Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 ноября 2023 г. N 3.5-02/2580
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(проект N 448566-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2023 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в целях определения источников доходов для финансирования необходимых расходов федерального бюджета, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации.
Закон вносит изменения в часть первую и 7 глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и касается налога на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), а также налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Основные изменения состоят в следующем.
В части совершенствования налогового администрирования Законом меняется порядок представления налоговыми агентами информации об исчисленных и удержанных суммах НДФЛ в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, сборов, страховых взносов. Это связано с изменением сроков его уплаты.
Усиливается контроль за трансфертным ценообразованием по внешним сделкам для предотвращения уклонения от уплаты налогов и занижения выручки с целью использования при продаже товаров рыночных цен. Расширяется перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми и критерии их отнесения. Кроме того, предусматривается возможность использования при определении доходов в сделках между взаимозависимыми лицами в целях доначисления налогов медианного значения интервала рыночного интервала цен взамен установленного в настоящее время минимального значения.
Также Законом скорректированы требования к представляемой отчетности по контролируемым сделкам, в том числе вводится обязанность компаний по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний. Усиливается ответственность за непредставление сведений, а также документации по контролируемой сделке. Штраф за непредставление документации по международной группе компаний в установленный срок увеличивается в 10 раз и составит 1 млн рублей. Также вводятся штрафы за непредставление в установленный срок документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) в размере 500 тыс. руб. и за непредставление сведений (представление недостоверных сведений) из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний - в размере 1 млн рублей за каждый факт такого нарушения.
Кроме того, Законом уточняется механизм налогового контроля, в рамках которого будет проверяться правильность удержания и перечисления налоговым агентом налога с дохода лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в размере корректировки налоговой базы по соответствующему налогу, что будет приравниваться к дивидендам, полученным этим лицом от источников в Российской Федерации и облагаться налогом на прибыль организаций.
Изменения, внесенные в части налогового администрирования, будут применяться к сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при налогообложении прибыли организации начиная с 1 января 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
В части НДС Закон с 1 января 2025 года возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся посредниками, обязанность по исчислению и уплате НДС и акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза. Данная мера направлена на предотвращение создания схем по уклонению от уплаты НДС и акцизов в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС или акцизов, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров либо иных аналогичных договоров. Также уточняется порядок применения освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями в части расчета величины средней суммы начисленных выплат и вознаграждений с применением среднесписочной численности работников.
Устанавливается нулевая ставка НДС при реализации обработанных природных алмазов банками физическим лицам и Государственному фонду драгоценных металлов, а также при реализации драгоценных камней фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и другим банкам, совершаемые налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней.
В части акцизов Законом предусматривается дополнительная индексация ставок в отношении табачной и винодельческой продукции (с последующей индексацией на 2025 - 2026 годы). Согласно финансово-экономическому обоснованию в результате такого повышения ставок акциза в федеральный бюджет дополнительно поступит порядка 39 млрд рублей в 2024 году, 52 млрд рублей в 2025 году и 59 млрд рублей в 2026 году. Так, с 1 мая 2024 года в 3 раза будут увеличены ставки акцизов на вина (за исключением крепленых (ликерных) вин), фруктовые вина, плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, винные и виноградосодержащие напитки и плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта. При этом вводятся сопоставимые ставки акциза на винные (виноградосодержащие) напитки и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 18% (с сохранением исключений для алкогольной продукции, изготавливаемой без добавления спирта). Для данных видов продукции, по сути, вводится минимальный размер акциза, который согласно Закону в 2024 году составит 141 рубль за 1 литр такой продукции.
С целью поддержки отечественных производителей уменьшается коэффициент Кв, учитываемый при исчислении сумм акциза, подлежащих вычету, при использовании винограда для производства реализованного на территории Российской Федерации в налоговом периоде вина, кроме крепленого вина наливом. Данная мера позволит нивелировать предполагаемое увеличение ставок акцизов на винодельческую продукцию, так как повлечет увеличение принимаемой к вычету суммы акциза на подакцизный виноград.
Законом также с 1 мая 2024 года в самостоятельный вид подакцизной продукции выделяется крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом. Ставка акциза устанавливается равной ставке акциза на этиловый спирт - 643 рубля за 1 литр этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Помимо этого, с 1 января 2024 года предусмотрено дополнительное повышение на 3% ставок акцизов на табачную продукцию и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания, по сравнению со ставками, установленными на 2024 год, и двукратное повышение ставок акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина (далее - ЭСДН). Данная мера обусловлена необходимостью сближения уровня налогообложения акцизами табачной продукции и жидкостей для ЭСДН.
