Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2023 г. N 5.1-01/3266
по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", принятому Государственной Думой 17 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 448554-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года с соблюдением срока, установленного Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 416-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (не позднее 1 октября 2023 года).
Подготовка Федерального закона осуществлялась с учетом необходимости достижения национальных целей развития, в том числе обеспечения социальной поддержки граждан, укрепления обороноспособности страны, дальнейшей интеграции новых регионов, а также технологического развития инфраструктуры.
В части 1 статьи 1 Федерального закона содержатся основные характеристики федерального бюджета на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 179 956 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 35 065 283 588,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 821 070 963,9 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 36 660 675 369,3 тыс. рублей.
С учетом планируемого превышения расходов федерального бюджета над доходами в 2024 году предусмотрен дефицит федерального бюджета в сумме 1 595 391 781,2 тыс. рублей.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2024 году являются государственные заимствования Российской Федерации и средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ). В 2024 году объем государственного долга Российской Федерации предусмотрен в размере 32 502,5 млрд. рублей. На начало 2024 года объем средств ФНБ составит 12 177,8 млрд. рублей.
В структуре расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 14 национальных проектов (программ) и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, общий объем которых в 2024 году составит 2 936,4 млрд. рублей (включая новый национальный проект "Безпилотные авиационные системы"). На реализацию государственных программ Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 24 289,4 млрд. рублей (приложения N 12 и N 13 к пояснительной записке к законопроекту).
В целях поддержки региональных бюджетов и реализации задач, поставленных в документах стратегического планирования, из федерального бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты. В 2024 году их объем составит 3 224,8 млрд. рублей, в том числе дотаций - 1 253,5 млрд. рублей, субсидий - 1 632,6 млрд. рублей, субвенций - 313,8 млрд. рублей, иных межбюджетных трансфертов (125,9 млрд. рублей) (приложение 29 к Федеральному закону).
Федеральным законом (статья 11) предусмотрена возможность предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме до 175 млрд. рублей с взиманием платы в размере 3 процента годовых, а также бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета с взиманием платы в размере 0,1 процента годовых.
Федеральный закон (статья 5) устанавливает особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также определяет перечень целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
Федеральный закон (часть 5 статьи 7) не предусматривает бюджетные ассигнования на индексацию в 2024 году должностных окладов судей, фонда оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окладов месячного денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы.
В Федеральном законе (статья 21) закреплен перечень оснований для внесения в 2024 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета с указанием объемов зарезервированных бюджетных ассигнований. К числу новых направлений использования зарезервированных средств относятся, в том числе: реализация решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства; осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации; поддержка льготных категорий граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ по социальной газификации (догазификации).
Федеральный закон (части 5, 6, 10 - 14 статьи 21) определяет направления использования остатков имущественных взносов Российской Федерации, взносов в уставные капиталы отдельных юридических лиц (например, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", акционерного общества "КАВКАЗ .РФ", акционерного общества "Россети Ленэнерго", акционерного общества "Россети Янтарь", акционерного общества "Крымэнерго").
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации вступает в силу с 1 января 2024 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "а" (федеральный бюджет) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 4 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.