Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 509734-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - законопроект) направлен на создание дополнительных инструментов для достижения национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В последнее время в рамках реализации национальной цели "Цифровая трансформация" (для достижения целевого показателя "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и государственного управления) достаточно широкое распространение получили проекты развития различных сервисов, пользователями которых являются органы власти, осуществляющие свою деятельность с использованием объектов информационных технологий. Так, в частности, органами региональной власти и местного самоуправления, ФНС и Росреестра осуществляется деятельность в отношении объектов недвижимого имущества (земельных участков, зданий) с использованием соответствующих информационных систем и баз данных, что, в свою очередь, предполагает необходимость постоянного обновления (актуализации) имеющихся сведений для достоверного и корректного отражения информации и обеспечения учета объектов недвижимого имущества как объектов налогообложения, а также для осуществления контроля за соблюдением установленных законодательством ограничений в процессе использования недвижимости. Аналогичные системы и базы данных применяются в деятельности органов власти, осуществляющих сельскохозяйственный, экологический, земельный и лесной контроль, а также технический и строительный надзор и т.п.
С учетом технологической сложности процесса цифровой трансформации имеющихся данных и необходимости финансирования расходов на развитие сервисов с использованием объектов информационных технологий обычной практикой является привлечение частных партнеров для развития цифровых сервисов, в том числе посредством заключения концессионных соглашений. При этом специфика использования объектов информационных технологий для своевременного и качественного решения соответствующих задач состоит в том, что создаваемые частными партнерами информационные системы и базы данных органы власти используют при формировании дополнительных доходов бюджета. Постоянный характер задачи по формированию доходов бюджета на основе актуальной информации предполагает систематическое содействие концессионера, создавшего объект информационных технологий, по подтверждению достоверности соответствующей информации. При этом, по сути, концессионер осуществляет деятельность по использованию объекта концессионного соглашения в интересах публичных партнеров.
Использование (эксплуатация) концессионером объекта концессионного соглашения по заданию и в интересах публичного партнера предполагает, что концессионер должен быть заинтересован в достижении конечного результата и повышении эффективности решения соответствующих задач деятельности публичного партнера (концедента). При этом получение концедентом дохода, связанного непосредственно с деятельностью концессионера по соглашению, будет подтверждением эффективности использования (эксплуатации) объекта информационных технологий конкретным концессионером.
Указанные предпосылки позволяют, в свою очередь, использовать для регулирования правоотношений публичных и частных партнеров механизм "доходной концессии", при котором взаимодействие сторон концессионного соглашения осуществляется на принципах "риск-разделенного партнерства" и все обязательства сторон обусловлены только фактом достижения результата.
До недавнего времени реализация механизма доходной концессии могла быть осуществлена за счет установления "платы концедента", размер которой определялся по результатам конкурса и не зависел непосредственно (с точки зрения законодательного регулирования) от размера расходов концессионера при исполнении концессионного соглашения. Однако, в процессе изменения концессионного законодательства (в связи с систематизацией регулирования) содержание определения "плата концедента" как формы финансового участия концедента на стадии использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, было ограничено только возмещением расходов концессионера.
В связи с изложенным, для обеспечения дополнительных возможностей в целях привлечения публично-правовыми образованиями частных инвесторов в проекты создания и использования объектов информационных технологий законопроектом предлагается предусмотреть возможность применения новой формы финансового участия в виде платы за использование (эксплуатацию) концессионером объекта концессионного соглашения в интересах концедента. С учетом специфики заключения и исполнения концессионных соглашений, объектами которых являются объекты информационных технологий, вносятся изменения в специальную статью 53.1. ФЗ "О концессионных соглашениях".
При этом в целях снижения бюджетной нагрузки и повышения мотивации концессионера в достижении конечного результата применение такой формы финансового участия предполагает отсутствие у концедента обязанностей по возмещению расходов концессионера на создание и использование объекта концессионного соглашения, что также предусматривается законопроектом. Нормативно-правовое закрепление механизма доходной концессии позволит концедентам самостоятельно определять условия концессионного соглашения в зависимости от текущих задач.
Кроме того, в целях обеспечения бюджетной эффективности применение механизма доходной концессии при заключении концессионных соглашений ограничивается законопроектом размером доходов концедента, которые могут направляться концедентом на выплаты концессионеру - не более пятидесяти процентов доходов концедента, связанных с осуществлением концессионером с использованием объекта концессионного соглашения. Данное ограничение обеспечит бюджетную эффективность выбора указанной модели с учетом всех обстоятельств. Конкретный размер платы будет определяться на конкурсной основе (как предусматривается законопроектом), что позволяет привлекать концессионера на максимально выгодных для концедента условиях.
В целом, изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на дальнейшее совершенствование процессов цифровизации отраслей экономики и государственного управления, что позволит своевременно и качественно решать задачи деятельности соответствующих органов власти, а также задачу по формированию дополнительных доходов бюджетов различных уровней.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.