечения сельхозтоваропроизводителей АПК области, необходимо:
совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов сельского хозяйства с долевым участием средств области;
закрепление квалифицированных кадров в сельской местности, повышение привлекательности сельского труда, его имиджа;
увеличение средних размеров заработной платы в сельском хозяйстве.
Мероприятия по закреплению квалифицированных кадров на селе позволят повысить долю специалистов в сельском хозяйстве с высшим и средним профессиональным образованием до 96 процентов, увеличить долю специалистов в возрасте до 30 лет с 12 до 35 процентов.
3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Приоритетное развитие животноводства
Развитие отраслей животноводства является ключевым приоритетом развития сельского хозяйства Томской области до 2012 года.
Реализация проектов по ускоренному развитию животноводства позволит к 2012 году значительно увеличить производство основных видов продукции животноводства: мяса до 109 тысяч тонн (190 процентов к уровню 2006 года), молока до 190 тысяч тонн (117 процентов).
Рост объемов производства продукции животноводства произойдет за счет:
создания принципиально новой технологической и кормовой базы животноводства;
повышения генетического потенциала животных (удельный вес поголовья племенных животных в общем поголовье увеличится до 15 процентов).
Для развития мясного скотоводства Программой предусмотрено выделение средств областного бюджета на содержание маточного поголовья мясных пород.
Для стимулирования производства молока и мяса в ЛПХ предусмотрено выделение средств областного бюджета на возмещение затрат по искусственному осеменению коров, принадлежащих гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Реализация мероприятий развития производства мяса КРС в Томской области позволит к 2012 году увеличить поголовье скота мясных пород до 8,5 тыс. голов, производство мяса КРС - до 16 тыс. тонн в живом весе.
Реализация мероприятий развития свиноводства в области позволит к 2012 году увеличить производство свинины до 38 тыс. тонн в живом весе; поголовье свиней - до 220 тыс. голов.
Реализация мероприятий развития птицеводства в Томской области позволит к 2012 году увеличить объем производства мяса птицы до 55,0 тыс. тонн, производство яиц - до 302 млн. штук.
Одним из ключевых факторов успеха в мясной отрасли является улучшение качества производства кормов.
Программой предусмотрена государственная поддержка из областного бюджета кормопроизводства в целях:
повышения доли сбалансированных полноценных комбикормов в рационе животных и птицы за счет совершенствования структуры зернофуража и повышения обеспеченности белковыми кормами;
внедрения новых способов и технических средств подготовки кормов.
Реализация мер по развитию кормопроизводства в области позволит к 2012 году увеличить обеспеченность кормами до 40 центнеров кормовых единиц на условную голову.
Поддержка племенного животноводства
Средства по поддержке племенного животноводства будут предоставляться:
из федерального (прогноз) и областного бюджетов - на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
из областного бюджета:
на приобретение племенного молодняка молочных и мясных пород;
на приобретение семени быков производителей.
Мероприятия по поддержке племенного животноводства позволят обеспечить прирост реализации племенного молодняка не менее 12 процентов к уровню предшествующего года и довести удельный вес племенного скота в общем поголовье до 14,4 процента.
Проведение противоэпизоотических мероприятий
Важное значение для стабильного и ускоренного развития отраслей животноводства имеет ветеринарное благополучие животных.
Для предупреждения болезней сельскохозяйственных животных и выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства Программой предусмотрена поддержка из федерального (прогноз) и областного бюджетов на проведение противоэпизоотических мероприятий:
разработку и внедрение в ветеринарную практику современных методов диагностики, средств лечения и профилактики;
совершенствование профилактической и лечебной обработки животных;
совершенствование методов оценки ветеринарно-санитарного состояния кормов и продуктов питания животного происхождения и продукции, завозимой из других регионов.
Развитие приоритетных отраслей растениеводства
Растениеводство в Томской области рассматривается преимущественно как поддерживающая отрасль животноводства.
Ускоренное развитие животноводства увеличит спрос на культуры, используемые для производства кормов.
По мере укрепления материально-технической базы будет осуществляться переход к ресурсосберегающим интенсивным технологиям.
Поддержка элитного семеноводства
Важнейшим фактором роста эффективности растениеводства является развитие системы элитного семеноводства.
На поддержку элитного семеноводства Программой предусмотрено выделение средств федерального (прогноз) и областного бюджетов на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности, зерновых, зернобобовых, кукурузы, сои, картофеля, клевера и люцерны, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
В результате реализации мероприятий по поддержке элитного семеноводства увеличится удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов зерновых, картофеля, овощей и технических культур до 25 процентов.
