Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 491096-8 "О внесении изменения в статью 136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Введение беспрецедентных санкций против России со стороны многих стран в связи с решением о проведении специальной военной операции на Украине. Многие эксперты полагают, что в результате санкций часть бизнеса не сможет выполнить обязательства перед покупателями, другими компаниями или даже государствами.
Согласно информации из открытых источников долги банкротов-компаний в 2022 году по отношению к 2021 году выросли с 1,21 трлн. руб. до 1,67 трлн. руб., что не является пределом, так как пока нет предпосылок для обратной динамики. В 2022 году арбитражными судами было введено 5155 наблюдений, 11 финансовых оздоровлений, 126 внешних управлений, 8916 конкурсных производств (это та процедура банкротства, когда должник признается банкротом, и как видно, может вводится сразу, минуя предыдущие процедуры), проведено 276 519 реализаций имущества.
В этой связи крайне важно защитить работников при банкротстве работодателя, а именно гарантировать им выплаты по заработной плате в достойном размере.
Выплаты задолженности по оплате труда (текущей и реестровой) согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) относятся ко второй очереди.
При этом порядок погашения долгов перед работниками установлен пунктом 5 статьи 136 Федерального закона, который был введен Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 186-ФЗ.
Согласно этому порядку требования кредиторов второй очереди удовлетворяются в первую очередь о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем 30 тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека, во вторую очередь выплачиваются оставшиеся суммы в рамках трудовых отношений, а в третью очередь - требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Данный подход имеет своих критиков в части неравности условий между работниками с низким и высоким доходами. При этом важно отметить, что пункт 5 статьи 136 Федерального закона является механизмом защиты наиболее экономически слабых слоев населения. И в таком случае необходимо учитывать тот факт, что работники с более высоким доходом относятся к более защищенной категории, так как у них по сравнению с работниками с низким доходом больше возможностей для накоплений, которые могут быть использованы в кризисный период работодателя. Также важно помнить, что в отношении руководящих сотрудников действующее трудовое законодательство предусматривает дополнительные финансовые гарантии. В связи с чем авторы законопроекта полагают, что баланс интересов всех категорий работников не нарушается.
По статистике Росстата инфляция в 2022 году составила 11,94% против 8,39% в 2021 году. Уровень инфляции в 2022 году - это максимальный показатель с 2015 года.
Полагаем, что в нынешних экономических условиях предусмотренный пунктом 5 статьи 136 Федерального закона размер выплачиваемой заработной платы не более 30 тысяч рублей в месяц является недостаточным.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в пункт 5 статьи 136 Федерального закона, согласно которому требования кредиторов второй очереди удовлетворяются в первую очередь о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем 100 тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека.
Принятие законопроекта позволит вернуть гражданам в большем объеме заработанные ими ранее денежные средства в случае признания работодателя банкротом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.