Заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики
на проект законодательной инициативы Законодательного собрания Ленинградской области N 8-272 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года"
Досье на проект федерального закона
По результатам рассмотрения указанного проекта законодательной инициативы (далее - законопроект), Комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики (далее - Комиссия) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что проживающие на территории Российской Федерации родители (опекуны, попечители) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и осваивающего общеобразовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, имеют право на получение один раз в год денежной выплаты в связи с началом учебного года в размере 15 000 рублей.
Законопроектом также устанавливается, что ежегодная выплата подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Отмечая заслуживающую внимания направленность законопроекта в части повышения мер социальной поддержки родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно законопроекту, для предоставления права на получение ежегодной выплаты, помимо наличия ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и осваивающего общеобразовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, к родителям (опекунам, попечителям) предъявляется единственное требование - проживание на территории Российской Федерации.
Таким образом, предоставлять указанную выплату семьям с детьми предлагается без применения принципа адресности, вне зависимости от степени нуждаемости каждой конкретной семьи в такой материальной помощи при подготовке детей к новому учебному году.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно статьям 26 и 28 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями для несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются родители, усыновители или попечители.
Согласно части 4 статьи 155.1. Семейного кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей опекуна или попечителя ребенка, находящегося в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет возлагается на органы опеки и попечительства. В соответствии с частью 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
В силу указанных обстоятельств, предлагаемая законопроектом выплата будет предоставлена не всем детям, осваивающим основные общеобразовательные программы. За рамками возможности получения выплат остаются усыновленные дети, а также наиболее нуждающиеся обучающиеся, в частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Следует обратить внимание, что в законопроекте отсутствует дополнительная конкретизация условий получения денежной выплаты, что может привести к рискам получения указанной выплаты лицами, не принимающими участия в воспитании и содержании ребенка. Кроме того, не предусмотрен какой-либо механизм контроля за использованием средств денежной выплаты в связи с началом учебного года на цели, заявленные законопроектом.
Законопроектом предусматривается, что для получения денежной выплаты родители (опекуны, попечители) вправе подать соответствующее заявление и другие необходимые документы, перечень которых в законопроекте не приведен.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, на его реализацию потребуются дополнительные расходы федерального бюджета (около 282 миллиарда рублей в год), которые авторами предлагается использовать из средств Фонда национального благосостояния. Такой подход не соотносится с целями использования Фонда национального благосостояния, закрепленными в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также не согласуется с требованиями пункта 1 статьи 83 указанного кодекса.
Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе в настоящее время находится аналогичный рассматриваемому проект федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, Б.Р. Пайкиным, а также И.В. Лебедевым, А.Н. Свинцовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и С.Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации.
Необходимо отметить, что на указанный проект федерального закона поступили отрицательные отзывы Комитета Государственной Думы по образованию и науке (соисполнитель), Комитета Совета Федерации по социальной политике, Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, в которых высказываются замечания, аналогичные вышеизложенным. Кроме того, ответственный Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона N 1157337-7.
Дополнительно обращаем внимание, что ранее Комиссия рассматривала аналогичные законодательные инициативы и рекомендовала авторам не вносить их на рассмотрение в Государственную Думу (N 8-194, 8-195, 8-197, 8-205, 8-208, 8-224).
Кроме того, на рассмотрении Комиссии в настоящее время находится несколько аналогичных проектов законодательных инициатив 1.
Представляется, что авторам законопроекта перед принятием решения о целесообразности внесения проекта законодательной инициативы на рассмотрение в Государственную Думу необходимо его доработать и получить заключение Правительства Российской Федерации.
Аналогичная позиция о необходимости доработки законопроекта высказывается председателем Комитета Совета Федерации по социальной политике.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания по законопроекту.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что законопроект направлен на улучшение материального положения семей, имеющих детей, что само по себе замечаний правового характера не вызывает.
Вместе с тем отмечается, что в целях обеспечения равных прав законных представителей детей и во избежание неоднозначного толкования проектируемых положений предусмотренные законопроектом категории получателей ежегодной выплаты (родители, опекуны, попечители) следует дополнить усыновителями.
Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что социальная направленность законопроекта заслуживает внимания.
При этом указывается, что помимо необходимости проживания на территории Российской Федерации законопроектом не определены иные требования к получателям денежной выплаты. Отсутствие конкретных условий получения указанных средств может повлечь нецелевое использование средств, а также риски получения выплаты лицами, не принимающими участия в воспитании и содержании ребёнка.
Также отмечается, что согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту Фонд национального благосостояния может стать источником дополнительных расходов бюджета на указанную выплату. Однако цели создания фонда (обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) не соотносятся с целями законопроекта.
Председатель Законодательного Собрания Камчатского края поддерживает законопроект без замечаний.
Председатель Ивановской областной Думы указывает на ряд замечаний по законопроекту, также отмечается, что депутатами Государственной Думы внесен на рассмотрение в Государственную Думу еще один схожий по содержанию законопроект (N 181878-8).
На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Законодательному собранию Ленинградской области не вносить в предложенной редакции на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 8-272 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что настоящий отзыв не может препятствовать Законодательному собранию Ленинградской области в реализации права законодательной инициативы и принятию решения о внесении подготовленного законопроекта в Государственную Думу.
Председатель Комиссии, |
М.А. Дмитриева |
------------------------------
1 N 8-236, 8-241, 8-260.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.