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Целями осуществления мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются повышение объемов производства животноводческой продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и включение низкопродуктивных пашен в сельскохозяйственное производство.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание собственной кормовой базы животноводства путем обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме личных подсобных хозяйств) семенами сельскохозяйственных культур;
увеличение производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях.
Программой предусмотрена поддержка из областного и федерального (прогноз) бюджетов на завоз семян для выращивания однолетних и многолетних трав, зерновых и зернобобовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых не производятся семена по природно-климатическим условиям, и на производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Производство зерна
Важнейшими задачами по производству зерновых и зернобобовых культур являются рост посевных площадей и повышение урожайности за счет использования высококачественных семян, применения химических средств защиты растений.
В результате реализации программных мероприятий к 2012 году будет достигнуто валовое производство зерна - 360 тыс. тонн.
Производство льна
Для стимулирования производства льна в Томской области и его переработки предусмотрена государственная поддержка за счет средств федерального (прогноз) и областного бюджетов:
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), льносеменоводческих станций и льнозаводов - на приобретение элитных семян;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - на производство льна-долгунца и конопли (производство соломки и тресты), а также для льносеменоводческих станций и льнозаводов, занимающихся выращиванием льна-долгунца, конопли и их переработкой.
Кроме того, предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение современной техники по выращиванию и уборке льна-долгунца, нового высокотехнологичного и современного оборудования для предприятий по первичной обработке льна.
В результате реализации мероприятий по стимулированию производства льна за пять лет планируется увеличить:
валовой сбор семян льна-долгунца и льноволокна в 2, 4 раза;
урожайность льна-долгунца в 1,4 раза.
Производство рапса
Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса с целью обеспечения потребности животноводства в кормовом белке.
Для увеличения посевных площадей рапса и валового сбора семян предусмотрена государственная поддержка на приобретение элитных семян, на приобретение средств химической защиты растений.
Финансирование создания новых специальных технических средств, современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов рапса и сурепицы, а также зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса будет осуществляться на основе разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кроме того, предполагается выделение средств на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.
В результате реализации мероприятий по стимулированию производства рапса планируется увеличить:
посевные площади рапса - на 22 процента;
валовой сбор рапса на зерно - на 60 процентов;
урожайность рапса - на 30 процентов.
Закладка многолетних насаждений
Для стимулирования увеличения площадей плодовых насаждений, в том числе садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений, питомников предусмотрена из федерального (прогноз) и областного бюджетов государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями;
на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.
Реализация мероприятий по стимулированию развития садоводства позволит увеличить площадь многолетних насаждений с 490 до 1300 га.
4. Развитие рынка сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции
Мероприятия, направленные на повышение доступности сбыта и качества переработки сельскохозяйственной продукции будут стимулировать:
техническую модернизацию производств, осуществляющих первичную и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции;
расширение ассортимента и повышение качества продукции переработки сельскохозяйственного сырья;
строительство современных убойных цехов;
развитие сети мини-цехов по переработке сельскохозяйственного сырья;
создание разветвленной сети приемных пунктов сельскохозяйственного сырья от населения и фермеров;
освоение новых технологий, позволяющих повысить эффективность использования зерна, увеличить выход муки;
развитие и увеличение производственных мощностей по заморозке и переработке овощей;
снижение потерь при хранении овощей и картофеля за счет строительства овощехранилищ с регулируемым микроклиматом.
5. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве.
Повышение доступности кредитов
Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Предполагается государственная поддержка на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на уплату процентов по кредиту (займу):
по краткосрочным кредитам (займам), предоставляемым на срок до одного года на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, на покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
по инвестиционным кредитам (займам), предоставляемым на срок до восьми лет на приобретение оборудования, племенной продукции, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей, тепличных комплексов, предприятий по переработке льна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса).
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе являются рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
Предполагается государственная поддержка по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности:
для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
на срок до двух лет - на приобретение горюче-смазочных материалов; запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений; минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ; материалов для теплиц; молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает
300 тыс. рублей на одно хозяйство;
на срок до пяти лет - на приобретение сельскохозяйственных животных; сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны; оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции; на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
для крестьянских (фермерских) хозяйств:
на срок до двух лет - на приобретение горюче-смазочных материалов; запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования; минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ; молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
на срок до восьми лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала); на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства; предприятий по переработке льна и льноволокна, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
на срок до двух лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ; молодняка сельскохозяйственных животных; запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования; материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива; на приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки; на закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива, для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции на условиях, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
на срок до восьми лет - на приобретение техники и оборудования для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо; приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива; на строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна; на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Кроме того, государственная поддержка предполагается на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до пяти лет, на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья).
