Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 16 апреля 1998 г. N 224
Порядок
проведения ревизии деятельности таможенных постов в части оптимизации организационно-штатной структуры
I. Общие положения.
Ревизия деятельности таможенных постов - совокупность мероприятий по проведению проверки их деятельности как таможенных органов и анализа внешних и внутренних факторов, а также количественных показателей в динамике по времени. Ревизия проводится РТУ один раз в год.
Целью проведения ревизии деятельности таможенных постов является оптимизация организационно-штатной структуры таможенных органов Российской Федерации, обеспечение повышения качества таможенного оформления и таможенного контроля, и собираемости таможенных платежей.
Организация ревизии возлагается на Первого заместителя начальника РТУ, а обобщение и анализ осуществляются организационно-инспекторскими отделами РТУ. Ревизия проводится комиссиями, сформированными из сотрудников функциональных подразделений РТУ и должностных лиц руководства таможен, непосредственно курирующих деятельность проверяемых таможенных постов.
Непосредственный выезд в регионы деятельности таможенных постов, первичный анализ и обработка материалов проверок осуществляется рабочими группами, сформированными из числа указанных выше сотрудников в соответствии с приказами по РТУ (таможне).
Ревизия проводится по следующим основным направлениям деятельности таможенных постов:
- обеспечение таможенного оформления и таможенного контроля на подведомственной территории;
- исполнение фискальных функций;
- управленческая деятельность на уровне таможня-таможенный пост.
II. Порядок анализа деятельности таможенного поста.
Ниже приведены показатели, которые учитываются при проведении ревизии и анализа деятельности таможенных постов.
Все показатели условно делятся на объемные (количественные) и экспертные.
А. Объемные показатели (оборот внешней торговли региона, фискальные показатели, вес брутто товаров по видам транспорта и пр.)
Анализ деятельности таможенных постов по объемным (количественным) показателям должен включать ряд операций и проводиться в следующем порядке:
1. Объемные показатели группируются по таможенным постам одной категории.
2. Вычисляется среднее значение данного показателя для таможенных постов данной категории.
3. Используя методы математической статистики, относительно вычисленного среднего значения, определяется зона, в которую попадают не менее 50% изучаемых показателей, т.е. зона показателей, характерная для таможенных постов данной категории.
4. Вычисляется среднее значение между границами зон сопредельных категорий - условная граница перехода из одной категории в другую по данному показателю.
5. Строится гистограмма, на которую наносится изучаемый показатель для постов данной категории и условные границы перехода из одной категории в другую.
6. Определяется - какой категории соответствует данный таможенный пост по изучаемому показателю.
7. После изучения всех объемных показателей, как среднее арифметическое и (по правилам округления) определяется категория, которой соответствует таможенный пост по совокупности изученных показателей.
В целях проведения анализа в качестве объемных используются также иные объемные показатели:
- существующий штат таможенного поста;
- количество СВХ и ТС в регионе деятельности таможенного поста, на которых его подразделения осуществляют таможенный контроль, а также наличие условий, обеспечивающих эффективность таможенного оформления и таможенного контроля.
Б. Анализ экспертных показателей (преобладание в процессе таможенного оформления и контроля видов транспорта, процентное соотношение количества участников ВЭД, зарегистрированных в регионе деятельности поста к общему количеству оформленных участников ВЭД, осуществление пограничного таможенного оформления, удельный вес ВЭД, оформляемых в определенных таможенных режимах и пр.).
В целях проведения анализа в качестве экспертных используются также иные экспертные показатели:
- Количество отделов в структуре таможенного поста, в т.ч. ОТОиТК.
- Количество мест таможенного оформления.
- Удаленность таможенного поста от административного здания таможни и состояние средств связи, обеспечивающих управление на уровне таможня - таможенный пост.
Значительное удаление таможенного поста от таможни может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор, непосредственная близость таможенного поста от таможни может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как понижающий фактор.
- Преобладание товаров определенной номенклатуры в структуре оформляемого данным таможенным постом внешнеторгового оборота может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как фактор, снижающий показатели загруженности личного состава.