Кроме того, на период с 31 декабря 2023 года по 1 июля 2024 года предоставляется возможность внесения корректировок в соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, позволяющие применять повышенные налоговые вычеты по акцизу на нефтяное сырье, направляемое на переработку. Также продлевается на 2 года срок выполнения соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающих обязательства по выпуску автомобильного бензина класса 5, с сохранением права на применение "обратного" акциза на нефтяное сырье при условии отсутствия налоговых нарушений в части исчисления акцизов.
Законом корректируется порядок применения демпфирующего механизма "обратного" акциза на нефтяное сырье с целью стабилизации цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Уточняется, что коэффициент К В в размере 0,5, уменьшающий в два раза сумму "обратного" акциза, подлежит применению только на период с 1 по 30 сентября 2023 года, а не по 31 декабря 2026 года, как это установлено сейчас. Вводится показатель К ВРК, учитывающий объемы нефтяного сырья и реализованного на внутреннем рынке моторного топлива, на величину которого подлежит уменьшению размер инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов - К ИНВ. Определяются особенности исчисления величины К ВРК организациями-налогоплательщиками, входящими в течение всего налогового периода в одну группу компаний. При этом устанавливается, что величина К ВРК принимается равной нулю для организаций, в которых Российская Федерация имеет право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких организаций.
Также предусматривается продление до 1 января 2026 года действия временного порядка формирования совокупной обязанности налогоплательщиков, уплачивающих авансовый платеж акциза, при котором авансовые платежи учитываются на основании данных из извещения об их уплате.
В части НДФЛ Законом уточняется порядок его уплаты и вводится обязанность налоговых агентов перечислять суммы удержанного НДФЛ дважды в месяц. Так, суммы налога, исчисленные и удержанные за период с 1-го по 22-е число текущего месяца, должны быть перечислены не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 23-го по последнее число текущего месяца - не позднее 5-го числа следующего месяца, а за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня текущего года.
В части налога на прибыль организаций Закон исключает из налогооблагаемой базы доходы и расходы, полученные в результате превышения цены приобретения акций, составляющих уставный капитал иностранной организации. Данное положение применяется к расходам, понесенным в 2024 - 2025 годах, и направлено на упрощение возврата в Российскую Федерацию активов организаций, вывод которых ограничен запретами и ограничениями, введенными иностранными государствами в отношении таких организаций с 2022 года. Также в целях налогообложения прибыли организации уточняются интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
Кроме того, Законом предусматривается освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налога на прибыль у источника согласно договорам, действие которых приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ). К таким доходам относятся:
процентные доходы, выплачиваемые иностранным экспортно-кредитным агентствам и иностранным организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с личным законом по соглашениям, устанавливающим или изменяющим долговые обязательства между российской организацией - должником и иностранной организацией - кредитором, если такие соглашения заключены до дня принятия Указа;
доходы по заключенным до 5 марта 2022 года договорам лизинга воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и авиационные двигатели), зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
доходы от использования (предоставления) прав на использование аудиовизуальных произведений и иных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации на телеканалах;
доходы, полученные в качестве вознаграждения за использование (предоставление) права пользования авторским правом и других смежных прав;
доходы от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории Российской Федерации;
доходов от международных перевозок по договорам, заключенным с иностранными организациями до дня принятия Указа;
доходов от предоставления в аренду или субаренду морских судов по договорам, заключенным с иностранными организациями - арендодателями (фрахтовщиками) до принятия Указа.
Меры по смягчению влияния на российские компании последствий приостановки отдельных положений международных налоговых соглашений будут применяться при условии отсутствия взаимозависимости с иностранной организации и будут распространяться на правоотношения, возникшие с 8 августа 2023 года.
Кроме того, Законом освобождаются от налогообложения доходы, полученные российскими организациями в виде дивидендов по акциям (долям) при условии, что выплачивающая дивиденды организация владеет в течение одного года не менее 50%-м вкладом в уставном капитале в организации, получающей дивиденды, а также при условии возврата полученных дивидендов в течение 120 календарных дней, следующих за днем их получения.
