Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с давно назревшей необходимостью внесения изменений в регулирование отношений, связанных с приобретением крупных пакетов акций публичных акционерных обществ (далее - поглощение).
Стоит отметить, что с принятием Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 июля 2006 г., в российском законодательстве появился полноценный институт поглощений. Вместе с тем в результате более чем пятнадцатилетнего правоприменения выявлен ряд существенных недостатков введенных механизмов, проблем, затрагивающих права участников данных правоотношений, вызвавших необходимость внесения в законодательство ряда изменений, в том числе принципиального характера.
Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций публичных обществ, а именно:
уточнении правил направления публичной оферты о приобретении акций;
изменении оснований возникновения обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг;
уточнении правил проведения принудительного выкупа акций;
устранении несоответствия между отраслевыми законами Российской Федерации.
Положения законопроекта устраняют сложившиеся законодательные пробелы и противоречия в регулировании процедуры поглощения, что в итоге будет способствовать повышению доверия со стороны инвесторов к российскому финансовому рынку.
1. Действующие положения главы XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах") при установлении соответствующих прав и обязанностей, связанных с поглощением, учитывают акции публичного общества, принадлежащие как лицу, осуществляющему поглощение, так и его аффилированным лицам, рассматривая лицо, осуществляющее поглощение, и его аффилированных лиц в качестве единого субъекта соответствующих правоотношений, полагая, что указанные лица образуют .группу, характеризующуюся единством воли проводимой политики и общих экономических интересов.
Вместе с тем определение "аффилированное лицо" в настоящее время содержится только в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РСФСР N 948-1), согласно которой аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом перечисленные в указанной статье Закона РСФСР N 948-1 аффилированные лица продолжают оставаться самостоятельными хозяйствующими субъектами и могут иметь свои собственные экономические интересы.
Правила поглощения должны учитывать получение лицом как прямого, так и косвенного контроля над компанией, являющейся объектом поглощения. При этом лицо может контролировать соответствующую компанию как самостоятельно, так и совместно с иными лицами.
Законопроектом в целях уточнения процедуры поглощения предлагается ввести понятие отношений связанности между лицами и признает связанными лицами только тех лиц, которые действуют в экономических отношениях совместно и могут определять волю друг друга.
2. Нуждаются в уточнении правила, связанные с возникновением обязанности направить обязательное предложение в соответствии с требованиями Закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с действующей редакцией Закона "Об акционерных обществах" в случае косвенного распоряжения голосами, а также совместного распоряжения голосами лицо, не являясь владельцем крупного пакета голосующих акций публичного акционерного общества, получает все преимущества и выгоды, связанные с обладанием в этом обществе высоким уровнем корпоративного контроля, и при этом не несет обязанности по направлению обязательного предложения. С таким подходом нельзя согласиться и с точки зрения защиты прав акционеров публичного общества.
Законопроектом обязанность по направлению обязательного предложения распространяется на лицо, которое самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами превысило соответствующий порог владения голосующими акциями публичного общества или стало лицом, контролирующим акционеров (акционера) публичного общества, владеющим соответствующим количеством голосующих акций.
3. Требуют уточнения положения, определяющие вид ценных бумаг публичного акционерного общества, которые могут являться предметом приобретения в рамках процедуры поглощения.
Механизмы, предусмотренные главой XI.1 Закона "Об акционерных обществах", направленные на защиту прав миноритарных акционеров, применяются только к тем акционерам, которые являются владельцами голосующих акций публичного общества.
Законопроектом предлагается распространить правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества, а также на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного акционерного общества.
4. Еще одной проблемой, требующей законодательного решения, является несогласованность акционерного, антимонопольного и банковского законодательства Российской Федерации. Так, в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", предусмотрена необходимость получения предварительного согласия Банка России на совершение сделок с ценными бумагами кредитных организаций. Статьей 28 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" также предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями, соответствующих установленным указанным федеральным законом критериям. В связи с этим установленная Законом "Об акционерных обществах" обязанность лица сделать обязательное предложение в отношении всех оставшихся голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции публичного общества, может не соответствовать максимальному количеству таких ценных бумаг публичного общества, которое лицо вправе приобрести на основании полученных разрешений антимонопольного органа или Банка России. Схожие вопросы возникают и в случае, когда обязанность сделать обязательное предложение возникает у иностранного инвестора (лица, находящегося под контролем иностранного инвестора) в отношении всех оставшихся голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, публичного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законопроектом предусматривается, что если договоры о приобретении ценных бумаг, заключаемые на основании добровольного или обязательного предложения, требуют предварительного согласия на их заключение антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о соответствующих решениях антимонопольного органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, о предварительном согласии на заключение указанных договоров.
5. Проблемой, требующей законодательного решения, является отсутствие действенных механизмов принуждения к исполнению требований законодательства Российской Федерации при осуществлении процедуры поглощения. Установление таких механизмов принуждения представляется невозможным без обеспечения эффективного контроля за процедурой поглощения.