Показатели наличия участков границы и пунктов пропуска учитываются во всех случаях. При этом исходя из характеристики региона деятельности таможни и таможенного поста, наличие в непосредственной близости других таможенных постов или подразделений таможни, отсутствие участков границы и пунктов пропуска рассматривается как фактор, влияющий на изменение структуры (и/или штатной численности) таможенного органа.
III. Порядок принятия решения по итогам анализа деятельности таможенного поста.
По итогам проведения анализа выносится одна из следующих рекомендаций:
1. Изменить структуру таможенного поста и (или) изменить его штатную численность.
2. Сохранить существующую структуру таможенного поста с/без изменения его штатной численности.
3. Ликвидировать таможенный пост или преобразовать его в ОТОиТК соответствующей таможни.
С целью исполнения требований приказа ГТК России от 14.10.97 N 608 в части соответствия результатов деятельности таможенных постов требованиям, предъявляемым к их категории, результаты анализа выносятся на рассмотрение коллегии РТУ.
В этом случае по итогам проведенного анализа на рассмотрение коллегии РТУ предлагается одна из следующих рекомендаций:
- сохранить существующую категорию таможенного поста с/без изменения его штатной численности и по итогам работы за год рассмотреть вопрос о повышении/понижении существующей категории таможенного поста:
- повысить/понизить существующую категорию таможенного поста с/без изменения его штатной численности.
Для анализа соответствующих объемных показателей используются рубли в старом масштабе цен.
В целях проведения анализа используются данные за предыдущий год. Однако при значительных отличиях количественных и экспертных показателей, необходимо использовать данные за 6 месяцев текущего года или за календарный год например: июнь 1997 - июнь 1998 г.
Данные, полученные в результате проведения анализа, обобщаются в порядке, изложенном ниже.
IV. Порядок проведения анализа деятельности таможенных постов.
Заголовок: Наименование таможенного поста.
Категория таможенного поста.
Таможня (РТУ), которой непосредственно подчинен таможенный пост.
1. Оборот внешней торговли товаров (тысячи долларов США),
оформленных в подразделениях таможенного поста в отчетном периоде
Всего:
Таблица 1
Наименование таможенного поста | Экспорт | Импорт | Оборот (2 + 3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
В том числе, помещенных под таможенные режимы, учитываемые в таможенной статистике внешней торговли:
Таблица 2
Наименование таможенного поста |
Количество ГТД по режимам перерабо- тки/стоимость перемещенного то- вара |
Количество ГТД по режиму временного ввоза (вывоза)/ стоимость переме- щенного товара |
Количество ГТД по иным режимам/стои- мость перемещенно- го товара |
1 | 2 | 3 | 4 |
Данные по обороту внешней торговли используется для анализа в качестве объемного показателя.
Показатели из таблиц используется для анализа по следующей схеме:
1. Значительность случаев и объемов товаров перемещаемых в рамках таможенных режимов, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли (таблица 2) указывает на повышение категории таможенного поста.
2. Преобладание одного (двух) таможенных режимов при незначительных объемах перемещения по совокупности данных таблиц 1 и 2 указывает на необходимость понижение категории таможенного поста.
2. Работа таможенных постов по начислению таможенных
платежей (млн.руб.)
Федеральный бюджет:
Таблица 3
Наименова- ние т.п. |
Начислен ак- циз при экс- порте |
Начислена ввозная пош- лина |
Начислен НДС |
Начислен ак- циз при им- порте |
Начислено всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Начисление денежных средств в федеральный бюджет (столбец 6) используется для анализа в качестве объемного показателя.
Фонд развития таможенной системы:
Таблица 4
Наименование таможенного поста |
Начислено платежей в ФРТС |
Количество оформленных физических лиц |
1 | 2 | 3 |
Начисление денежных средств в ФРТС используется для анализа в качестве объемного показателя. Сравнение граф 2 и 3 таблицы 4 дает основание рассматривать формирование основы сумм ФРТС, исходя из преобладания наиболее трудоемких операций по оформлению и контролю физических лиц. Вместе с тем, сравнивая таможенные посты по региону деятельности таможни, исходя из специфики субъектов ВЭД, номенклатуры и иных факторов, появляется основание не рассматривать объем начисленных средств в ФРТС как фактор загруженности и эффективности деятельности. (например, оформление металла, газа или нефти на экспорт).
