Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 500600-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Законопроектом предлагается использовать информационный ресурс ФНС России "Мои чеки онлайн" в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче кассового чека, что позволит исключить затраты пользователей на печать бумажных кассовых чеков или их направление в электронной форме на электронную почту или абонентский номер покупателя. Информационный ресурс предназначен для хранения электронных чеков и позволяет покупателю иметь полную информацию о своих совершенных покупках и предъявлять чеки для возврата товаров или гарантийного обслуживания.
Законопроектом также предусматривается упрощение и совершенствование процедуры регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники, а именно:
- введение новых способов подачи заявлений на регистрацию (перерегистрацию), снятие с регистрационного учета контрольно-кассовой техники через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и через изготовителя контрольно-кассовой техники;
- возможность осуществления перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя без подачи в налоговый орган соответствующего заявления при условии направления в налоговый орган через оператора фискальных данных отчета об изменении параметров регистрации;
- сокращение сроков предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрационного учета контрольно-кассовой техники в 2 раза: с десяти до пяти рабочих дней.
Для обеспечения полного соответствия фискальных накопителей, включаемых в реестр фискальных накопителей, требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники, законопроектом определяется, что новые модели фискальных накопителей должны проходить экспертизу в экспертной организации аналогично тому, как это предусмотрено для новых моделей контрольно-кассовой техники.
Во избежание сбоев в производстве контрольно-кассовой техники в связи с возникновением вероятности включения отдельных изготовителей в "санкционные списки" законопроектом предусматривается возможность оперативно внести соответствующие изменения в реестр контрольно-кассовой техники в случае принятия изготовителем модели (версии модели) контрольно-кассовой техники решения об изменении наименования и (или) организационно-правовой формы.
Одновременно положениями законопроекта предлагается установить единую позицию по вопросу определения субъекта, у которого возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники, в случае привлечения посредника для приема денежных средств, а также освободить:
- операторов фискальных данных от обязанности представления в ФНС России при получении разрешения на обработку фискальных данных лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи;
- индивидуальных предпринимателей от обязанности применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг населению в сфере образования и физической культуры и спорта по аналогии с образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями.
Принятие законопроекта позволит оптимизировать и упорядочить деятельность участников отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники.
Срок вступления в силу постановления с 1 сентября 2024 года установлен согласно требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В связи с необходимостью разработки и размещения на Едином портале интерактивных форм соответствующих заявлений ФНС России совместно с Минцифры России положения законопроекта, касающиеся использования личного кабинета единого портала для регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники, вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу законопроекта.
Проектируемое регулирование направлено на снижение затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при исполнении ранее установленных обязательных требований.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, присутствуют.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" потребует внесения изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Внесение указанных изменений обосновывается необходимостью приведения положений пункта 5 части 7 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ в соответствие с законодательством Российской Федерации в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель: Минфин России.
Соисполнитель: Минобрнауки России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" потребует принятия:
1. Приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 19 июля 2021 г. N ЕД-7-20/673@ "Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники".
Подготовка указанного акта обосновывается необходимостью приведения названного приказа ФНС России в соответствие с законодательством Российской Федерации в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель: ФНС России.
Соисполнитель: Минфин России, Минцифры России.
2. Приказа ФНС России "Об утверждении методики проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники, моделей фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных)".
Подготовка указанного акта обосновывается необходимостью приведения названного приказа ФНС России в соответствие с законодательством Российской Федерации в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель: ФНС России.
Соисполнитель: Минфин России.
3. Приказа ФНС России "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям".
Подготовка указанного акта обосновывается необходимостью приведения названного приказа ФНС России в соответствие с законодательством Российской Федерации в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель: ФНС России.
Соисполнитель: Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.