Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 487724-8 "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" разработан в целях повышения эффективности проведения дрейфующих научно-исследовательских экспедиций в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях (далее - законопроект).
Пунктом 14 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164, к основным задачам в сфере развития науки и технологий в интересах освоения Арктики отнесено наращивание деятельности по проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития, а также по осуществлению комплексных экспедиционных исследований в Арктике.
Пунктом 105 единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 996-р, предусмотрено проведение комплексных экспедиционных исследований в Северном Ледовитом океане и в прибрежной зоне, выполнение гидрометеорологических, гидрографических и геофизических исследований для обеспечения безопасности мореплавания, а также долгосрочных гидрометеорологических и гидрографических исследований, включая глубоководные, в целях изучения подводной среды.
Одним из наиболее эффективных способов проведения исследований в Северном Ледовитом океане являются экспедиции на дрейфующих научно-исследовательских станциях.
Альтернативой традиционным дрейфующим станциям СП стали дрейфующие станции на базе судна нового типа - ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" (далее - ЛСП "Северный полюс").
ЛСП "Северный полюс" это судно-лаборатория с прочным корпусом, которое сможет самостоятельно заходить в арктические льды, пришвартовываться к льдине и осуществлять свободный дрейф в течение периода до 2-х лет.
Осенью 2022 года на базе ЛСП "Северный полюс" Росгидрометом возобновлена программа регулярных научных наблюдений в Северном ледовитом океане на дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41". Траектория дрейфа зависит от многих гидрометеорологических факторов и может значительно отличаться от прогнозируемой.
Таким образом, географический район возможного нахождения судна включает значительную часть Арктического бассейна.
В течение экспедиции предусмотрено проведение ротаций личного состава и снабжение экспедиции. Эти транспортные операции предполагается выполнять, в том числе при помощи воздушных судов.
В зависимости от складывающейся ситуации и траектории дрейфа ЛСП "Северный полюс" воздушным судам, привлеченным к снабжению и выполнению ротаций, при полете к дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41" для дозаправки придется использовать аэродромы на о. Котельный (Новосибирские острова), о. Земля Александры (Земля Франца Иосифа), о. Средний (арх.) Северная Земля.
Оформление убытия воздушных судов за пределы Российской Федерации с последующим прибытием на российские аэродромы регламентируется Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1).
Для получения разрешения на посадку на дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-41" на базе ЛСП "Северный полюс" воздушные суда должны пройти пограничный, таможенный и иные виды контроля. Однако данное условие невыполнимо, поскольку на вышеперечисленных аэродромах отсутствуют пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Таким образом, обеспечение экспедиции воздушными судами будет невозможно.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 9 Закона N 4730-1 и установить право неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля для российских воздушных судов, осуществляющих доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на российские суда, указанные в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, находящиеся в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях, либо с указанных судов.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что при выполнении полетов между территорией Российской Федерации и российскими судами, указанными в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, находящимися в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях, вылет воздушных судов с территории Российской Федерации и их посадка после влета на территорию Российской Федерации могут производиться с аэродромов, вертодромов и посадочных площадок Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов.
Предусмотренный статьей 2 законопроекта особый срок вступления в силу соответствующего федерального закона обусловлен необходимостью разработки акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью одиннадцатой статьи 9 Закона N 4730-1 (в редакции законопроекта).
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления и принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в Правила неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, осуществляющими доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, либо с указанных искусственных островов, установок и сооружений на территорию Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1115 (далее - Правила).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "17 октября 2015 г."
Планируется установить, что Правила определяют порядок осуществления неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, осуществляющими доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации, в том числе на российские суда, указанные в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", находящиеся в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях, либо с указанных судов на территорию Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Исполнитель - Минприроды России.
Соисполнители - Минтранс России, ФСБ России, ФТС России и Росгидромет.
Срок подготовки - в течение тридцати дней со официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.