Досье на проект федерального закона
В настоящее время положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) позволяют заказчику отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Также Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в извещении, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако при проведении конкурсов заказчик для выявления лучшего предложения среди участников в извещении устанавливает критерии оценки заявок.
При этом в силу норм Закона N 44-ФЗ, если заказчик или комиссия после подведения итогов конкурса или на стадии исполнения контракта выявит, что, например, участник закупки предоставил недостоверную информацию о наличии у него опыта исполнения аналогичных объекту закупки работ, что было критерием оценки, то отказаться от заключения контракта с таким участником и (или) расторгнуть контракт заказчик не вправе.
Так, при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов здравоохранения комиссией Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) установлено, что фактические сведения о положительном опыте исполнения контрактов не соответствует сведениям о положительном опыте, указанном в заявке на участие в открытом конкурсе, то есть представленная победителем закупки информация об успешно исполненных контрактах, является недостоверной. Комиссией установлено, что без учета представленных в качестве положительного опыта выполнения работ договоров, победитель не одержал бы победу в конкурсе, в связи с тем, что его заявка подлежала отклонению в связи с предоставлением недостоверной информации в составе заявки.
В другом случае при проведении закупки на капитальный ремонт здания школы представленные победителем договоры подряда, подтверждающие квалификацию участника закупки, были признаны инспекцией Забайкальского УФАС России недостоверными, поскольку контрагент в ответе на соответствующий запрос не подтвердил достоверность представленных в составе заявки участника документов и сведений. Предоставленные недостоверные сведения повлияли на итоги определения подрядчика, позволив ему стать победителем электронного конкурса.
При оценке заявок участников закупки для подтверждения достоверности информации, представленной участниками закупки в составе заявок, конкурсная комиссия заказчика вправе направлять запросы в соответствующие уполномоченные учреждения, а также руководствоваться открытым источниками информации, размещенными на официальных сайтах государственных органов. Однако в открытых источниках сведения о гражданско-правовых договорах, заключенных победителем и представленных в качестве положительного опыта для участия в конкурсе, не содержатся.
Учитывая ограниченное время для осуществления реальной проверки заказчиком гражданского-правовых договоров, а также иных сведений, представляемых участниками закупки для подтверждения информации, указанной в заявке, законопроектом предлагается внести изменение в часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, которое позволит заказчику отказывать в заключении контракта с победителем в любой момент до заключения контракта, если обнаружится, что участник закупки указал в документах, прилагаемых к заявке на участие в закупке, недостоверную информацию по любому из критериев оценки его заявки.
Также законопроектом предлагается установить возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком в случае выявления на стадии исполнения контракта факта предоставления недостоверных сведений в документах заявки, в том числе предоставленных для ее оценки по критериям.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.