3. Анализ показателей загруженности и распределения штатной
численности таможенного поста
Таблица 5
Наиме- нова- ние тамо- женно- го по- ста |
КР | КТД1 | КТД 1/1 |
КТД2 | КТД 2/1 |
КДКД | КДКД/1 | МДП | МДП/1 | КТПО | КТПО/1 | КФЛ | КФЛ/1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
КР - средне списочная фактическая штатная численность таможенного поста
КТД1 - количество обработанных грузовых таможенных деклараций (основных листов)
КТД1/1 - количество обработанных грузовых таможенных деклараций (основных листов) на 1 сотрудника
КТД2 - количество обработанных грузовых таможенных деклараций (добавочных листов)
КТД2/1 - количество обработанных грузовых таможенных деклараций (добавочных листов) на 1 сотрудника
КДКД - количество оформленных документов контроля доставки
КДКД/1 - количество оформленных документов контроля доставки на 1 сотрудника
МДП - количество оформленных документов по процедуре МДП
МДП/1 - количество оформленных документов по процедуре МДП на 1 сотрудника
КТПО - количество оформленных таможенных приходных ордеров
КТПО/1 - количество оформленных таможенных приходных ордеров на одного сотрудника
КФЛ - количество пропущенных физических лиц
КФЛ/1 - количество пропущенных физических лиц на 1 сотрудника
Данные количественные показатели наиболее характерны для анализа деятельности пограничных таможенных постов.
При оценке эффективности деятельности таможенного поста учитываются показатели загруженности личного состава и рациональности распределения штатной численности.
Полученные из таблицы 5 результаты необходимо рассматривать относительно среднего (среднего арифметического) значения. Среднее значение будет оправдано только в случае, когда количество таможенных постов сравнимо с количеством показателей (коэффициентов). Например: вычисление среднего из показателей 2 - 3 постов будет иметь слишком большое отклонение от каждого, что не показательно.
Рациональным можно считать распределение штатной численности, если характеристики каждого поста и приведенные в таблице 5 коэффициенты минимально отклоняется от среднего значения.
В таблице приведены показатели загруженности и ориентированности работы таможенного поста либо на пропуск грузов с завершенным оформлением, либо с незавершенным оформлением, или на пропуск физических лиц.
4. Вес брутто товаров, оформленных по видам транспорта
Таблица 6
Наименование таможенного поста |
тонн | Доля (%) в общем объеме |
|
Всего | |||
в т.ч. по видам транспорта: |
|||
автомобильный | |||
железнодорожный | |||
авиационный | |||
морской | |||
речной | |||
трубопроводный |
Вес брутто используется для анализа в качестве объемного показателя.
Преобладание одного вида транспорта может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как понижающий фактор, наличие нескольких видов транспорта может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор.
5. Сведения о количестве участников ВЭД (юридических лицах),
помещавших товары и транспортные средства под таможенные
режимы в отчетном периоде
Таблица 7
Наимено- вание таможен- ного поста |
Количес- тво уча- стников ВЭД всего |
Из них зарегистрированы в регионе деятельности таможенного поста (с указанием наиболее удаленных от поста участников ВЭД (количество - расстояние в км). |
Отноше- ние, (%) (3/2) |
Количест- во офор- мленных физичес- ких лиц |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отношение (столбец 4) может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя - низкий процент выступает как понижающий фактор.
Оба количественных показателя используются для анализа в качестве объемных показателей.
6. Количество административных образований, составляющих
регион деятельности таможенного поста
Таблица 8
Наимено- вание та- моженного поста |
Количество адми- нистративных районов, обслу- живаемых данным постом |
Количес- тво го- родов |
Всего адми- нистратив- ных образо- ваний |
Количество промышленных предприятий |
|
федерально- го значения |
региональ- ного значе- ния |
Количество административных образований всего используется для анализа в качестве объемного показателя.
