Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Хотеева Р.И., Астальцева Д.А. Особенности социального поведения волонтеров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Р.И. Хотеева - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии; Институт психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Д.А. Астальцева - бакалавр психологии, профиль "Психологическое консультирование"; Институт психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Введение. Волонтерство и добровольчество - важные ресурсы обеспечения развития России, ее социальной и иной безопасности. Они должны быть полем социально, психологически, нравственно и т.д. безопасной помогающей активности. Для этого необходимы принципы и стандарты работы волонтеров, их отбор и обучение, исследование и дифференцированный подход: разные ситуации и виды волонтерства и добровольчества требуют развернутого и глубокого осмысления специфики деятельности волонтера, наличия у него тех или иных качеств, моделей поведения и общения, ценностей и т.д. Целью исследования стало изучение особенностей социального поведения волонтеров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы. Методологическая и методическая база - изыскания ученых, посвященные волонтерству как социальному явлению, обобщающие исследования социального поведения в целом, описывающие особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использовались следующие методики: авторская анкета "Социальное поведение волонтеров"; Ценностные ориентации личности (Ориентировочная анкета Б. Басса); методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; методика "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартовой-Бочавер; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. В исследовании приняли участие 40 волонтеров разного пола, возраста и профессий, работающих в рамках благотворительного фонда "Волонтеры - детям" г. Калуги.
Результаты и обсуждение. "Карьерные" волонтеры имеют различные особенности социального поведения, отличающие их от "событийных" ("случайных") волонтеров, выраженную направленность на задачу и латентную агрессивность. Выявлен ряд иных важных моментов, указывающих на личностную и социальную зрелость многих волонтеров и негативное влияние обедненного или деструктивного индивидуального опыта волонтеров, особенно событийных. Богатый и позитивный опыт отношений помогает и событийным, и иным волонтерам быть успешными, в том числе не заражаться негативными состояниями от своих подопечных и не использовать их иначе, чем это предполагают ценностно-целевые рамки помогающей ситуации. Негативные моменты волонтерской деятельности отмечаются относительно редко в контексте как исследований духовно-нравственных сторон помогающих отношений, так и осмысления их социокультурных и индивидуально-психологических аспектов.
Выводы. Волонтеры, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют такие особенности социального поведения, которые отличают их от событийных волонтеров, а именно: направленность на задачу и латентную агрессивность, что подтверждает нашу гипотезу. Событийным волонтерам быть эффективными нередко мешает их личный опыт.
Ключевые слова: социальное поведение личности; помогающая деятельность; эдология; эдологическая деятельность; волонтерство; особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Khoteeva R.I., Astaltseva D.А. Features of the Social Behaviour of Volunteers working with Disabled Children
R.I. Khoteeva - Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor at the chair of General and Social Psychology; the Institute of Psychology of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
D.A. Astaltseva - Bachelor of Psychology, profile "Psychological Consulting"; the Institute of Psychology of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
Introduction. Volunteering and voluntaryism are important resources for ensuring the development of Russia, its social and other types of security. It must be a field of socially, psychologically, morally, etc. safe assistance. This requires the principles and standards of volunteer work, their selection and training, research and a differentiated approach: different situations and types of volunteering require an extended and in-depth understanding of the specifics of a volunteer's activity, whether he has certain qualities, patterns of behavior and communication, values and etc. The objective of the research is to study the peculiarities of social behavior of volunteers working with disabled children.
Materials and Methods. Methodology and methodic toolkit includes the scientific studies devoted to volunteering as a social phenomenon and summarizing the researches on social behavior in general, describing the specifics of working with disabled children. The study employed the following methods: the authors' questionnaire "Volunteers' Social Behaviour"; Personal Value Orientation (B. Bass Orientation Inventory); V.V. Boyko Communication Attitude Diagnostics; S.K. Nartova-Bochaver "Sovereignty of Psychological Space"; O.F. Potemkina Diagnostics of Social Psychological Attitudes of a Person in Motivation and Needs' sphere. The study involved 40 volunteers of different sex, age and occupations, who participated in the work of Kaluga Charity Fund "Volunteers - to Children".
Results and Discussion. "Career" volunteers possess various peculiarities of social behavior distinguishing them from occasional volunteers, intensified task orientation and latent aggressiveness. The researchers revealed a range of important points which indicate personal and social maturity of many volunteers and negative influence of poor and destructive individual experience of volunteers, especially occasional ones. Abundant and positive experience in relations helps both occasional and other volunteers to be successful and also not to be afflicted by the negative states of the people under their care and not to use it otherwise than it provided by the values and purposes of the helping situation. Negative moments of volunteering are relatively rare in the context of both studies devoted to spiritual and moral aspects of helping relations and comprehension of their socio-cultural and individually-psychological aspects.
Conclusions. Volunteers working with disabled children possess such features of social behavior distinguishing them from occasional volunteers as task orientation and latent aggressiveness, which proves the authors' hypothesis. It is occasional volunteers' individual experience that not infrequently hinders their efficiency.
Keywords: social behavior of a person; helping activity; edology; edological activity; volunteering; specifics of work with disabled children
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru