Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2023 г. N 5.1-01/3256
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятому Государственной Думой 17 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу 29 сентября 2023 года Правительством Российской Федерации и направлен на определение дополнительных источников доходов федерального бюджета для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом вносятся изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которым расширяется круг признаваемых для целей налогообложения взаимозависимых лиц, устанавливаются особенности налогообложения доходов, возникших у лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, по сделке между взаимозависимыми лицами, в случае, если цена, фактически примененная по такой сделке отличается от рыночной цены и такое отличие стало основанием для осуществления корректировки налоговой базы по соответствующим налогам, а также устанавливается порядок определения медианного значения интервала рентабельности и медианного значения интервала рыночных цен в целях определения доходов по таким сделкам.
Федеральным законом уточняются: критерии признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми; перечень документации по контролируемым сделкам и порядок ее представления налогоплательщиком в налоговые органы; условия для признания организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, международной группой компаний, а также устанавливается обязанность по представлению в налоговые органы сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний и финансовой отчетности участников международной группы компаний.
Одновременно Федеральным законом ужесточается ответственность за совершение отдельных налоговых правонарушений, в частности, предусматривается увеличение штрафов за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках с 5 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, за непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения, с 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, за непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения со 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Федеральным законом вносятся изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 25 3 "Государственная пошлина", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" и 26 4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" части второй Налогового кодекса.
Федеральным законом уточняются положения Налогового кодекса, касающиеся освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание). Устанавливаются особенности обложения НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территорий государств - членов Евразийского экономического союза.
Федеральным законом предусматривается возможность внесения в период с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года изменений в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, являющееся одним из условий для выдачи организации свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, уточняются условия неисполнения данного соглашения, а также предусматривается продление сроков исполнения обязательств по выпуску автомобильного бензина класса 5 налогоплательщиками, заключившими данное соглашение.
Кроме того, уточняются условия применения нулевой ставки акциза на нефтяное сырье для налогоплательщиков, заключивших данные соглашения, а также корректируется "демпфирующий механизм", применяемый при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Федеральным законом увеличиваются с 1 мая 2024 года размеры ставок акцизов на алкогольную продукцию, в том числе уточняются положения Налогового кодекса об определении дифференцированных ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от ее крепости. При этом в целях снижения последствий от повышения ставок акцизов для российских производителей с 1 мая 2024 года предусматривается увеличение сумм акциза, подлежащих вычету производителями такой подакцизной продукции.
Кроме того, с 1 января 2024 года увеличиваются ставки акцизов на табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты, папиросы, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, а также жидкости для электронных систем доставки никотина.
Федеральным законом с 1 января 2024 года устанавливается обязанность налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога на доходы физических лиц дважды в месяц: за период с 1-го по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 23-го числа по последнее число текущего месяца - не позднее 5-го числа следующего месяца, а за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня текущего года.
Федеральным законом устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций по доходам, полученным иностранными организациями по договорам об урегулировании страховых и (или) претензионных требований, возникающих из заключенных с иностранными организациями - лизингодателями до 5 марта 2022 года договоров аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели, при условии, что указанные договоры об урегулировании страховых и (или) претензионных требований предусматривают переход права собственности на такие воздушные суда, вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели к российской организации.
Федеральным законом устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов, которая применяется к налоговой базе, определяемой в 2024 году по доходам от операций по реализации долей участия в уставном капитале лиц, которым выдана лицензия на осуществление исключительного права на экспорт газа. При этом сумма налога, исчисленная по указанной налоговой ставке, будет зачисляться в полном объеме в федеральный бюджет.
В целях расчета налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в отношении нефти, Федеральным законом изменяется порядок определения среднего за истекший налоговый период уровня цены нефти сорта "Юралс" исходя из суммы средних арифметических цен покупки и продажи нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, увеличенной на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского).
Федеральным законом предусматривается уменьшение величины "дисконта" к среднему за налоговый период уровню цены нефти "North Sea Dated" на рынке Северного моря, применяемого в целях определения налоговой ставки по НДПИ (15 долларов США (прогнозно) в 2024 году, 10 долларов США (прогнозно) в 2025 году, 6 долларов США (прогнозно) начиная с 1 января 2026 года). При этом Правительству Российской Федерации предоставляется право увеличить прогнозную величину указанного "дисконта" для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026 года включительно, и установить его в размере не более 20 долларов США.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается порядок увеличения суммы НДПИ, исчисленной налогоплательщиком при добыче на участке недр нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной за налоговый период, дата начала которого приходится на период с 1 по 31 января 2024 года включительно.
Федеральным законом с 1 января 2024 года корректируется порядок определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, а также устанавливается порядок расчета показателя Ккг, на который увеличивается налоговая ставка по НДПИ в отношении газового конденсата.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 6 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу. При этом отдельным положениям Федерального закона придается обратная сила.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов, финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию A.В. Двойных, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.