Разделы 5 и 6 показывают в формализованном виде насыщенность региона субъектами ВЭД и предоставляют возможность судить об их структуре. Необходимо придерживаться принципа обобщения данных указанных разделов, прежде всего для анализа загруженности, а также для определения рациональности расположения таможенных постов и ОТОиТК. Представляется целесообразным составить электронную карту зоны деятельности поста с нанесением на нее основных сосредоточений субъектов ВЭД, расстояний между ними и ОТОиТК, пунктами пропуска на границе, местами таможенного оформления и месторасположения помещения таможенного поста.
7. Протяженность таможенной границы Российской Федерации,
расположенной в регионе деятельности таможенного поста, км:
Таблица 9
Наименование таможенного поста |
Всего | Сухопу- тная |
Морс- кая |
Речная | Озерная | |
Всего по региону дея- тельности |
||||||
из них с государства- ми: |
||||||
в т.ч. с нейтральными водами по морям: |
||||||
Наличие и протяженность границ всего может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя.
Количество сопредельных государств может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор.
Наличие значительных участков водной, особенно морской, границы (где имеется необходимость ее патрулирования на судах таможенных органов) используется для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор.
8. Количество пунктов пропуска
Таблица 10
Наименование таможенного поста |
Количество | |
Всего | ||
в т.ч. по видам транспорта: | ||
автомобильный | ||
железнодорожный | ||
авиационный | ||
морской | ||
речной (озерный) | ||
трубопроводный | ||
ЛЭП |
Количество пунктов пропуска может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор.
Наличие авиационных или водных, особенно морских, пунктов пропуска может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор.
Разделы 7 и 8 необходимо рассматривать для пограничных таможенных постов, а при наличии морского или авиационного пунктов пропуска в глубине таможенной территории страны, показатели таблиц 9 и 10 не учитываются.
V. Заключительные положения.
Результаты анализа представляют собой совокупность факторов, указывающих на необходимость структурных изменений. Отсутствие математической модели подведения окончательного итога диктуется невозможностью формализации всех факторов, главным из которых в ходе ревизии является результат проверки таможенного органа.
В соответствии с вышеизложенным, необходимо сформировать экспертную группу РТУ, которая по результатам проверки и сопоставления объемных и экспертных показателей предоставит заключение по разделу III настоящего Порядка.
По итогам проведения ревизии и анализа деятельности таможенного поста за отчетный период составляется акт, в котором приводятся итоговые выводы по результатам ревизии и анализа и принятое на основании выводов решение.
Акт подписывается начальником соответствующего РТУ.
Акт составляется по следующей форме.
Утверждаю
Начальник Регионального
таможенного управления
__________________/________________/
подпись фамилия, и., о.
Дата утверждения
РТУ: ____________________
Акт
проведения ревизии и анализа деятельности таможенного поста
за период 199 ___ г.
Дата Место составления
Таможенный пост: Наименование.
Подчинение: Таможня или РТУ.
1. Оценка работы таможенного поста по итогам проведенных РТУ
инспекторских проверок (если таковые проводились) - ____________________.
2. Предлагаемые преобразования, изменения структуры и/или штатной
численности таможенного поста:
- преобразования (реорганизация, ликвидация):_______________________
- изменение структуры ______________________________________________
- изменение штатной численности ____________________________________
3. Примечание*:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
*В примечании могут быть приведены сведения, которые оказали
значительное влияние на принятие решения; характеристика деятельности
руководства таможенного поста, решения о вынесении на рассмотрение
коллегии РТУ вопроса об изменении категории таможенного поста и пр.
Начальник ОргИО ________________ /________________/
подпись фамилия, и., о.
Начальник отдела кадров ________________ /________________/
подпись фамилия, и., о.
<< Назад |
||
Содержание Приказ ГТК РФ от 16 апреля 1998 г. N 224 "О совершенствовании работы таможенных постов и практики управления ими в регионах"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.