Мероприятия по достижению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе позволят увеличить объем субсидируемых кредитов (займов) на 72 процента.
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий Программы предполагается:
частичное возмещение процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства;
частичное возмещение затрат по техническому оснащению сельскохозяйственного производства.
Меры по стимулированию технической модернизации сельского хозяйства позволят за пять лет приобрести 812 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 505 тракторов, 250 зерноуборочных и 57 кормоуборочных комбайнов.
Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения поставленной цели планируется:
увеличить удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 64 процентов;
обеспечить стабилизацию финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий и приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках настоящей Программы, привлекаются средства из федерального (прогноз), областного бюджетов и внебюджетных источников (заемные и собственные средства сельхозтоваропроизводителей (прогноз).
Бюджетное финансирование мероприятий Программы предусмотрено на принципах софинансирования федерального и областного бюджетов в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством.
Финансирование мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства Томской области предусматривается в законе Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования мероприятий на 2008-2012 годы составляет 11211,3 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета (прогноз) - 2164,4 млн. рублей (19 процентов);
средства областного бюджета (прогноз) - 3214 млн. рублей (29 процентов);
внебюджетные источники (прогноз) - 5832,9 млн. рублей (52 процента).
Объем и структура затрат на реализацию мероприятий по развитию
сельскохозяйственного производства (прогноз)
/млн. рублей/
Источник финансирования |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Федеральный бюджет |
436,3 |
451,7 |
412,7 |
417,1 |
446,6 |
Областной бюджет |
576,7 |
615,8 |
654,3 |
675,2 |
702 |
Внебюджетные средства |
1010,4 |
1053,6 |
1150,5 |
1260,8 |
1357,6 |
Итого |
2012,3 |
2121,1 |
2217,6 |
2353,1 |
2506,2 |
Прогноз распределения средств областного бюджета на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства Томской области приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
V. Механизм реализации Программы и оценка
ее эффективности
Реализацию Программы осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент).
Неотъемлемым элементом механизма управления Программой является социально-экономический мониторинг и оценка последствий реализации программных мероприятий.
Функции Департамента:
обеспечение взаимосвязи муниципальных образований и других заинтересованных лиц в реализации Программы;
организация взаимосвязи с федеральными органами исполнительной власти по включению предложений Департамента в федеральные целевые программы;
представление и согласование в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации бюджетных заявок на предоставление средств из федерального бюджета для реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства;
подготовка предложений по объемам финансирования мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства на текущий финансовый год;
подготовка информационных материалов о ходе реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства для рассмотрения их Администрацией Томской области;
подготовка предложений по совершенствованию механизма исполнения мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства и форм государственной поддержки;
мониторинг системы контрольных показателей при реализации Программы.
Основные целевые индикаторы реализации Программы (прогноз) приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к Программе развития
сельскохозяйственного
производства Томской
области до 2012 года
Распределение
средств областного бюджета на реализацию мероприятий по развитию
сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года
N п/п |
Наименование статей расходов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
1. |
Субсидии на поддержку племенного животноводства |
8 939,5 |
10 502,0 |
12 382,5 |
13281,1 |
14012,4 |
|||||||||||
2. |
Субсидии на поддержку мясного скотоводства |
6 655,5 |
6 153,0 |
5 322,5 |
5518,9 |
5890,6 |
|||||||||||
3. |
Субсидии на поддержку элитного семеноводства |
4 950,0 |
5 085,0 |
5 555,0 |
5721,65 |
5948,8 |
|||||||||||
4. |
Субсидии на поддержку кормопроизводства |
1 040,0 |
1 280,0 |
1 180,0 |
1215,4 |
1265,9 |
|||||||||||
5. |
Субсидии на поддержку производства рапса |
250,0 |
300,0 |
350,0 |
360,5 |
374,8 |
|||||||||||
6. |
Субсидии на поддержку производства льна |
500,0 |
550,0 |
600,0 |
618 |
642,5 |
|||||||||||
7. |
Субсидии на компенсацию части затрат по приобретению средств химизации |
8 400,0 |
