Досье на проект федерального закона
Основы регулирования трудовой миграции в России определяются Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон в 2014-2023 гг., в том числе, в соответствии со статьёй 13.3. Федерального закона, российские организации, предприниматели, а также нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вправе нанимать на работу иностранных граждан.
Допускается привлечение к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, но не более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Согласно Федеральному закону, иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Вместе с тем контроль работы предусмотренного Федеральным законом механизма выдачи патентов и соблюдения условий его получения иностранными работниками осуществляется в отношении лишь отдельных лиц при проведении проверок миграционного режима и в целом на неформальную занятость мигрантов не оказывает существенного влияния.
Таким образом, патентная система, предусмотренная для борьбы с неформальной занятостью иностранных мигрантов, является неэффективным инструментом, в связи с чем её целесообразно отменить, сохранив жесткий контроль над занятостью мигрантов, предписанный Федеральным законом.
Законопроектом предлагается изменить существующее регулирование трудовой миграции в Российской Федерации. В частности, законопроектом предусматривается общее правило, согласно которому работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Одновременно с этим положения закона, предусматривающие исключение из этого порядка для таких категорий как участники Государственной программы переселения, сотрудники дипломатических представительств, работающие иностранные журналисты и т.д., предлагается сохранить.
Патентную систему привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации настоящим законопроектом предлагается ликвидировать.
Законопроектом также предусматривается, что все иностранные граждане при получении разрешений на работу в соответствии с положениями Федерального закона подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию.
Реализация настоящего проекта федерального закона позволит привести миграционные процессы в разумные рамки, установив разрешительный порядок привлечения работодателями иностранной рабочей силы на основании разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно пункту 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от сборов налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Стоимость патента варьируется по субъектам Российской Федерации от 2724 рублей при отсутствии регионального коэффициента, установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации, до 10929 рублей.
В результате отмены патентной системы привлечения иностранной рабочей силы такая статья доходов субъекта Российской Федерации, как вышеуказанные доходы от продажи патентов иностранным мигрантам перестанет существовать. Вместе с тем это обстоятельство не приведёт к выпадению доходов субъектов Российской Федерации, потому что все иностранные трудовые мигранты в России будут обязаны уплачивать полные суммы налога на доходы физических лиц, предусмотренные для граждан нашей страны. Такие суммы будут выше, чем собираемые в настоящее время по ставкам фиксированных авансовых платежей. Например, стоимость патента на 1 месяц в Москве и Московской области, составляющая 6600 рублей, окупается при заработной плате 50769,23 рубля в месяц. Именно в упомянутых регионах в отраслях строительства и коммунального хозяйства трудоустроено большинство иностранных мигрантов. При этом средняя зарплата для профессии "строитель" в Москве в 2023 году составляет 80 864 рубля, что также приближённо соответствует наиболее часто указанной зарплате в объявлениях о вакансиях в сфере строительства (по данным сайта объявлений о вакансиях "ГородРабот.ру").
Таким образом, прямым следствием отмены патентной системы трудоустройства иностранных граждан будет выравнивание их налоговой нагрузки с гражданами России и устранение в этой части необоснованных налоговых преференций иностранным мигрантам, де-факто существующих в настоящее время.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части отмены патентной системы привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации"
В результате отмены патентной системы трудоустройства иностранных мигрантов и перехода на трудоустройство, требующее разрешения на работу и уплаты налога на доходы физических лиц на общих основаниях, ожидается увеличение поступления налоговых платежей в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части отмены патентной системы привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона потребует внесения корреспондирующих отмене патентной системы привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в Налоговый кодекс Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.