Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании вопросов комплексного развития территории), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании вопросов комплексного развития территории), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает внесение изменений уточняющего характера в четыре федеральных закона: Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что изменения, предлагаемые законопроектом, связаны с необходимостью уравнивания юридических лиц, обеспечивающих реализацию решения о комплексном развитии территории, и лиц, с которым заключены договоры о комплексном развитии территории, в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов комплексного развития территории. В этой связи, законопроектом предлагается наделить юридических лиц, обеспечивающих от имени публично-правовых образований реализацию принятых решений о комплексном развитии территорий, полномочиями на принятие отдельных решений и осуществление отдельных действий, в том числе на самостоятельное принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обращение к правообладателям сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи для заключения договора о подключении (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к таким сетям.
Законопроектом в целях комплексного развития территории совершенствуется и другие вопросы, а именно:
- синхронизируется реализация проектов комплексного развития территорий и программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Допускается возможность подготовки документации по планировке одновременно с подготовкой изменений в соответствующие программы, а ее утверждение до утверждения таких изменений в данные программы;
- вводятся положения о возможности применения в рамках осуществления комплексного развития территорий положений, предусмотренных статьей 52.2 ГрК РФ, для осуществления мероприятий по переустройству или выносу (переносу) сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к категории линейных объектов. Это позволит создать условия для обеспечения соответствующими объектами инфраструктуры территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории;
- уточняется период, установленный частью 6 статьи 67 ГрК РФ, в течение которого собственники жилых помещений в многоквартирном доме, имеют право принять на общем собрании собственников помещений в таком многоквартирном доме решение об исключении такого многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории жилой застройки (далее - решение об исключении). В частности, собственники многоквартирных домов могут принять решение об исключении до дня принятия решения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки. В случае, если реализация решения о комплексном развитии территории жилой застройки осуществляется без проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки, исключение указанного данного многоквартирного дома решение об исключении допускается принять до окончания срока, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Концепция законопроекта в целом возражений не вызывает.
Вместе с тем, дополнительного обоснования требует необходимость внесения изменений в пункт 4 части 4 статьи 65 ГрК РФ. Законопроектом предлагается уточнить указанную норму, заменив слова "признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками" на слова "являющиеся в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками".
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 65 ГрК РФ комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется, в том числе, в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
Вопрос о признании постройки самовольной может быть решен в судебном порядке (в рамках рассмотрения иска о признании права собственности на постройку или иска о ее сносе) или в административном порядке органом местного самоуправления при получении им соответствующего уведомления и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, указанных в части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (по итогам их рассмотрения орган местного самоуправления должен совершить одно из действий, предусмотренных частью 2 статьи 55.32 ГрК РФ (например, принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Практическая реализация указанной нормы в предлагаемой редакции, позволит включать в границы территории нежилой застройки земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые только обладают признаками самовольной постройки и в отношении которых отсутствуют решения о признании их самовольными постройками.
В этой связи, целесообразно при доработке законопроекта ко второму чтению оценить риск возможного признания судом права собственности на такие объекты после принятия решения о включении таких земельных участков в границы территории, подлежащей комплексному развитию.
Законопроектом также допускается возможность реализации решения о комплексном развитии территории на основании ранее утвержденной документации по планировке территории (подпункт "в" пункта 10 статьи 1 законопроекта). В этом случае, при доработке законопроекта целесообразно уточнить, что такая документация на момент принятия решения не должна противоречить целям комплексного развития территории, установленным в статье 64 ГрК РФ.
К законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера, которые требуется устранить при доработке его ко второму чтению, а именно соотнести применяемые в законопроекте глаголы "осуществляется" и "обеспечивается", принимая во внимание, что в главе 10 ГрК РФ используются выражения "комплексное развитие территории осуществляется" (частью 2 и 4 статьи 65 ГрК РФ), "реализация решения о комплексном развитии территории будет осуществляться юридическим лицом" (часть 2 статьи 66 ГрК РФ).
Указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом этого, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству концептуально поддерживает проект федерального закона N 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.