Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 462670-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на долгосрочные сбережения граждан), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации о стимулировании долгосрочных сбережений граждан (абзац 3 подпункта "а" пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г.).
С 1 января 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 10 июля 2023 года N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий создание программы формирования долгосрочных сбережений граждан, представляющей собой финансовый продукт, пополнение которого возможно как за счет личных средств граждан, так и за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в их пользу в системе обязательного пенсионного страхования. В этих целях для физических лиц предусматривается возможность заключения договора долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ).
Кроме того, Правительством Российской Федерации 27.10.2023 на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект N 471073-8 "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", которым предусмотрено поэтапное реформирование института индивидуального инвестиционного счета (далее - ИИС) посредством предоставления возможности начиная с 2024 года оформлять новый договор на ведение ИИС с более гибкими условиями.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленные на совершенствование существующих налоговых вычетов, а также на введение нового налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан.
Так, Кодекс дополняется новой статьей 219.2 "Налоговые вычеты на долгосрочные сбережения граждан", в которой объединены новый вид налогового вычета и налоговые вычеты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) и по договору на ведение ИИС, в порядок предоставления которых вносятся отдельные изменения.
1. Новый налоговый вычет предусматривает вычет в сумме уплаченных сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений (далее - ДДС), заключенным налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу или в пользу членов семьи, близких родственников.
Новый вид налогового вычета предоставляется не более чем по трем ДДС.
Данный вычет будет предоставляться:
при представлении в налоговый орган налоговой декларации на основании документов, подтверждающих уплату сберегательных взносов;
в упрощенном порядке в случае, если НПФ предоставил в налоговый орган сведения, подтверждающие взносы налогоплательщика по договорам ДДС;
до окончания налогового периода при обращении к налоговому агенту - работодателю при условии наличия документов, подтверждающих фактические взносы по соответствующим договорам, и при условии, что взносы по договорам удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в НПФ таким работодателем.
Вносятся изменения в статью 213.1 Кодекса, устанавливающие особенности определения налоговой базы по ДДС. В частности, предлагается не учитывать:
выплаты по ДДС, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в свою пользу и в пользу членов семьи, близких родственников, превышающие суммы уплаченных сберегательных взносов, если основания для назначения таких выплат наступают не ранее чем через десять лет с даты заключения договора, в пределах 30 миллионов рублей по каждому договору и 30 миллионов рублей за каждый налоговый период;
суммы сберегательных взносов по ДДС, заключенным работодателями с российскими НПФ, а также физическими лицами с российскими НПФ в пользу других лиц;
дополнительный стимулирующий взнос.
2. В отношении установленных в настоящее время налоговых вычетов предусматривается:
- по договорам НПО законопроектом вводится дополнительное условие получения налогового вычета, согласно которому договор НПО должен предусматривать выплату негосударственной пенсии;
- по договорам на ведение ИИС, заключенным до 1 января 2024 года, сохраняется действующий порядок предоставления налогового вычета. Вместе с тем с 1 января 2024 года физическое лицо не вправе заключать еще один договор на ведение ИИС, если оно является стороной договора, заключенного до 31 декабря 2023 года.
- по договорам на ведение ИИС в сумме положительного финансового результата одним из условий предоставления будет являться перечисление доходов по операциям непосредственно на ИИС. Данный вычет будет предоставляться по окончании (прекращении) договора на ведение ИИС в размере не более 30 млн. рублей за налоговый период по всем договорам на ведение ИИС, прекращенным в таком налоговом периоде.
Законопроектом устанавливается, что в одном налоговом периоде можно получить одновременно и вычет в сумме внесенных на ИИС денежных средств, и вычет в сумме положительного финансового результата, полученного по ИИС (в настоящее время налогоплательщик может воспользоваться только одним из этих вычетов на выбор).
Данные вычеты по договорам на ведение ИИС предоставляются:
- при условии истечения не менее 10 лет с даты заключения договора (с учетом переходного периода, предусматривающие иные сроки), в настоящее время данный срок составляет 3 года;
- налоговым органом при представлении налоговой декларации либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом при условии, что в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик имел не более трех таких договоров, за исключением случаев перевода активов (в настоящее время налогоплательщик может получить вычет только по одному ИИС).
Налоговые вычеты по договорам ДДС, НПО и на ведение ИИС (в сумме денежных средств, внесенных на ИИС) будут предоставляться в сумме внесенных денежных средств в совокупности не более 400 000 рублей в год.
Данные налоговые вычеты предоставляются, если договоры НПО, ДДС и на ведение ИИС заключены в том налоговом периоде, за который предоставляется налоговый вычет, либо были действительны в течение всего налогового периода, за который предоставляется налоговый вычет, либо прекращены с переводом денежных (выкупных) сумм или всех активов соответственно в другой НПФ или на другой ИИС, вновь открытый тому же физическому лицу в целях такого перевода активов.
Законопроектом предлагается в целях исчисления налоговой базы по договорам НПО, ДДС и на ведение ИИС не учитывать выплаты по поручению налогоплательщика денежных средств медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения. В таком случае социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения, предоставляться не будет.
Кроме того, законопроектом предусматривается отмена установленного статьей 219.1 Кодекса инвестиционного налогового вычета по НДФЛ в отношении положительного финансового результата от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов. Исключение составят ценные бумаги иностранных эмитентов, зарегистрированных в государстве - члене Евразийского экономического союза, выпущенные по праву государства - члена Евразийского экономического союза.
Вместе с тем при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет полагает необходимым обсудить следующие вопросы:
корректность норм законопроекта, предусматривающих изъятие из налоговой базы по договорам НПО, ДДС денежных средств, направляемых НПФ по поручению налогоплательщика медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения, учитывая отсутствие в законодательстве Российской Федерации механизма такого направления;
обоснованность прекращения предоставления налогового вычета по иным договорам ДДС в случае, если по одному из договоров ДДС начались выплаты (принимая во внимание, что это может привести к нарушению прав лиц, заключивших указанные договоры и соблюдающих их условия). Аналогичный вопрос относится также к вычетам по договорам на ведение ИИС;
необходимость разработки механизма контроля за соблюдением условия о количестве договоров ДДС, одновременно имеющихся у налогоплательщика, учитывая отсутствие обязанности у НПФ сообщать в налоговые органы соответствующую информацию. А также установление порядка выдачи налоговым органом справки о соблюдении указанного условия о количестве договоров ИИС (абзац третий подпункта 3 пункта 3 статьи 219.2 Кодекса);
уточнение порядка предоставления налоговых вычетов по договорам на ведение ИИС, заключенным до 31 декабря 2023 года, в отношении которых налогоплательщиком представлено заявление о получении налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, в том числе в части определения даты открытия счета для целей расчета налоговой базы по НДФЛ.
По законопроекту имеются и иные юридико-технические замечания.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, являющийся соисполнителем по законопроекту, поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают законопроект.
Учитывая, что законопроект направлен на увеличение притока денежных средств на отечественный финансовый рынок и стимулирование инвестиционной деятельности, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 462670-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.