Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 445620-8 "О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части необходимости соблюдения прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 445620-8 "О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части необходимости соблюдения прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2023 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева".
Гражданин П.Е. Бахирев оспаривал конституционность части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств и гостиниц, а также, за исключением ряда случаев, осуществление миссионерской деятельности; жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
Таким образом, предметом судебного рассмотрения являлся вопрос правомочности краткосрочного (на срок от одних до нескольких суток) возмездного предоставления собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме.
Как неоднократно отмечал Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом, право собственности не абсолютно и может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Из взаимосвязанных положений статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение предназначено для проживания граждан, а именно: самого собственника, членов его семьи, а также других граждан на основании договора с собственником. Таким образом, закон запрещает использовать жилое помещение для целей, не связанных с проживанием граждан. Кроме того, частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти.
Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Договор найма жилого помещения, заключенный на срок до одного года, относится к категории т.н. краткосрочного найма. Минимальный же срок, на который может быть заключен такой договор, гражданским и жилищным законодательством не установлен.
В отношении такого вида предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых и нежилых помещений, применяется патентная система налогообложения, что подтверждает позицию государства о допустимости извлечения дохода от сдачи в аренду (наем) в том числе собственных жилых помещений без оговорок о ее сроках.
Между тем, говоря об удобствах, дешевизне (по сравнению с гостиницей), доступности краткосрочного найма жилых помещений в многоквартирных домах, необходимо обратить внимание на то, а создаются ли для иных жильцов этого дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования квартиры, растет ли интенсивность эксплуатации мест общего пользования в интересах одного собственника без согласия других.
Более того, сам факт постоянного появления незнакомых лиц в подъезде может создавать для соседей определенный дискомфорт. Они обеспокоены безопасностью своих детей, родных и близких. Частая смена находящихся в квартире лиц увеличивает риски появления среди них отличающихся неадекватным поведением (зачастую, когда речь идет об отдыхе или проведение праздников). Очевидно, что не всегда для временного размещения приезжают добропорядочные граждане, которые уважают покой соседей. При этом, соседям и другим жителям дома просто некуда деться, они вынуждены терпеть подобное соседство. Ведь именно интересами граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в непосредственной близости от помещений, используемых в качестве средств размещения, в первую очередь обусловлено введение запрета на предоставление гостиничных услуг в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.
Законопроектом, что соответствует выводам Конституционного Суда Российской Федерации, не предусматривается необходимость запрета деятельности по краткосрочному возмездному предоставлению собственником принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме иным гражданам, если при таком предоставлении не создаются для иных жильцов и соседей неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.
Проектируемая норма уточняет действующее регулирование, акцентируя внимание на обязанности собственника жилого помещения при заключении договора найма с посторонними гражданами соблюдать права и законные интересы соседей, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 445620-8 "О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.