В настоящее время действует механизм, касающийся ограничения количества акций, которыми может голосовать лицо, получившее определенный (высокий) уровень корпоративного контроля в публичном обществе, до направления обязательного предложения. Указанный механизм нельзя назвать эффективным, поскольку при приобретении акций публичного общества количество акций, которыми вправе голосовать лицо, приобретшее акции до направления обязательного предложения все равно обеспечивает такому лицу большинство голосов при принятии решений на общем собрании акционеров, а, следовательно, не "стимулирует" его к надлежащему исполнению требования по направлению обязательного предложения.
В связи с этим законопроектом предлагается пересмотреть правила определения количества голосов, приходящихся на голосующие акции, которыми вправе голосовать соответствующее лицо до направления обязательного предложения.
Законопроект вводит новый механизм защиты прав владельцев ценных бумаг в случае неисполнения лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля, обязанности по направлению обязательного предложения. Этот механизм предусматривает право владельца ценных бумаг потребовать приобретения лицом, получившим контроль, всех или части принадлежащих ему ценных бумаг по цене, равной наибольшей из величин, определяемых в соответствии с Законом "Об акционерных обществах".
6. На практике возникают ситуации, когда повышение уровня корпоративного контроля осуществляется незапланированно и лицо, ставшее владельцем крупного пакета акций, не намерено осуществлять корпоративный контроль над акционерным обществом.
Данная проблема законодательством в настоящее время не урегулирована, ее разрешение основывается на сложившейся судебной практике, которая исходит из того, что лицо, у которого возникла обязанность по направлению обязательного предложения, снизившее уровень корпоративного контроля, освобождается от обязанности направить обязательное предложение.
Законопроект направлен на урегулирование указанных правоотношений и устанавливает правила освобождения от исполнения обязанности направить обязательное предложение.
7. Законопроект направлен также на оптимизацию затрат, связанных с реализацией процедур, предусмотренных главой XI.1 Закона "Об акционерных обществах", и на расширение способов обеспечения исполнения обязательств лицом, превысившим уровень корпоративного контроля.
Законопроект определяет правила отказа акционера от права на принятие добровольного (обязательного) предложения. Установлена возможность заключения соглашения об отказе миноритарных акционеров от права на принятие добровольного (обязательного) предложения.
Законопроект расширяет круг способов обеспечения исполнения обязательств лицом, превысившим уровень корпоративного контроля, что предоставляет больше свободы в выборе комфортного способа обеспечения, а также позволит исключить сложности, возникающие при получении банковской гарантии, а именно предоставление в обеспечение исполнения обязательств независимой гарантии, выдаваемой не только кредитными организациями, но и другими коммерческими организациями, а также обязательства могут быть обеспечены залогом государственных ценных бумаг.
Указанные способы имеют достаточный уровень надежности и предоставляют лицу, превысившему уровень корпоративного контроля, возможность выбора способа обеспечения обязательства.
8. Законопроект предлагает наделить регистратора или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации публичного общества, конвертируемые в его акции, полномочиями на представление интересов владельцев приобретаемых ценных бумаг перед гарантом и залогодателем, иными лицами, а также в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.
Устанавливается, что регистратор публичного общества и депозитарий должны действовать в интересах всех владельцев соответствующих продаваемых ценных бумаг добросовестно и разумно.
Предлагаемое регулирование обеспечивает, с одной стороны, упрощение и единство действий, направленных на защиту прав миноритарных инвесторов, а с другой - позволяет сократить сроки выполнения процедур и снизить издержки лица, направляющего публичную оферту.
9. Законопроект также направлен на защиту прав владельцев принудительно выкупаемых ценных бумаг, обеспечивая выкуп принадлежащих им ценных бумаг по справедливой рыночной цене.
Законопроект направлен на исключение возможности реализации права требовать выкупа ценных бумаг мажоритарным акционером в результате искусственного создания условий для возникновения права требовать выкупа. Вводится норма, устанавливающая прямой запрет на учет акций, приобретенных у связанных лиц, для целей осуществления принудительного выкупа.
10. Законопроектом предлагается исключить механизм уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг, установленный статьей 84.7 Закона "Об акционерных обществах", поскольку практика применения главы XI.1 Закона "Об акционерных обществах" показала невостребованность данной процедуры.
В целях обеспечения баланса прав участников правоотношений, связанных с поглощением, устанавливается право миноритарных акционеров самостоятельно заявить требование о приобретении принадлежащих им ценных бумаг.
11. Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг", предусматривающих корреспондирующие поправки с проектируемым регулированием главы XI.1 Закона "Об акционерных обществах" в части обязанности регистратора или депозитария представлять интересы владельцев ценных бумаг, права которых на ценные бумаги они учитывают, а также уточнения правил приема и передачи регистратором выплат, причитающихся лицам, зарегистрированным в реестре владельцев ценных бумаг, или на основании заключенного с ним договора.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Положительные социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются в повышении эффективности правового регулирования поглощений и создании системы действенных мер, защищающих интересы инвесторов от недобросовестных поглощений.
Законопроект устанавливает особый порядок вступления в силу его положений, отличный от общего порядка, предусматривая срок вступления в силу федерального закона с 1 октября 2024 г. Необходимость установления особого порядка вступления в силу положений законопроекта обусловлена сложностью и объемностью вносимых изменений, что требует установления достаточного для правоприменителя периода времени адаптации перед вступлением федерального закона в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.