Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 ноября 2023 г. N 3.5-02/2571
по Федеральному закону "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
(проект N 448555-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2023 года, комитет отмечает следующее.
При формировании бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) учтены изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации и применяемые с 1 января 2024 года.
Формирование доходов бюджета Фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2024 - 2026 годы определено в размере 30% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% с сумм выплат, превышающих единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов, с учетом норматива в размере 72,8% на обязательное пенсионное страхование и в размере 8,9% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На 2024 год единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций на соответствующий финансовый год (в 2024 году - 80 618 рублей). Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов нарастающим итогом с начала расчетного периода составит в 2024 году 2 225 000 рублей (в 2023 году - 1 917 000 рублей), в 2025 году - 2 377 000 рублей, в 2026 году - 2 530 000 рублей.
По данным Фонда, увеличение предельной величины базы для исчисления страховых взносов в 2024 году позволит увеличить максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (при средней продолжительности больничного 11 дней) начиная с 2024 года (при начислении пособия по временной нетрудоспособности учитывается заработная плата за 2 предыдущих года) в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом. Размер указанного пособия составит в 2024 году 44 437 рублей, в 2025 году - 62 414 рублей, в 2026 году - 69 345 рублей.
Наравне с этим комитет ранее отмечал, что применение повышающего коэффициента 2,3 при определении в 2023 году единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов повлияет на снижение формируемых пенсионных прав граждан. Повышающий коэффициент, величина которого с 2017 года ежегодно увеличивалась (с 1,9 до 2,3), установлен статьей 421 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5.1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и примененного к нему коэффициента 2,3. Таким образом, в 2024 году также подлежит применению повышающий коэффициент при определении предельной базы для исчисления страховых взносов, а, соответственно, указанная динамика снижения пенсионных прав продолжится. В целях формирования влияющих на размер пенсии пенсионных баллов в текущем году не ниже их размера в предыдущем году необходимо, чтобы размер фактических заработных плат граждан повышался на аналогичный процент повышения единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов. В связи с этим требуется дополнительная проработка механизма формирования пенсионных баллов.
Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов сохраняются пониженные тарифы.
Так, для плательщиков, осуществляющих предпринимательскую или иную профессиональную деятельность, поставленных на учет в налоговых органах на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее - ДНР, ЛНР), Запорожской области и Херсонской области и осуществляющих деятельность в указанных субъектах Российской Федерации с 2023 года, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, предусмотрена в совокупном фиксированном размере: за 2024 год - 25 200 рублей (в 2023 году - 14 400 рублей), за 2025 год - 36 000 рублей, а начиная с 2026 года - в общем установленном порядке.
Также начиная с 2023 года главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в совокупном фиксированном размере, который определяется как произведение совокупного фиксированного размера страховых взносов и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Плательщики, осуществляющие предпринимательскую или иную профессиональную деятельность, в 2024 году уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 49 500 рублей (в 2023 году - 45 842 рублей), если доходы за расчетный период не превысят 300 000 рублей. В случае превышения дополнительно подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от доходов, превышающих 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 277 571 рубля за расчетный период 2024 года.
Бюджет Фонда сформирован с учетом расходов на социальные обязательства по выплате пенсий, пособий социальных выплат, различных мер поддержки семей с детьми гражданам ДНР, ЛНР, Херсонской области, Запорожской области.
Кроме того, предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с предоставлением компенсации добровольцам (волонтерам) в случае причинения вреда их жизни или здоровью при осуществлении ими добровольческой (волонтерской) деятельности, а также осуществление расходов на дополнительные социальные гарантии лицам, направленным (командированным), выполняющим работы на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской области, Запорожской области.
С 2024 года начинает действовать программа формирования долгосрочных сбережений за счет личных средств граждан, средств пенсионных накоплений, сформированных в системе обязательного пенсионного страхования, переведенных в состав средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, а также средств государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений в виде дополнительных стимулирующих взносов (не более 36 тыс. рублей в год), предоставляемых в текущем календарном году физическим лицам, уплатившим в предыдущем календарном году сберегательные взносы в сумме не менее 2 тыс. рублей.
Предусматривается распространение системы гарантирования прав участников пенсионных программ на формируемые гражданами долгосрочные пенсионные сбережения. Предельный размер гарантий для каждого физического лица в случае банкротства или аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда увеличен в 2 раза (до 2,8 млн рублей). Для граждан, принявших решение о переводе средств пенсионных накоплений в качестве взносов по договору долгосрочных сбережений, а также граждан, в пользу которых осуществлялась дополнительная финансовая стимулирующая поддержка государства, размер гарантий дополнительно увеличен на сумму соответствующих средств.
Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" с 2026 года будет прекращена. При этом в случае перевода застрахованным лицом начиная с 2024 года средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений уплата дополнительных страховых взносов будет прекращена.
В целях создания целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей Фондом осуществляется выплата единого пособия, объединившая в себе следующие меры социальной поддержки граждан: ежемесячные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Бюджетом Фонда предусмотрено осуществление расходов на оплату дополнительных выходных дней работающих родителей детей-инвалидов в связи с возникшим правом однократного использования в течение календарного года до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Параметры бюджета Фонда сформированы на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов от 8 сентября 2023 года (базовый вариант), подготовленного Минэкономразвития России (далее - прогноз социально-экономического развития Российской Федерации), в том числе:
фонда заработной платы в 2024 году - 42 364 млрд рублей (в 2023 году - 38 159 млрд рублей), в 2025 году - 45 459 млрд рублей, в 2026 году - 48 755 млрд рублей;
среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника в 2024 году - 80 618 рублей (в 2023 году - 73 412 рублей), в 2025 году - 86 124 рубля, в 2026 году - 91 669 рублей;
индекса потребительских цен (к декабрю) в 2024 году - 104,5% (в 2023 году - 107,5%), в 2025 - 2026 годах - 104%;
величины прожиточного минимума пенсионера в 2024 году - 13 290 рублей (в 2023 году - 12 363 рубля), в 2025 году - 14 554 рубля, в 2026 году - 16 056 рублей;
прогноза рождаемости в 2024 году - 1 171,7 тыс. человек (в 2023 году
-1 244,5 тыс. человек), в 2025 году - 1 153,1 тыс. человек, в 2024 году - 1 143,1 тыс. человек.
Бюджет Фонда сформирован по доходам в 2024 году в сумме 16 019,3 млрд рублей (в 2023 году - 13 711,2 млрд рублей), в 2025 году - 16 413,8 млрд рублей, в 2026 году - 17 386,8 млрд рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в числе которых:
доходы на обязательное пенсионное страхование в 2024 году в сумме 10 537,8 млрд рублей (в 2023 году - 9 047,9 млрд рублей), в 2025 году - 10 626,2 млрд рублей, в 2026 году - 11 061,5 млрд рублей;
доходы на обязательное социальное страхование в 2024 году в сумме 1 135,4 млрд рублей (в 2023 году - 929,9 млрд рублей), в 2025 году - 1 195,4 млрд рублей, в 2026 году - 1 281,9 млрд рублей;
доходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2024 году в сумме 225,1 млрд рублей (в 2023 году - 185,8 млрд рублей), в 2025 году - 243,9 млрд рублей, в 2026 году - 262,8 млрд рублей.
Объем доходов бюджета Фонда на накопительную составляющую предусмотрен в 2024 году в сумме 96,9 млрд рублей (в 2023 году - 81,6 млрд рублей), в 2025 году - 99,2 млрд рублей, в 2026 году - 101,6 млрд рублей.
Доходы бюджета Фонда от размещения временно свободных средств, сформированных за счет поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотрены в 2024 году в размере 5,2 млрд рублей (2023 году - 3,5 млрд рублей), в 2025 году - 8 млрд рублей, в 2026 году - 9,8 млрд рублей.
Доходы бюджета Фонда от размещения средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию предусмотрены в 2024 году в размере 19,1 млрд рублей (в 2023 году - 14,6 млрд рублей), в 2025 году - 17,5 млрд рублей, в 2026 году - 15,1 млрд рублей.
В доходной части бюджета Фонда учтены также доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных в Фонд управляющими компаниями, в 2024 году в размере 65,8 млрд рублей (в 2023 году - 54,4 млрд рублей), в 2025 году - 69,7 млрд рублей, в 2026 году - 75,9 млрд рублей.
Рост доходов бюджета Фонда обусловлен в основном увеличением поступлений страховых взносов, рассчитанных исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, увеличением объемов бюджетных ассигнований из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда.
