Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 7 ноября 2023 г. N 3.1-02/4266@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", принятому Государственной Думой 25 октября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 451801-8) был внесен в Государственную Думу 5 октября 2023 года сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.Ф. Вяткиным, Д.В. Бессарабовым и был принят Государственной Думой 17 октября 2023 года в первом чтении, 24 октября 2023 года - во втором чтении, 25 октября 2023 года - в третьем чтении.
Федеральным законом предусматривается внесение в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) изменений, аналогичных тем, которые уже ранее были внесены Федеральным законом от 29 мая 2023 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерльный закон N 67-ФЗ) и в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В частности, речь идет о новеллах, касающихся права присутствовать на заседаниях избирательной комиссии представителей средств массовой информации, работающих на основании только трудового договора (представители, работающие на основании договора гражданско-правового характера, на указанные заседания не допускаются).
Также это касается правил проведения агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации. Не допускается проведение предвыборной агитации с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Помимо этого, закрепляются аналогичные положениям Федерального закона N 67-ФЗ (ч. 13 ст. 63) новеллы в части определения количества избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию. При проведении дистанционного электронного голосования их количество определяется решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Предусматриваются аналогичные изменения, касающиеся возможности ведения реестра голосования вне помещения для голосования в электронном виде в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (корреспондируют положениям ч. 2 ст. 66 Федерального закона N 67-ФЗ).
Закрепляется, что фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом (норма аналогична положениям ч. 14 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ).
Дополняются правила Федерального закона N 19-ФЗ, касающиеся регистрации кандидата. В случае появления судимости у зарегистрированного кандидата такой кандидат обязан не позднее 18 часов по московскому времени дня, следующего за днем появления судимости, представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения об указанной судимости в письменной форме. Данная новелла корреспондирует положениям ч. 38 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Помимо этого, положения Федерального закона N 19-ФЗ дополняются в части регулирования вопросов проведения выборов Президента Российской Федерации при введении военного положения на части территории Российской Федерации. Новые нормы корреспондируют изменениям, предусмотренным Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проект N 311094-8) в статью 10 1 Федерального закона N 67-ФЗ.
Предусматривается, что если военное положение введено на части территории Российской Федерации, выборы Президента Российской Федерации на такой части территории могут проводиться в соответствии с положениями указанной статьи. При этом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в период действия на части территории Российской Федерации военного положения.
Помимо этого, Федеральным законом уточняются нормы, касающиеся порядка голосования на выборах Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Предусматривается, что время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, о чем он незамедлительно информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Также предусматривается, что осуществление фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Последние две новеллы также согласуются с изменениями, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проект N 311094-8).
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.