Устанавливается ставка по налогу на прибыль в размере 15% по доходам, полученным иностранными организациями от выполнения работ, услуг, оказанным на территории Российской Федерации российским взаимозависимым лицам. Кроме того, к налоговой базе по налогу на прибыль организаций в 2024 году по доходам от операций по реализации долей участия в уставном капитале лиц, которым выдана лицензия на осуществление исключительного права на экспорт природного газа в сжиженном состоянии, устанавливается особая ставка в размере 20% в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.
Также Законом предусматривается продление действия нормы, установленной подпунктом 14 1 пункта 4 статьи 271 Кодекса об установлении особенностей признания доходов в отношении ценных бумаг, связанных с введенными ограничительными мерами (санкциями) при налогообложении прибыли организаций.
В части государственной пошлины Законом предусматривается увеличение размеров пошлины на 20% за совершение отдельных действий, связанных с получением (прекращением) российского гражданства, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации. Кроме того, в связи с совершенствованием трансфертного ценообразования снижается в 2 раза размер государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании (о внесении изменений в соглашение о ценообразовании) - с 2 млн до 1 млн рублей.
В части НДПИ Законом уточняется порядок определения цены на нефть, используемой при расчете ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата, а также при выполнении соглашений о разделе продукции. Так, с 1 января 2024 года средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" будет определяться в том числе на основе котировок нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, которые будут увеличиваться на стоимость транспортировки нефти, размер которой устанавливается ФАС России, а в случае отсутствия такого показателя будет приниматься равной 2 доллара США за баррель. Кроме того, предусматривается перенос на 1 января 2025 года даты начала применения показателя ЦСПБ ("национальный индекс цен на нефть"), используемого при определении цены на нефть, который также будет увеличиваться на стоимость транспортировки нефти.
Также уточняется величина скидки (дисконта), используемой в расчете цены на нефть при налогообложении нефти и газового конденсата, которая составит прогнозное значение в 15 долларов США за баррель в 2024 году, 10 долларов США за баррель в 2025 году и 6 долларов США за баррель в 2026 году. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом увеличить указанную прогнозную величину скидки, но не более чем на 20 долларов США.
В рамках компенсации выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с корректировкой демпфирующего механизма "обратного" акциза на нефтяное сырье, Законом предусматривается увеличение ставки НДПИ при добыче газового конденсата, добываемого ПАО "Газпром" на повышающий коэффициент в размере показателя КАБДТ С коэффициентом 1,5, а также на период с 1 по 31 января 2024 года устанавливается временная "надбавка" к сумме исчисленного НДПИ при добыче нефти.
Кроме того, уточняется средняя по Единой системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации, в целях расчета НДПИ при добыче газа, которая с 1 января 2024 года принимается равной цене установленной в ноябре 2023 года, то есть без запланированной с 1 декабря 2023 года индексации оптовых цен на газ. При этом с 1 июля 2024 года данная цена подлежит индексации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное положение направлено на устранение учета "двойной" индексации оптовых цен на газ, используемой вначале в цене на газ при расчете ставки НДПИ при добыче газа, а после в сумме исчисленного налога, как "надбавка" в целях дополнительного изъятия доходов газодобывающих компаний, полученных в связи с индексацией оптовых цен на газ.
Законом предусматривается увеличение с 1 января 2024 года суммы НДПИ при добыче газа на величину показателя, учитывающего объемы реализации газа и уровень цен на газ, направленное на изъятие в пользу государства дополнительных доходов газодобывающих компаний, полученных в связи с опережающей индексацией оптовых цен на газ, поставляемый на внутренний рынок. При этом исчисление налога будет осуществляться той организацией, которая будет выбрана материнской компанией из состава группы компаний, добывающих газ.
Также Законом предусматривается продление применения льготного коэффициента К ПОДЗ к налоговой ставке по НДПИ при добыче кондиционных руд черных металлов подземным способом.
Комитет обращает внимание, что изменения, связанные с компенсацией выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с корректировкой демпфирующего механизма "обратного" акциза на нефтяное сырье, а также увеличение НДПИ при добыче газа и газового конденсата, сократит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций и, следовательно, приведет к уменьшению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источники компенсации которого не предусмотрены.
Кроме того, исчисление НДПИ при добыче газа налогоплательщиком, выбранным материнской компанией из состава всей группы компаний, может дополнительно увеличить выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций в том регионе, в котором такой налогоплательщик поставлен на налоговый учет.
В связи с этим необходимо проводить мониторинг изменения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в части снижения доходов от налога на прибыль организаций в результате изменения механизма взимания НДПИ при добыче углеводородного сырья и в случае их изменения предусмотреть соответствующую компенсацию.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.