Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку к решению Комитета от 6 октября 2023 г. N 121/1
по проекту федерального закона N 445763-8 "О внесении изменений в статью 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения полномочий по перестрахованию торговых кредитов и установления особенностей исполнения государственных гарантий Российской Федерации) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 445763-8 "О внесении изменений в статью 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) предусмотрена возможность предоставления государственной гарантии Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - АО "ЭКСАР") и обязательств юридического лица, на которое Правительством Российской Федерации возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта (далее - юридическое лицо), по соответствующим договорам страхования (договорам перестрахования).
Законопроектом предлагается установить, что в случае исполнения государственной гарантии, которая была предоставлена в обеспечение обязательств АО "ЭКСАР" или юридического лица по договорам страхования (договорам перестрахования), право требования к нарушившему обязательство к лицу переходит от лица, получившего выплату по государственной гарантии (бенефициара), к Российской Федерации.
Кроме того законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положением, согласно которому АО "ЭКСАР" наделяется функцией по осуществлению деятельности по перестрахованию в отношении рисков неполучения платежа от лица, на котором лежит платежное обязательство в связи с контрактами, предусматривающими отсрочку (рассрочку) платежа за поставленные на территории Российской Федерации товары, оказанные услуги. Срок, в течение которого такая деятельность может осуществляться АО "ЭКСАР", будет определяться Правительством Российской Федерации. При этом предусматривается, что на деятельность по перестрахованию в отношении указанных рисков не будут распространяться положения законодательства Российской Федерации об организации страхового дела за исключением требования о передаче АО "ЭКСАР" как перестраховщиком национальной перестраховочной компании в перестрахование соответствующих обязательств.
Как следует из пояснительной записки, предлагаемые законопроектом механизмы направлены на поддержку российской экономики в условиях санкционного давления.
В свою очередь Комитет предлагает обратить внимание на следующее.
Частью 2 статьи 3 законопроекта предусматривается придание обратной силы проектируемым положениям, касающимся порядка перехода к Российской Федерации права требования бенефициара по государственной гарантии, предоставленной в 2022 году в обеспечение исполнения обязательств АО "ЭКСАР" по договорам страхования (договорам перестрахования). Предлагается распространить положения проектируемой части 24.2 статьи 46.1 Федерального закона N 164-ФЗ на правоотношения, возникшие с 22 сентября 2022 года.
В пояснительной записке к законопроекту установление конкретной даты обосновывается принятием в развитие положений статьи 46.1 Федерального закона N 164-ФЗ постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2022 года N 1672 (далее - постановление Правительства). Вместе с тем, пунктом 5 постановления Правительства ему придается обратная сила и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 26 августа 2022 года.
Таким образом Комитет считает целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению дополнительно проработать вопрос о дате начала действия проектируемых положений.
С учетом вышеизложенного замечания Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта федерального закона N 445763-8 "О внесении изменений в статью 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.