Досье на проект федерального закона
Президент Российской Федерации В.В. Путин на пленарной сессии Всемирного русского народного собора сказал, что Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры. Большая русская нация представляет собой триединый народ - русских, белорусов и украинцев.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл справедливо отметил, что "современные миграционные процессы в России, их текущий характер представляют серьёзный внешний вызов нашей культурной традиции. Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его культурно-духовного ядра. Массовый приток эмигрантов, не владеющих русским языком, не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов, приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны.
В настоящее время российское гражданство всё чаще получают мигранты из стран, чьи культурно-цивилизационные характеристики серьёзно отличаются от тех, которые существуют в нашем Отечестве. Вместе с тем процедура получения паспорта для русскоговорящих и культурно близких России людей остаётся бюрократически сложной".
Статьей 69 Конституции Российской Федерации закреплены нормы о поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов, а также сохранении общероссийской культурной идентичности.
При этом Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) необоснованно широко толкует ключевое понятие "соотечественник", включая в него по сути всех бывших граждан СССР и их потомков, включая народы, сделавшие выбор в сторону независимости от России и создавшие за рубежом собственные национальные государства.
В результате по государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется раздача российских паспортов мигрантам и не говорящим по-русски членам их семей, не входящим в национальности Российской Федерации и не желающим интегрироваться в российское общество и культуру, создающих в российских городах этнические анклавы, которые являются питательной почвой для преступности, экстремизма и коррупции. Это приводит к росту напряжённости в российском обществе.
Соотечественник должен быть человек с одним Отечеством - Россией. Не может быть два Отечества. Соотечественник за рубежом возвращается с чужбины на историческую родину, Россию. У титульных же национальностей зарубежных государств историческая родина и территория основного расселения совпадает с их государствами.
Законопроектом предлагается уточнить понятие "соотечественник", исключающее возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в ныне независимых государствах, входивших в состав бывшего СССР.
В новой редакции соотечественниками являются лица, относящиеся к национальностям Российской Федерации, указанным в статье 2 Федерального закона N 99-ФЗ и народам, не имеющим за ее пределами своих национальных государств (за исключением белорусов и украинцев как части триединого с русскими народа).
Законопроектом уточнено понятие общности языка, как русского языка - государственного языка Российской Федерации.
Кроме того, исключается правовая неопределенность в виде термина "как правило", используемого в отношении народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать гармонизации подходов российского государства с общественными настроениями и соотечественниками в решении острой проблемы с миграционной ситуацией в России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения понятия "соотечественник")"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения понятия "соотечественник")" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения понятия "соотечественник")"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения понятия "соотечественник")" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.