Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 496195-8 "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, а также строительства и реконструкции садовых и жилых домов.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса).
При этом в соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный Закон N 218-ФЗ) до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.
Следует отметить, что на такие объекты зачастую отсутствует необходимая разрешительная документация, соответствующая требованиям действующего градостроительного законодательства, в связи с чем после 1 января 2024 года зарегистрировать права на указанные объекты будет возможно только по решению суда, при условии наличия возможности подтверждения их соответствия строительным нормам и правилам.
При этом не всеми садоводческим и огородническими некоммерческими товариществами была реализована возможность по оформлению прав в "упрощенном порядке" на такие объекты, в том числе в связи отсутствием оформленных прав на земельные участки, на которых такие объекты расположены.
В частности, следует отметить, что до 1 марта 2031 года продлен срок действия упрощенного порядка бесплатной приватизации земельных участков, включая земельные участки общего назначения, членами некоммерческих организаций, предусмотренного статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В целях обеспечения завершения оформления прав на имущество общего пользования садоводческих и огородническим некоммерческих товариществ разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственном регистрации недвижимости" (далее - законопроект), предусматривающий продление возможности оформления прав на такие объекты недвижимости в "упрощенном порядке", установленном частью 10 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, до 1 марта 2023 г.
Реализация положений законопроекта обеспечит необходимую правопреемственность по ранее возникшим правоотношениям, а также окажет положительное влияние на динамику развития гражданского оборота недвижимости.
Законопроект не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Реализация законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.