Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 452658-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования преференциальных режимов на Дальнем Востоке и в Арктике)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 452658-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование правовых режимов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток, а также условий реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗРФ).
В связи с этим вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации.
Так, дополняется новыми правовыми нормами существующее правовое регулирование градостроительной деятельности на ТОР, позволяющее сократить сроки реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в границах ТОР и обеспечения резидентов ТОР необходимыми объектами инфраструктуры. При этом сокращается с четырнадцати до десяти рабочих дней срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан выдавать градостроительный план земельного участка, а также закрепляется пятилетний срок действия выдаваемых управляющей компании и резидентам ТОР технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов.
Кроме того, законопроектом уточняется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам АЗРФ в аренду без проведения торгов. В частности, субъекты Российской Федерации наделяются полномочием по определению видов экономической деятельности, для осуществления которых такие земельные участки не могут быть предоставлены без проведения торгов резидентам АЗРФ.
По мнению автора законопроекта, данная проектируемая норма позволит стимулировать застройщиков к использованию предусмотренных законодательством механизмов реализации масштабных инвестиционных проектов, обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации задач по строительству социальной инфраструктуры и ускоренному переселению граждан из аварийного жилья.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством и снижения административной нагрузки исключаются полномочия Минвостокразвития России по установлению порядка согласования внеплановых проверок резидентов АЗРФ и порядка согласования оснований, заявленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля для их проведения, а также по разработке программ развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Также законопроектом изменяются требования к анализируемому периоду по задолженности лица, подавшего заявку на получение статуса резидента соответствующих преференциальных режимов (далее - заявитель). Согласно действующему законодательству Российской Федерации у заявителя на момент подачи соответствующей заявки не должно иметься задолженности за прошедший календарный год, что не отражает фактическое состояние расчетов заявителя с бюджетом. В случае наличия задолженности в начале года заявитель вынужден ждать наступления следующего года, открывать новую компанию либо увеличивать размер уставного капитала. В этой связи законопроектом предлагается в целях предоставления статуса резидента соответствующего преференциального режима учитывать состояние расчетов заявителя с бюджетом по состоянию на первое число месяца, в котором подается заявка.
Комитетом положительно оценивается, предусматриваемая законопроектом норма об оценки эффективности функционирования территории свободного порта Владивосток в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
По мнению Комитета, реализация положений законопроекта послужит дополнительной мерой по привлечению инвестиций на территории опережающего развития за счет оптимизации административных процедур и окажет влияние на повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Одновременно Комитет отмечает, что работа по совершенствованию функционирования преференциальных режимов должна быть продолжена на основе мониторинга правоприменительной практики и с учетом результатов проводимого по поручению Государственной Думы Счетной палатой Российской Федерации мероприятия "Аудит реализации мер государственной поддержки, направленной на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 2021 - 2023 годах".
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 452658-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.