Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 470837-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса) внесенный депутатами Государственной Думы О.М. Казаковой, П.О. Толстым, С.В. Кабышевым и другими, сенаторами Российской Федерации Л.С. Гумеровой, О.С. Забраловой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел проект федерального закона N 470837-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса), внесенный депутатами Государственной Думы О.М. Казаковой, П.О. Толстым, С.В. Кабышевым и другими, сенаторами Российской Федерации Л.С. Гумеровой, О.С. Забраловой и сообщает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации N Пр-1470 (п. 1, пп. "а") от 25 июля 2023 года, данного по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 18 апреля 2023 года.
Законопроект направлен на установление:
- дополнительных гарантий осуществления педагогической деятельности;
- на создание благоприятных условий для работы педагогических работников, включая соблюдение дисциплины со стороны обучающихся.
В части установления дополнительных гарантий осуществления педагогической деятельности предлагается внести изменение в пункт 12 части 3 статьи 47 Закона об образовании, установив право педагога на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
Комитет по просвещению отмечает, что предлагаемая норма, а также корреспондирующее изменение в части 3 статьи 43 Закона об образовании устраняют правовые диспропорции между правами педагогических работников и правами обучающихся (аналогичное право для обучающихся уже закреплено в пункте 9 части 1 статьи 34 Закона об образовании).
Часть 8 статьи 51 Закона об образовании предлагается дополнить обязанностью руководителя образовательной организации принимать относящиеся к компетенции образовательной организации меры для защиты прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" и органы местного самоуправления для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности, а также в целях социальной поддержки педагогических работников получают право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки и иные социальные гарантии (часть 10 статьи 47 Закона об образовании).
Комитет по просвещению поддерживает предложение, направленное на расширение возможности установления органами власти всех уровней дополнительных мер государственной поддержки и иных социальных гарантий педагогическим работникам. Комитет рассчитывает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления после закрепления в Законе об образовании нормы, предоставляющей им данное право, начнут активней предусматривать меры социальной поддержки для педагогических работников.
В части усиления дисциплины в образовательных организациях законопроектом предлагается:
- уточнить, что образовательная организация разрабатывает и принимает правила внутреннего распорядка обучающихся, в том числе устанавливающие требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации (пункт 1 части 3 статьи 28 Закона об образовании);
- установить обязанность для обучающихся соблюдать дисциплину на учебных занятиях (пункт 2 части 1статьи 43 Закона об образовании);
- закрепить положение о том, что педагогические, руководящие работники организации, осуществляющей образовательную деятельность и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности образовательных организаций, осуществляют контроль за дисциплиной (часть 3.1 статьи 43 Закона об образовании);
- установить право педагогических работников самостоятельно или через своих представителей обращаться в органы управления образовательной организацией для применения дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые нарушают правила внутреннего распорядка (часть 3.1 статьи 47 Закона об образовании).
- ввести ограничения на использование средств связи во время проведения учебных занятий обучающимися общеобразовательных организаций, за исключением случаев предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях (пункт 4.1 части 1 статьи 43 Закона об образовании).
Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает законодательные нормы, направленные на усиление дисциплины в образовательных организациях и считает, что предлагаемые нормы окажут положительный эффект на воспитательном и образовательном процессе.
Предлагаемая законодательная норма об ограничении использования средств связи (мобильных телефонов, планшетов, "умных" часов, компьютеров и др.) во время проведения занятий в общеобразовательных организациях отражает острый общественный запрос со стороны педагогического и родительского сообществ на регулирование данного вопроса.
Комитет обращает внимание на то, что в настоящий момент утверждены руководителями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях", направленные на минимизацию вредного воздействия на детей устройств мобильной связи. Однако, в силу своего ненормативного характера, данный документ применяется выборочно и далеко не всеми общеобразовательными организациями.
Кроме того, Комитет по просвещению отмечает, что пунктом 3.5.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи") (далее - Санитарных правил) установлено, что "для образовательных целей мобильные средства связи не используются". Вместе с тем действие данного пункта Санитарных правил распространяется только на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Таким образом, в части очного обучения запрет на использование средств связи в образовательных целях Санитарными правилами не установлен, тогда как представленным законопроектом напротив ограничивается такая возможность и предусматривается использование средств связи на учебных занятиях только в случаях, предусмотренных образовательной программой (например, использование компьютера на уроке информатики, поскольку компьютер также относится к средствам связи), а также в иных экстренных случаях.
Между тем, Комитет по просвещению считает, что пункт 4.1 части 1 статьи 43 Закона об образовании требует дополнительного обсуждения и проработки при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, Комитет отмечает необходимость принятия подзаконного нормативного правового акта, устанавливающего единые для всех общеобразовательных организаций, типовые правила внутреннего распорядка, в том числе включающие требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации.
На основании вышесказанного, Комитет по просвещению поддерживает проект федерального закона N 470837-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.