Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2023 г. N 5.1-01/3228
по Федеральному закону "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года",
принятому Государственной Думой 14 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 20 октября 2023 года (N 464873-8).
Ратифицируемым Протоколом, подписанным в городе Москве 25 мая 2023 года, вносится ряд изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), направленных на дальнейшее развитие права ЕАЭС.
В частности, согласно положениям Протокола:
Высший Евразийский экономический совет наделяется полномочием определять общие принципы и подходы в отношении установления в законодательстве государств-членов ЕАЭС ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия (новый абзац пункта 5 статьи 53 Договора);
в Договор вводится понятие "экстренные фитосанитарные меры" (новая статья 59.1), в соответствии с которой такие меры применяются в отношении вредных организмов, не включённых в единый перечень карантинных объектов Союза и представляющих фитосанитарный риск;
определены случаи, при которых государство-член ЕАЭС вправе вводить экстренные фитосанитарные меры на своей территории с последующим уведомлением Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК);
за ЕЭК закрепляется полномочие по введению экстренных фитосанитарных мер на таможенной территории ЕАЭС;
корреспондирующие изменения, касающиеся экстренных фитосанитарных мер, вносятся в Положение о ЕЭК (приложение N 1 к Договору) и в Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору);
уточняется порядок проведения согласованной политики государств-членов ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей: предусмотрено, что ЕЭК разрабатывает программу совместных действий государств-членов ЕАЭС в сфере зашиты прав потребителей, утверждаемую Евразийским межправительственным советом, и в последующем осуществляет мониторинг её реализации (новые пункты 3 и 4 статьи 61 Договора);
в Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору) вносятся изменения, в соответствии с которыми ЕЭК наделяется полномочием по утверждению порядка выдачи (оформления) в форме электронного документа разрешения на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых введено автоматическое лицензирование (наблюдение). Также предусматривается, что разрешения, выданные уполномоченным органом одного государства-члена ЕАЭС, признаются всеми другими государствами-членами ЕАЭС;
в Протоколе о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору) устанавливается норма о взаимном признании государствами-членами ЕАЭС электронной цифровой подписи (электронной подписи) для обеспечения беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов ЕАЭС к участию в закупках, проводимых в электронном формате (правила признания определяются Советом ЕЭК).
В соответствии с его статьей 2 Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием (ЕЭК) по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами ЕАЭС процедур, необходимых для его вступления в силу, за исключением пункта 9 статьи 1 Протокола, который вступает в силу с даты вступления в силу решения ЕЭК об утверждении правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, но не ранее даты вступления в силу Протокола.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку вносит изменения в Договор, ратифицированный Федеральным законом от 3 октября 2014 года N 279-ФЗ.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 28 ноября 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.В. Двойных, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.