Расходы бюджета Фонда определены в 2024 году в сумме 16 178,1 млрд рублей (в 2023 году - 13 541,3 млрд рублей), в 2025 году - 16 293,7 млрд рублей, в 2026 году - 17 255,5 млрд рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в числе которых:
расходы на обязательное пенсионное страхование в 2024 году в сумме 10 771,4 млрд рублей (в 2023 году - 9 060,7 млрд рублей), в 2025 году - 10 626,2 млрд рублей, в 2026 году - 11 061,5 млрд рублей;
расходы на обязательное социальное страхование в 2024 году в сумме 1 167,8 млрд рублей (в 2023 году - 838,2 млрд рублей), в 2025 году - 1 190,3 млрд рублей, в 2026 году - 1 271,3 млрд рублей;
расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2024 году в сумме 161.8 млрд рублей (в 2023 году - 129,7 млрд рублей), в 2025 году - 171,3 млрд рублей, в 2026 году - 181,5 млрд рублей.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда предусмотрены в 2024 году в сумме 52,9 млрд рублей (в 2023 году - 46.6 млрд рублей), в 2025 году - 56,9 млрд рублей, в 2026 году - 62,1 млрд рублей.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2024 году 5 425,9 млрд рублей, (в 2023 году - 5 076,2 млрд рублей), в 2025 году - 5 288,66 млрд рублей, в 2026 году - 5 416,78 млрд рублей, в том числе на:
компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей в 2024 году - 788,4 млрд рублей (в 2023 году - 594,5 млрд рублей), 2025 году - 451,1 млрд рублей, в 2026 году - 232,0 млрд рублей;
компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2024 году - 96,4 млрд рублей (в 2023 году - 72.7 млрд рублей), в 2025 году - 101,8 млрд рублей, в 2025 году - 109,2 млрд рублей.
Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования определены в 2024 году в объеме 108.9 млрд рублей (в 2023 году - 15,2 млрд рублей), в 2025 году - 108,7 млрд рублей, в 2026 году - 108,6 млрд рублей. Существенное увеличение объема межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования обусловлено осуществлением установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" специальных социальных выплат отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, предусмотренных в 2024 - 2026 годах в объеме 96,3 млрд рублей ежегодно.
Бюджет Фонда на 2024 году предусмотрен с дефицитом в объеме 158,8 млрд рублей и с профицитом в 2025 - 2026 годах в сумме 120,0 млрд рублей и 131,3 млрд рублей соответственно. Покрытие дефицита бюджета Фонда предусмотрено в 2024 году за счет остатков средств бюджета Фонда на начало периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
В 2024 году предусмотрен дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 32,4 млрд рублей, а в 2025 - 2026 годах указанный показатель определен с профицитом в сумме 5,1 млрд рублей и 10,6 млрд рублей соответственно.
Бюджет Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2024-2026 годах определен с профицитом и составит 63,4 млрд рублей, 72,6 млрд рублей и 81,3 млрд рублей соответственно.
Наибольшая доля расходов бюджета Фонда приходится на обязательное пенсионное страхование.
В нижепредставленной таблице приведена динамика численности пенсионеров.
Численность пенсионеров, получающих пенсии через территориальные органы Фонда
(тыс. человек) | ||||
|
Отчет |
Прогноз на 2024 год |
||
на начало 2023 года |
на начало 2024 года |
на начало 2025 года |
увеличение/ уменьшение численности пенсионеров за 2024 год |
|
Всего пенсионеров в том числе: |
41 775,3 |
42 902,5 |
43 471,0 |
+568,5 |
пенсионеров - получателей страховой пенсии* из них: |
37 873,7 |
38 931,5 |
39 427,9 |
+496,4 |
пенсионеров - получателей накопительной пенсии |
107,0 |
209,9 |
286,1 |
+76,2 |
пенсионеров - получателей срочной пенсионной выплаты |
41,4 |
48,2 |
51,6 |
+3,4 |
пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению из них: |
3 901,6 |
3 971,0 |
4 043,1 |
+72,1 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
3 360,6 |
3 416,2 |
3 472,7 |
+56,5 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой пенсии по старости |
780,9 |
781,3 |
781,7 |
+0,4 |
По данным Счетной палаты Российской Федерации, за период с января 2019 года (с начала постепенного увеличения пенсионного возраста) по июнь 2022 года число пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии, сократилось на 2 027,0 тыс. человек, или на 5,1% (с 40 117,6 тыс. человек до 38 090,6 тыс. человек). В 2023 году наблюдалось увеличение численности пенсионеров указанной категории, численность которых по состоянию на начало 2024 год составила 38 931,5 тыс. человек. В 2024 году отмечается сохранение динамики увеличения численности указанной категории пенсионеров на 496,4 тыс. человек. Также увеличится в 2024 году численность пенсионеров, являющихся получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на 72,1 тыс. человек. Кроме того, сохраняется динамика увеличения численности военных пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости, на 0,4 тыс. человек. Увеличение численности пенсионеров обусловлено в основном учетом граждан в ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области.
