Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в три действующих нормативных правовых акта, а именно в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности", в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Как следует из пояснительной записки, законопроектом предлагается уточнение действующего порядка наполнения федерального фонда данных ДЗЗ из космоса (далее - Фонд) с государственных и негосударственных космических аппаратов ДЗЗ, предоставление данных ДЗЗ из космоса из Фонда потребителям (пользователям) на платной основе, в том числе органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления, предоставление Госкорпорации "Роскосмос" полномочий единственного поставщика данных ДЗЗ из космоса для государственных и муниципальных заказчиков по выполнению работ и оказанию услуг по обеспечению данными ДЗЗ из космоса и продуктами ДЗЗ из космоса.
Кроме того, законопроектом вводится определение термина "продукты дистанционного зондирования Земли из космоса (материалы, полученные в результате обработки первичных данных)" как обработанные данные, полученные в результате их геопривязки, радиометрической и геометрической коррекции, а также дополнительной обработки.
Следует отметить, что в настоящее время основные нормативные правовые положения в области ДЗЗ из космоса содержатся в Законе Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности", которым ДЗЗ отнесено к одному из направлений космической деятельности, введены (с июня 2018 г.) основные положения о "Федеральном фонде данных ДЗЗ из космоса" (далее - Фонд), включая:
определение термина "данные ДЗЗ из космоса";
разграничение данных ДЗЗ из космоса и пространственных данных;
состав данных, включаемых в Фонд (1 - данные со всех государственных космических аппаратов (КА); 2 - данные с негосударственных КА, закупаемые уполномоченным органом; 3 - копии данных с негосударственных КА, закупаемые федеральными органами исполнительной власти и другими государственными структурами);
бесплатное представление данных ДЗЗ из Фонда для федеральных органов исполнительной власти и других государственных структур;
предоставление данных из Фонда за плату для прочих потребителей;
определение Госкорпорации "Роскосмос" оператором Фонда.
Комитетом законопроект рассмотрен с точки зрения его влияния на развитие промышленности в сфере космической деятельности.
Комитет отмечает, что последние пять лет в Российской Федерации реализуются инициативы частных коммерческих компаний по созданию негосударственных космических систем ДЗЗ из космоса. В январе 2023 года данные инициативы были объединены в общую программу - Дорожную карту "Перспективные космические системы и сервисы", согласованную с одной стороны Правительством Российской Федерации и с другой стороны коммерческими предприятиями - инициаторами создания негосударственных систем ДЗЗ из космоса.
Кроме того, в соответствии с пунктом "а" части 7 раздела III "Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года" (далее - Основы), утвержденных Президентом Российской Федерации 14.01.2014 N Пр-51, государственными интересами Российской Федерации в области использования результатов космической деятельности является конкурентоспособное развитие Российской Федерации и ее субъектов, а в соответствии с пунктом "в" части 9 раздела IV Основ, принципом государственной политики в области использования результатов космической деятельности является формирование и развитие конкурентной среды в области использования результатов космической деятельности, в том числе за счет вовлечения в данную сферу предприятий малого и среднего бизнеса.
Комитет отмечает, что концепция законопроекта не в полной мере соответствует указанным решениям Президента Российской Федерации и Дорожной карте. В связи с тем, что закупка у единственного поставщика является неконкурентной процедурой, необходимо детальное рассмотрение с учетом текущей ситуации в экономике вопросов стратегического планирования в сфере космической деятельности и вопросов выбора приоритетов развития с учетом актуальных мировых тенденций развития космической промышленности.
При этом зарубежный опыт показывает, что перспективные технологии в сфере космической промышленности были созданы и реализованы негосударственными компаниями (переход от стапельной сборки спутников к конвейерной, выпуск большого количества малых космических аппаратов вместо единиц дорогостоящих).
Кроме того, как и в 2018 году, окончательно не решен вопрос об условиях передачи данных ДЗЗ в Фонд коммерческими операторами.
Так как на основании статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 5 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация в виде снимков Земли из космоса принадлежит собственнику (оператору) космического аппарата ДЗЗ.
При этом положениями законопроекта предусмотрено последующее использование этих данных оператором Фонда - Госкорпорацией "Роскосмос", что на практике может оказать существенное влияние на предмет бизнеса для коммерческих юридических лиц.
В условиях когда, в отличие от действующего нормативно-правового регулирования, данные из Фонда будут предоставляться на платной основе, указанный вопрос приобретет особую актуальность.
Указанные замечания необходимо рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле поддерживает проект федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.