Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" (далее - законопроект) предлагается установление размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от количества мест осуществления деятельности, указанных заявителем при подаче документов на выдачу лицензии.
В настоящее время размер государственной пошлины за лицензию составляет 65 000 рублей за год вне зависимости от количества принадлежащих организациям торговых объектов или объектов общественного питания.
С целью защиты конкуренции и созданию равных условий для эффективного функционирования всех участников рынка розничной продажи алкогольной продукции законопроектом предлагается установление размер государственной пошлины в размере 20 тыс. руб. на каждый торговый объект или объект общественного питания в год.
Соответственно законопроектом предусматривается установление государственной пошлины за переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с увеличением количества мест торговых объектов или объектов общественного питания в размере 20 000 руб. за каждый полный (неполный) год оставшейся части срока действия срока действия лицензии по каждому дополнительному торговому объекту или объекту общественного питания, вместо 3500 руб.
Действующий размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является непосильным для малых предприятий. Это приводит к полному прекращению их деятельности либо осуществлению ими розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, что, в свою очередь, способствует развитию нелегального рынка алкогольной продукции.
Основной объем нелегального алкоголя в стране (около 65% или более 20 млн дал) продается через нелицензированную розницу. Вместе с тем в стране насчитывается около 560 тысяч магазинов, торгующих продуктами питания, из которых только 240 тысяч имеют лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Наиболее остро это проявляется в отдаленных малонаселенных районах, селах и деревнях, в результате чего целые территории не обеспечены легальными точками продажи алкогольной продукции. К причинам, по которым получение лицензий на розничную продажу алкогольной продукции для магазинов в сельских населенных пунктах затруднено, в том числе относится повышенный размер государственной пошлины, а также требования к организационно-правовой форме (исключительно юридические лица имеют возможность получить лицензию).
Снижение размера государственной пошлины до 20 тыс. руб. в год на данном этапе фактически направлено на легализацию розничной продажи алкогольной продукции, поскольку произойдет снижение барьера для входа на рынок указанной продукции.
На втором этапе возможна проработка вопроса установления льгот по уплате государственной пошлины для отдельных категорий субъектов хозяйствования.
Необходимо отметить, что несмотря на действующие ограничения на проведение проверок в 2023 году произошло два инцидента приостановки действия лицензий на продажу алкоголя у торговой сети сначала в Санкт-Петербурге и затем в Свердловской области, что привело к значительным финансовым потерям компании.
Предлагаемый законопроектами механизм по уплате госпошлины за каждый объект и приостановке лицензии в части конкретного объекта позволит существенно снизить финансовые риски компаний по отзыву всей лицензии в регионе. Таким образом, пересмотр подхода взимания государственной пошлины актуален и для крупного бизнеса.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить справедливую дифференциацию размера госпошлины, снизить долю нелегального рынка алкогольной продукции. Реализация законопроектав не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не оказывает негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" (далее - федеральный закон) отразится на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации следующим образом.
Общие поступления вырастут при снижении размера государственной пошлины с 65 до 20 тыс. рублей и установления зависимости размера государственной пошлины от количества мест осуществления деятельности, указанных заявителем при подаче документов на выдачу лицензии.
По данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, по состоянию на октябрь 2023 г. в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции содержится информация о 58 тыс. действующих лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. Количество стационарных торговых объектов и объектов общественного питания составляет около 240 тыс. объектов.
При действующем размере государственной пошлины за предоставление (продление) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (65 000 рублей) доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составляют около 3,8 млрд рублей в год.
В случае принятия федерального закона доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят 4,8 млрд рублей в год.
Разница в финансовых последствиях для бюджетов субъектов Российской Федерации зависит от соотношения в конкретном регионе количества выданных лицензий и фактического количества мест осуществления деятельности (торговых объектов и объектов общественного питания).
Одновременно, оптимизация размера государственной пошлины сократит операционные расходы малого предпринимательства за счет снижения стоимости лицензии в 3,25 раза в случае получения лицензии на одно место осуществления деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.