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января 2024 года определена по уровню инфляции 2023 года - 7,5%. С 1 января 2024 года фиксированная выплата к страховой пенсии определена в размере 8 134,88 рублей. В 2025 - 2026 годах индексация страховых пенсий будет осуществлена с 1 февраля на 4,5% и 4% и с 1 апреля - на 2,2% и 2,3% соответственно.
Следует отметить, что индексация страховых пенсий предусмотрена в отношении неработающих пенсионеров, пенсии работающим пенсионерам с 2016 года не индексируются. При этом с 2015 года максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете пенсий работающим пенсионерам ограничено тремя индивидуальными пенсионными коэффициентами. По причине неосуществления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам стоимость пенсионного коэффициента на момент перерасчета остается установленной на дату последней индексации пенсии. Таким образом, в отношении работающих пенсионеров действует двойное ограничение на повышение пенсии. В связи с этим комитет поддерживает ранее обозначенное Счетной палатой Российской Федерации предложение о снятии ограничения в три индивидуальных пенсионных коэффициента для работающих пенсионеров при проведении им перерасчета за счет уплаченных в отношении них страховых взносов.
На выплату страховой пенсии из бюджета Фонда предусмотрено в 2024 году - 9 993,5 млрд рублей, в 2025 году - 10 407,6 млрд рублей, в 2026 году - 10 838,5 млрд рублей.
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению определена с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2024 год - 7,5%, 2025 год - 9,5%, 2026 год - 10,3%).
Индексация ежемесячных денежных выплат, пособий, компенсаций отдельным категориям граждан с 1 февраля определена в 2024 году 7,5%, в 2025 году - 4,5%, в 2026 году - 4,0%.
Бюджетные ассигнования на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составят в 2024 году 719,0 млрд рублей, в 2025 году - 795,5 млрд рублей, в 2026 году - 889,3 млрд рублей.
Осуществление федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ФСД) производится неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Расходы бюджета Фонда на ФСД предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и определены с учетом прогнозируемой величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации, рассчитанной с применением коэффициента региональной дифференциации. Объем расходов на ФСД составит в 2024 году 133,9 млрд рублей, в 2025 году - 148,4 млрд рублей, в 2026 году - 170,2 млрд рублей. Численность получателей ФСД предусмотрена в 2024 - 2026 годах в количестве 2,9 млн человек ежегодно. Выплата ФСД будет осуществляться в 60 субъектах Российской Федерации с учетом принятых в состав Российской Федерации территорий.
Расходы на выплату накопительной пенсии составят в 2024 году 4,04 млрд рублей, в 2025 году - 6,52 млрд рублей, в 2026 году - 9,34 млрд рублей. Планируемое количество получателей в 2024 году составит 209,9 тыс. человек, в 2025 году - 286,1 тыс. человек, в 2026 году - 363,2 тыс. человек.
Расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты составят в 2024 году 1,4 млрд рублей, в 2025 году - 1,6 млрд рублей, в 2026 году - 1,8 млрд рублей. Планируемое количество получателей в 2024 году составит 48,2 тыс. человек, в 2025 году - 51,6 тыс. человек, в 2026 году - 55,1 тыс. человек.
Расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений составят в 2024 году 36,4 млрд рублей, в 2025 году - 37,8 млрд рублей, в 2026 году - 40,2 млрд рублей. Планируемое количество получателей в 2024 году составит 715,3 тыс. человек, в 2025 году - 718,1 тыс. человек, в 2026 году - 749,7 тыс. человек.
При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении в Государственной Думе была принята внесенная депутатами Государственной Думы поправка, предусматривающая направление Фондом в 2024 году остатков субвенций из бюджетов ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, образовавшихся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2024 года в результате неполного их использования на выплату пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством указанных субъектов Российской Федерации, на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
Всего на охрану семьи и детства в бюджете Фонда предусмотрено в 2024 году - 2,2 трлн рублей, в 2025 году - 2,3 трлн рублей, в 2026 году - 2,6 трлн рублей.
На предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК) расходы определены с учетом численности родившихся первых и последующих детей и составят в 2024 году 495,1 млрд рублей (исходя из ожидаемого количества обращений - 1 063,7 тыс. человек), в 2025 году - 14 530,9 млрд рублей (1 067,9 тыс. человек), в 2026 году - 565,5 млрд рублей (1 070,8 тыс. человек), включая расходы на предоставление МСК гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами Российской Федерации.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности составят в 2024 году 678,4 млрд рублей на оплату 456,77 млн дней; в 2025 год -703,3 млрд рублей на оплату 401,71 млн дней, на 2026 год - 754,4 млрд рублей на оплату 398,63 млн дней. Снижение прогнозных показателей по количеству дней временной нетрудоспособности, по данным Фонда, обусловлено планируемой стабилизацией эпидемиологической обстановки.
На выплату пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет расходы бюджета Фонда составят в 2024 году 4,2 млрд рублей, в 2025 году - 5,0 млрд рублей, в 2026 году - 5,4 млрд рублей.
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий), осуществляемые за счет средств федерального бюджета, определены без учета роста инфляции и составят в 2024 году (с увеличением по сравнению с 2023 годом - 42,3 млрд рублей) 55,8 млрд рублей, в 2025 году - 55,9 млрд рублей, в 2026 году - 56,0 млрд рублей. При этом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации Фондом будет осуществляться во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области. Дополнительные средства, выделенные в 2023 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в объеме 17,0 млрд рублей, позволят снизить задолженность перед инвалидами. При этом комитет считает, что в случае образования задолженности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации по состоянию на 31 декабря 2023 года целесообразно рассмотреть вопрос выделения дополнительных средств из федерального бюджета в целях недопущения переноса на 2024 год указанной задолженности, которая может негативно повлиять на выполнение Фондом обязательств перед указанной категорией лиц. Также в целях недопущения формирования задолженности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в 2024 году требуется осуществление Фондом мониторинга достаточности средств на указанные цели.
В 2024 - 2026 годах предусмотрено увеличение на 100 млн рублей бюджетных ассигнований из федерального бюджета на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронного сертификата, предоставление которых начато с 2022 года. Совокупный объем расходов на реализацию указанных услуг запланирован в размере 300,0 млн рублей ежегодно.
В 2024 - 2026 годах по сравнению с 2023 годом предусмотрено увеличение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Фонда на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которые составят в 2024 году - 8,2 млрд рублей (в 2023 году - 7,0 млрд рублей), в 2025 году - 8,5 млрд рублей, в 2026 году - 8,8 млрд рублей. Увеличение расходов Фонда на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2024 году по сравнению с 2023 годом позволит дополнительно обеспечить не менее 25 тыс. человек, а в целом указанной услугой, по данным Фонда, смогут воспользоваться в 2024 году 200 тыс. человек. При этом отмечается, что, по прогнозным данным, в очереди на получение путевок указанной категорией граждан по состоянию на 1 января 2024 года ожидается 480 тыс. человек. Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что для оплаты путевки на санаторно-курортное лечение 1 гражданина привлекаются средства из ежемесячных денежных выплат 14 граждан льготной категории. Таким образом, данное увеличение объема расходов бюджета Фонда является недостаточным и требует применения мер по совершенствованию механизма реализации прав отдельных категорий граждан на получение указанной государственной социальной помощи, о чем комитет неоднократно указывал в ходе обсуждения данного вопроса.
Отмечается увеличение расходов на реализацию концепции "Социальное казначейство" и интеграцию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, а также ранее размещенных в Федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" данных с Государственной информационной системой "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", объем которых в 2024 году составит 6,7 млрд рублей (в 2023 году - 3,9 млрд рублей), в 2025 году - 5,2 млрд рублей, в 2026 году - 6,5 млрд рублей. При этом Счетная палата Российской Федерации обращает внимание на возникновение рисков несвоевременного преставления Минцифры России Фонду доступа к государственной единой облачной платформе для Единой государственной информационной системы социального обеспечения и ее инфраструктуры, а также нарушения срока ввода в эксплуатацию первой очереди Государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" во всех регионах Российской Федерации с 1 января 2024 года.
Также отмечается увеличение расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов, совокупный объем которых запланирован в 2024 году в размере 199,1 млрд рублей (в 2023 году - 179,9 млрд рублей), в 2025 году - 206,0 млрд рублей, в 2026 году - 205,4 млрд рублей. Их доля в общем объеме расходов в 2024 - 2025 годах составит 1,3%, в 2026 году - 1,2%.
Исходя из вышеизложенного, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.