8 940,0 |
9 400,0 |
9682 |
10266,0 |
|||||||||||
8. |
Субсидии на возмещение части затрат по реконструкции и ремонту оросительных и осушительных систем |
1 235,0 |
1 110,0 |
1 060,0 |
1091,8 |
1235,0 |
|||||||||||
9. |
Субсидии на развитие садоводства |
4 800,0 |
5 150,0 |
5 665,0 |
5834,95 |
6066,6 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями |
1 500,0 |
1 700,0 |
2 000,0 |
2060 |
2141,8 |
|||||||||||
|
субсидии на поддержку садоводческих товариществ |
3 300,0 |
3 450,0 |
3 665,0 |
3774,95 |
4124,0 |
|||||||||||
10. |
Субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ |
10 760,0 |
11 490,0 |
12 210,0 |
12576,3 |
13175,0 |
|||||||||||
11. |
Субсидирование части затрат при страховании рисков в сельскохозяйственном производстве |
12 900,0 |
13 790,0 |
14 655,0 |
15094,65 |
15793,0 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
12. |
Субсидирование части процентной ставки по кредитам кредитных организаций и займам потребительских кредитных кооперативов |
72 550,0 |
81 250,0 |
91 500,0 |
94245 |
97985,8 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2007-2009 годах на срок до одного года, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации |
40 000,0 |
42 500,0 |
45 750,0 |
47122,5 |
48992,9 |
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2007-2009 годах, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам |
32 550,0 |
38 750,0 |
45 750,0 |
47122,5 |
48992,9 |
|||||||||||
13. |
Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам и займам |
169 682,3 |
185 023,0 |
181 139,0 |
186573,2 |
193978,6 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2004-2009 годах на срок от двух до восьми лет |
102 483,0 |
118 583,0 |
118 447,0 |
122000,4 |
126842,8 |
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2004-2009 годах |
67 199,3 |
66 440,0 |
62 692,0 |
64752,2 |
67322,3 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
14. |
Субсидии на развитие малых форм хозяйствования на селе |
3 500,0 |
4 000,0 |
4 000,0 |
4120 |
4283,5 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2005-2009 годах на срок до восьми лет, личным подсобным хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
3090 |
3212,6 |
|||||||||||
|
субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и займам, полученным на срок до пяти лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности |
500,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1030 |
1070,9 |
|||||||||||
15. |
Субсидии на возмещение части купонных выплат по эмитированным облигациям |
7 450,0 |
3 750,0 |
- |
- |
- |
|||||||||||
16. |
Субсидии на возмещение затрат по техническому оснащению сельскохозяйственного производства |
121 816,0 |
137 959,0 |
162 156,0 |
167020,7 |
173650,1 |
|||||||||||
17. |
Государственная поддержка научно-исследовательских работ в области сельскохозяйственного производства |
4 300,0 |
4 500,0 |
4 890,0 |
5036,7 |
5236,6 |
|||||||||||
18. |
Субсидии на возмещение затрат по ремонту подъездных дорог к животноводческим фермам, объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции |
10 000,0 |
10 680,0 |
11 353,0 |
11893,6 |
12365,7 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
19. |
Субсидии на возмещение затрат по оформлению земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения |
3 000,0 |
2 000,0 |
- |
- |
- |
|||||||||||
20. |
Субсидии на возмещение затрат на развитие качественной подготовки специалистов для организаций сельского хозяйства области |
5 000,0 |
6 000,0 |
8 000,0 |
8240 |
8567,1 |
|||||||||||
21. |
Кадровое обеспечение - всего |
8 505,0 |
9 085,0 |
9 560,0 |
9846,8 |
10237,6 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов организаций сельского хозяйства |
6 820,0 |
7 400,0 |
7 875,0 |
8111,25 |
8433,2 |
|||||||||||
|
субсидии специалистам, прибывающим для работы в организации АПК и лесопромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждения ветеринарии, культуры, образования и здравоохранения, в том числе областные государственные учреждения, находящиеся в сельских и городских поселениях Томской области |
1 685,0 |
1 685,0 |
1 685,0 |
1735,55 |
1804,4 |
|||||||||||
22. |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства |
9 000,0 |
9 220,0 |
9 420,0 |
9702,6 |
10087,7 |
|||||||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
информационно-консультационное обеспечение в области сельскохозяйственного производства |
3 500,0 |
3 685,0 |
3 850,0 |
3965,5 |
4122,9 |
|||||||||||
|
проведение выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний в области сельскохозяйственного производства |
500,0 |
535,0 |
570,0 |
587,1 |
610,4 |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
|
проведение областных конкурсов в области сельскохозяйственного производства |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5150 |
5354,4 |
|||||||||||
23. |
Противоэпизоотические мероприятия |
4 171,0 |
4 437,0 |
4 720,0 |
