Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 444871-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений"
(утв. решением Комитета от 12 октября 2023 г. N 123/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках своей компетенции проект федерального закона N 444871-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений", внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, С.Ю. Теном и другими (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд антисанкционных законов (федеральные законы от 25 февраля 2022 года N 25-ФЗ, от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ, от 14 июля 2022 года N 292-ФЗ, от 14 июля 2022 года N 320-Ф3 и от 19 декабря 2022 года N 519-ФЗ).
Предлагаемые изменения заключаются в продлении на 2024 год специального регулирования в сфере корпоративных отношений и мер по снижению негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций и в целом возражений не вызывают.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 законопроекта предлагается признать утратившими силу пункты 1 - 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ до 31 декабря 2023 года российским страховщикам запрещено заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств либо подконтрольными лицам недружественных государств, за исключением сделок, связанных с экспортом продовольствия и минеральных удобрений. В исключительных случаях указанные действия могут осуществляться на основании разрешения, выдаваемого Банком России.
Комитет обращает внимание на то, что снятие подобного ограничения никак не обосновано в пояснительной записке, и в целом подобное изменение представляется противоречащим концепции самого законопроекта.
Введенный Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ запрет на перестрахование в недружественных странах явился результатом отказа западных перестраховщиков от исполнения обязательств по санкционным рискам.
Если вместо продления данного запрета он будет снят, это приведет к выводу денег из Российской Федерации. Российские страховщики, не находящиеся под санкциями, формально смогут заключать договоры перестрахования с иностранными перестраховщиками и выводить денежные средства из страны без каких-либо гарантий получения выплат по возмещению убытков, а западные перестраховщики будут получать перестраховочные премии и доступ к значимой информации, например, об активах, рисках и уровне безопасности российских стратегических предприятий, их деятельности и контрагентах, при этом не неся никакой ответственности за исполнение своих обязательств по договорам перестрахования.
Признание пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ утратившим силу не только не будет способствовать достижению целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту, но и может привести к увеличению санкционных рисков. Комитет считает, что в настоящее время отсутствуют какие-либо предпосылки для отмены установленного запрета российским страховщикам заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами недружественных государств.
Также Комитет не видит оснований для отмены полномочия Совета директоров Банка России по определению обязательств, не подлежащих передаче перестрахователем (страховщиком) национальной перестраховочной компании в перестрахование (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ). Данное полномочие было предоставлено в целях создания адаптивной модели регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации на период реализации недружественных действий со стороны США и примкнувших к ним стран и организаций и его сохранение в 2024 году позволит смягчить негативные последствия для российских страховщиков, попавших под санкции.
Кроме того, Комитет предлагает дополнительно обсудить целесообразность и своевременность признания утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ, которым Совету директоров Банка России предоставлено право определять перечень информации кредитных, некредитных финансовых организаций, организаций, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, которую такие организации вправе не раскрывать и (или) не предоставлять, а также перечень информации, которую Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данная норма была введена в целях исключения раскрытия финансовыми организациями чувствительной информации о структуре своего капитала, о контролирующих лицах, а также иной информации, которая может быть использована недружественными странами для целей применения санкций в отношении таких организаций и контролирующих их лиц. Представляется, что в настоящее время обстоятельства, в связи с которыми была принята указанная норма, сохраняются, и лишать Совет директоров Банка России возможности устанавливать подобные ограничения преждевременно.
В связи с изложенным Комитет не поддерживает предлагаемое пунктом 2 статьи 2 законопроекта признание утратившими силу пунктов 1 - 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ.
Также Комитет предлагает дополнительно обсудить целесообразность продления на 2024 год временных норм, касающихся условий доступа акционеров к информации и документам акционерного общества и права обжалования решений органов управления акционерного общества (пункт 1 статьи 2 законопроекта в отношении пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 55-ФЗ), а также особенностей функционирования и деятельности совета директоров акционерного общества (статья 3 и пункт 1 статьи 5 законопроекта).
Поскольку законопроект касается выполнения Банком России своих функций, на основании части 9 статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" он должен быть направлен на заключение в Банк России.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает, что проект федерального закона N 444871-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений" может быть поддержан только при условии учета высказанных в заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.