Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 492926-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Законопроект) разработан в целях повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также создания и развития инфраструктуры сбыта фермерской продукции и развития региональных систем продовольственного обеспечения населения продуктами питания.
Предметом регулирования Законопроекта являются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением реализации фермерской продукции в целях обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования. Законопроектом к фермерской продукции предлагается отнести сельскохозяйственную продукцию (в том числе органическую продукцию, сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с улучшенными характеристиками), а также продукцию ее первичной и последующей (промышленной) переработки, произведённой производителями фермерской продукции.
Пищевая (продовольственная) продукция, произведенная из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и иных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции, не включена в состав фермерской продукции в силу того, что в соответствие с действующим правительственным перечнем не является сельскохозяйственной продукцией. Тем не менее, по оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, сбор и заготовка дикоросов являются значимой составляющей занятости и доходов сельского населения на отдаленных территориях, поэтому в дальнейшем включение пищевых дикоросов в перечень сельскохозяйственной продукции позволит создать дополнительные условия сбыта такой продукции, обеспечить занятость граждан, развивать работку на сельских территориях.
Производителями фермерской продукции признаются сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие критериям микро- и малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией является одной из стратегических целей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Заметную роль в достижении этой цели играют сельскохозяйственные товаропроизводители, относимые к малым формам хозяйствования. Согласно Сельскохозяйственной микропереписи 2021 г., численность малых сельскохозяйственных организаций составляла 20,2 тыс., в том числе микропредприятий - 13,7 тыс., крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (далее - КФ и ИП) - 118,3 тыс.; личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) - 16 227,3 тыс. в сельских населенных пунктах и 8 443,5 тыс. в городах (данные за 2016 г., в 2021 г. в городах микроперепись не проводилась).
При этом, доля КФХ и ИП в общем производстве зерновых культур в 2021 г. составила 30,3%, сахарной свёклы - 8,4%, подсолнечника - 36,0%, картофеля - 13,9%, овощей - 20,3%, скота и птицы - 3,2%, молока - 9,1%, яиц - 1,2%, шерсти - 39,3%. Удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме производства картофеля в 2021 г. составил 63,9%, овощей - 51,3%, плодов и ягод - 64,2%, скота и птицы - 15,6, молока - 34,7%, яиц - 19,7%, шерсти - 45,5%.
В то же время товарность производства в малых формах хозяйствования заметно ниже, чем в крупных хозяйствах. В частности, по
данным Росстата, товарность картофеля в КФХ и ИП в 2020 г. (последний год предоставления данных) составила 58,5%, в ЛПХ - 15,9%, в то время как в сельскохозяйственных организациях - 71,5%; овощей (соответственно) - 76,1 %, 14,9% и 83,6%; молока - 73,6%, 37,5% и 95,9%.
В силу низкой товарности производства доходы работников малых форм хозяйствования ниже, чем крупных предприятий. Например, по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, среднемесячная заработная плата работников крестьянских (фермерских) хозяйств составила в 2020 г. 16 333 руб., а сельскохозяйственных организаций - 32 569 руб., то есть в 2 раза больше. Это снижает уровень жизни на селе, стимулирует миграцию трудовых ресурсов в города.
Одной из существенных проблем развития малых форм хозяйствования являются трудности сбыта производимой ими продукции, что, в частности, обусловлено недостаточным уровнем развития сбытовой инфраструктуры.
Традиционно у малых форм хозяйствования есть несколько механизмов сбыта продукции: собственная торговая сеть, прямая продажа населению; договоры с перерабатывающими предприятиями, розничные рынки и ярмарки; организации потребительской кооперации Центросоюза РФ; сельскохозяйственные перерабатывающие и сбытовые кооперативы.
В последнее время начинают развиваться поставки в крупные торговые сети и цифровая торговля (цифровые маркетплейсы).
Со стороны государства данные каналы должным образом не координируются, а развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм не выделено в качестве особого направления государственной политики, за исключением поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Как следствие на агропродовольственном рынке наблюдается ряд неблагоприятных для малых форм явлений. Сокращается сеть розничных рынков: количество универсальных рынков уменьшилось за последние 8 лет на 42%, специализированных сельскохозяйственных рынков - на 42%, сельскохозяйственных кооперативных рынков на 56%. Недостаточно развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации. Увеличивается только количество перерабатывающих кооперативов, а остальных, в том числе и сбытовых, сокращается: за 2014 - 2022 гг. - на 27,2%.
При этом количество продовольственных магазинов федеральных торговых растет: только Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) насчитывает у своих членов более 65 тысяч продуктовых магазинов в стране, что значительно превосходит число розничных рынков (на 1 января 2023 г. в стране функционировало 484 универсальных рынка, 32 специализированных рынка по продаже продуктов питания, 197 специализированных сельскохозяйственных рынков, 11 специализированных сельскохозяйственных кооперативных рынков).
Таким образом, поддержка и развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм должно стать особым направлением государственной аграрной политики.
Законопроектом предлагается дополнить перечень основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, установленный в ст. 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ новым направлением - "поддержка и развитие сбыта фермерской продукции". Предлагаемое направление государственной поддержки соответствует установленным в ст. 5 указанного федерального закона основным целям и направлениям государственной аграрной политики.
В качестве мер по содействию сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными товаро-производителями малых форм хозяйствования, развитию инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции и в целях обеспечения населения доступными и качественными продовольственными товарами, в том числе - социально значимыми, и обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования на товарные рынки законопроект закрепляет за субъектами Российской Федерации право принимать программы по созданию и развитию инфраструктуры реализации фермерской продукции, предусматривающие, в том числе, меры по созданию организаций, основным видом деятельности которых является ее первичная и последующая (промышленная) переработка, хранение и сбыт (далее - агрегаторы).
Указанные меры соответствуют положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20, которая предусматривает "создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и предприятия общественного питания.
Законопроектом определяется, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы заключают соглашение с субъектами Российской Федерации по осуществлению функций агрегатора фермерской продукции вне конкурсного отбора.
Указанные меры развития инфраструктуры реализации фермерской продукции соответствуют положениям ст. 9-11 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, в соответствии с которыми формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности соответствующих уровней относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, содействию реализации фермерской продукции в торговых сетях, обеспечению устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в том числе социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости.
Законопроект не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона не приведет к увеличению расходов федерального бюджета. Финансирование предусмотренных проектом Федерального закона мероприятий будет производиться субъектами Российской Федерации, принявшими решение о целесообразности включения в региональные программы развития сельского хозяйства мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки фермерской продукции.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования будет осуществляться в рамках мероприятий, предусмотренных действующими программами развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.