4861,6 |
5054,6 |
|||||||||||
24. |
Субвенции на осуществление государственных полномочий органами местного самоуправления по предоставлению субсидий на возмещение затрат по производству и реализации молока и молочной продукции |
86 500,0 |
82 000,0 |
87 000,0 |
89705 |
93063,0 |
|||||||||||
25. |
Субвенции на осуществление государственных полномочий органами местного самоуправления по предоставлению субсидий на возмещение затрат по внесению органических удобрений |
10 760,0 |
11 492,0 |
12316,0 |
12960 |
13021,1 |
|||||||||||
|
Итого на поддержку сельского хозяйства |
576 664,3 |
615 746,0 |
654 334,0 |
675200 |
702000,0 |
Приложение N 2
к Программе развития
сельскохозяйственного
производства Томской
области до 2012 года
Основные целевые индикаторы
реализации мероприятий Программы развития сельскохозяйственного
производства Томской области на 2008-2012 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1. Устойчивое развитие сельских территорий | |||||||||
Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (тыс. кв. м) |
10,4 |
10,5 |
10,5 |
11 |
12 |
||||
в том числе для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
5 |
5,5 |
6 |
6,2 |
6,5 |
||||
Обеспеченность сельского населения питьевой водой (%) |
36 |
42 |
49 |
54 |
58 |
||||
Уровень газификации домов (квартир) на селе (%) |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||
2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства | |||||||||
Поддержание почвенного плодородия | |||||||||
Объем внесения органических удобрений в год (тыс. тонн) |
480 |
500 |
520 |
540 |
560 |
||||
Внесение минеральных удобрений (тыс. тонн) |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
16 |
||||
Увеличение площади химической прополки сельскохозяйственных культур (тыс. га в год) |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
||||
Создание системы государственного информационного обеспечения и консультирования в сфере сельского хозяйства | |||||||||
Количество сельхозтоваропроизводителей, пользующихся государственными информационными услугами (%) |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
Доля органов управления развития АПК муниципальных районов, использующих возможности системы информационного обеспечения (%) |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
||||
Число центров по оказанию консультационной помощи (ед) |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
||||
3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства | |||||||||
Развитие животноводства | |||||||||
Производство скота и птицы (в жив. массе, тыс. тонн) |
79,5 |
90,0 |
105,0 |
107,0 |
109,0 |
||||
Производство молока (тыс. тонн) |
172,5 |
175,5 |
179,0 |
185,7 |
190,5 |
||||
Поддержка племенного животноводства | |||||||||
Прирост реализации племенного молодняка к предыдущему году (условные головы) (%) |
16 |
11,7 |
11,9 |
12,7 |
13 |
||||
Удельный вес племенного скота в общем поголовье (%) |
11,2 |
11,9 |
13,4 |
13,8 |
14,4 |
||||
Развитие растениеводства | |||||||||
Поддержка элитного семеноводства | |||||||||
Удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов зерновых, картофеля, овощей и технических культур (%) |
23 |
24 |
25 |
25 |
25 |
||||
Развитие производства льна | |||||||||
Валовой сбор семян льна-долгунца (тыс. тонн) |
0,25 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
||||
Валовой сбор льноволокна (тыс. тонн) |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1 |
1,2 |
||||
Урожайность льна-долгунца (волокна) (ц/га) |
5 |
5,5 |
6 |
7 |
7 |
||||
Производство рапса | |||||||||
Посевная площадь рапса в хозяйствах всех категорий (тыс. га) |
4,5 |
4,7 |
5 |
5,5 |
5,5 |
||||
Валовой сбор рапса на зерно (тыс. тонн) |
4,5 |
5,2 |
5,5 |
6,6 |
7,2 |
||||
Урожайность рапса (ц/га) |
10 |
11 |
11,5 |
12 |
13 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
Закладка многолетних насаждений | |||||||||
Площадь закладки многолетних насаждений (га) |
190 |
210 |
155 |
140 |
150 |
||||
4. Достижение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе | |||||||||
Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности (млн. рублей) |
180 |
210 |
240 |
280 |
310 |
||||
5. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства | |||||||||
Приобретение сельскохозяйственной техники (штук) |
153 |
158 |
163 |
167 |
171 |
||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
||||
тракторов |
97 |
99 |
101 |
103 |
105 |
||||
комбайнов зерноуборочных |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
||||
комбайнов кормоуборочных |
8 |
10 |
12 |
13 |
14 |
||||
6. Снижение рисков в сельском хозяйстве | |||||||||
Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади (%) |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Томской области от 29 декабря 2007 г. N 580-ра "Об утверждении Программы развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Томской области от 25 апреля 2012 г. N 384-ра