Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 499739-8 "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 1 разработан в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N 872 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637", в соответствии с которым введен институт репатриации соотечественников.
Разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью дополнения Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 2 положениями об упрощенном порядке выдачи вида на жительство иностранному гражданину - репатрианту, получившему статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию о соотечественников, проживающих за рубежом 3, и иностранному гражданину, получившему статус члена семьи участника Государственной программы - репатрианта.
------------------------------
1 Далее соответственно - "проект федерального закона", "законопроект".
2 Далее - "Федеральный закон N 115-ФЗ".
3 Далее - "Государственная программа".
------------------------------
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить действующую редакцию пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ, регламентирующего выдачу вида на жительство без получения разрешения на временное проживание, подпунктами 21 и 22, распространяющим это право на указанных иностранных граждан.
Также законопроектом указанная статья дополняется пунктами 5.2 - 5.3, предусматривающими для названной категории соотечественников следующие условия:
заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве, в котором было подано заявление об участии в Государственной программе;
вид на жительство выдается территориальным МВД России, по субъекту Российской Федерации, выбранному для переселения в рамках Государственной программы, после прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и представления медицинских документов, подтверждающих отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Одновременно проектом федерального закона предлагается скорректировать положения статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ в части аннулирования вида на жительство, выданного иностранному гражданину, получившему статус участника Государственной программы или статус члена семьи участника Государственной программы, в случае утраты соответствующего статуса.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение иных целей, не упомянутых в законопроекте, государственных программ Российской Федерации.
Предусмотренный законопроектом отлагательный срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обусловлен необходимостью разработки корреспондирующих ему нормативных правовых актов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует принятия и внесения изменений в федеральные законы, а также их приостановления или признания утратившими силу.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребуется:
1. Издание приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Необходимость подготовки нового приказа МВД России обусловлена потребностью приведения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в соответствие с положениями Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является порядок выдачи вида на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим право на его получение без оформления разрешения на временное проживание (пункт 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: МИД России, ФСБ России.
Срок подготовки - 3 месяца после принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
2. Издание приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации".
Необходимость подготовки нового приказа МВД России обусловлена потребностью приведения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим право на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание (подпункт 1 пункта 3 статьи 6, абзац первый пункта 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: МИД России, ФСБ России.
Срок подготовки - 3 месяца после принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Законопроектом не предусматриваются введение новых расходных обязательств (либо увеличение существующих видов расходных обязательств) публично-правового образования перед физическими лицами.
Вместе с тем в соответствии с положениями законопроекта иностранный гражданин - репатриант, получивший статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 1, и иностранный гражданин, получивший статус члена семьи участника Государственной программы - репатрианта, вправе подать заявление о выдаче вида на жительство в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве, в которое было подано заявление об участии в Государственной программе.
Для фиксации сведений о подаче заявления о выдаче вида на жительство за рубежом потребуется доработка информационной системы по линии миграции, используемой при предоставлении данного правового статуса (государственной информационной системы миграционного учёта), которая будет осуществляться в рамках текущего финансирования, выделяемого на функционирование государственной информационной системы миграционного учета.
Таким образом, реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
------------------------------
1 Далее - "Государственная программа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.