Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 494749-8 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - проект федерального закона) разработан в целях повышения эффективности деятельности казенных предприятий.
Одним из проблемных на текущий момент вопросов деятельности казенных предприятий является невозможность осуществления ими заимствований в организациях, не являющихся кредитными организациями, в силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
В данной связи казенные предприятия не имеют возможности привлекать денежные средства на лучших рыночных условиях, в том числе займы, предоставляемые государственными корпорациями, головными организациями интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, государственными фондами развития промышленности, создаваемыми в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и специализированными организациями, созданными в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", являющимися государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации.
Данная ситуация приводит к значительным затруднениям при проработке вопросов развития этих предприятий, в том числе по реализации перспективных инвестиционных проектов, по недопущению снижения показателей экономической эффективности предприятий, а также по наращиванию выпуска продукции гражданского назначения.
Необходимо отметить, что казенные предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности.
В отличие от казенных предприятий пунктом 1 статьи 24 Закона N 161-ФЗ государственным или муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, предоставлено право осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей, а также в иных формах в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что согласно положениям статьи 1 и пункта 2 статьи 2 Закона N 161-ФЗ указанные предприятия, не являющиеся казенными, охватываются термином "государственное предприятие" и "муниципальное предприятие", а под термином "унитарное предприятие" понимаются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), проект федерального закона предусматривает предоставление этого права казенным предприятиям путем замены в пункте 1 статьи 24 Закона N 161-ФЗ слов "государственное или муниципальное" словом "унитарное".
В настоящее время законодательством в отношении практически всех организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, за исключением казенных предприятий, не установлены запреты на осуществление заимствований у организаций, не являющихся кредитными, в том числе в отношении государственных и бюджетных учреждений, которые не являются коммерческими и основная деятельность которых не направлена на извлечение прибыли.
Помимо этого, учитывая значительное повышение стоимости кредитных ресурсов, а также рост цен на сырье и материалы, принятие предлагаемых проектом федерального закона изменений позволит снизить риски срывов обязательств казенных предприятий по выполнению государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества путем обеспечения возможности привлечения заемных средств на лучших условиях, в том числе у государственных корпораций и головных организаций оборонно-промышленного комплекса для целей реализации государственного оборонного заказа, а также у АО "Рособоронэкспорт" для реализации экспортных поставок.
Проект федерального закона не оказывает влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в связи с его реализацией, а также не повлечет прекращения (отмены) действия других актов.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.