Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2023 г. N 5.1-01/3268
по Федеральному закону "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", принятому Государственной Думой 17 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 448555-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года, принят Государственной Думой в первом чтении 26 октября 2023 года, во втором чтении - 15 ноября 2023 года.
Федеральный закон регулирует бюджетные отношения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и утверждает основные характеристики бюджета Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Бюджет Фонда разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учётом исполнения Фондом функций и задач, установленных Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2026 года по базовому варианту.
Проект Федерального закона был внесен на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года в соответствии с пунктом 5 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (N 448554-8) с соблюдением срока, установленного Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (не позднее 1 октября 2023 года).
В 2024 году прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составит 16 019 337 988,7 тыс. рублей, а общий объем расходов бюджета Фонда - 16 178 128 917,1 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета Фонда составит 158 790 928,4 тыс. рублей, из них объем дефицита бюджета Фонда по обязательному пенсионному страхованию - 233 627 025,8 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части переданных полномочий - 117 400,5 тыс. рублей, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 32 386 190,3 тыс. рублей, в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 63 351 761,8 тыс. рублей.
Прогнозируемые общие объемы доходов и расходов Фонда на плановый период 2025 года составят соответственно 16 413 757 419,6 тыс. рублей и 16 293 732 276,3 тыс. рублей; на плановый период 2026 года - соответственно 17 386 760 921,3 тыс. рублей и 17 255 482 734,8 тыс. рублей. Объем профицита бюджета Фонда на 2025 год составит 120 025 143,3 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда на 2026 год - 131 278 186,5 тыс. рублей.
Бюджет Фонда на 2024 - 2026 годы сформирован с учётом расходов на социальные обязательства по выплате пенсий, пособий, социальных выплат, различных мер поддержки семей с детьми гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области; создания целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей путем выплаты Фондом единого пособия, предоставления добровольцам (волонтёрам) компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью при осуществлении ими добровольческой (волонтерской) деятельности на территориях новых субъектов Российской Федерации, а также расходов на дополнительные социальные гарантии лицам, направленным (командированным) для выполнения работы на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом о бюджете. Поскольку Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, то в соответствии с указанным порядком датой его вступления в силу является 1 января 2024 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные пунктами "а" (федеральный бюджет) и "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 4 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.