Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2023 г. N 5.1-01/3236
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области",
принятому Государственной Думой 16 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 448558-8) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года, принят Государственной Думой в первом чтении 24 октября и во втором чтении 14 ноября 2023 года.
Федеральным законом до 1 января 2025 года продлевается осуществление за счёт средств бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее также - новые регионы) финансового обеспечения оказания в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти новых регионов, медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Также до указанной даты продлевается возможность установления нормативными правовыми актами новых регионов срока подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), отличного от срока, установленного частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Наряду с этим рассматриваемым Федеральным законом регламентируются вопросы:
уплаты в 2024 году страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации;
финансового обеспечения в 2024 году оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, проживающим на территориях новых регионов, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти названных субъектов Российской Федерации, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, за счёт межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в бюджеты территориальных фондов ОМС новых регионов.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению:
правил финансового обеспечения оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях новых регионов, застрахованным по ОМС, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти новых регионов, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации;
правил финансового обеспечения расходов на медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях новых регионов лицам, застрахованным по ОМС, проживающим в иных субъектах Российской Федерации (за исключением новых регионов).
Правовые основания для направления в соответствии с решениями Фонда средств нормированного страхового запаса Фонда, зарезервированных в пределах бюджетных ассигнований, на финансовое обеспечение расходов по оказанию в рамках базовой программы ОМС медицинской помощи застрахованным лицам, проживающим на территориях новых регионов, устанавливаются Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (проект N 448556-8).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление единых правовых основ системы здравоохранения) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (координация вопросов здравоохранения) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 30 ноября 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.