Досье на проект федерального закона
Увеличение освоения расчетной лесосеки ограничено как транспортной доступностью лесных ресурсов, так и их удаленностью от железнодорожных и других транспортных путей. Сегодня лесное законодательство Российской Федерации должным образом не регулирует вопросы создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся их созданием и эксплуатацией.
Годовая потребность в новом создании лесных дорог для обеспечения достигнутого объема заготовки древесины составляет в целом по Российской Федерации свыше 9,3 тыс. км. Недостаточные объемы создания лесной инфраструктуры в России сохранятся, так как протяженность дорог на землях лесного фонда, по данным лесных планов субъектов Российской Федерации на 2018 - 2027 годы, за 10 лет планируется увеличить всего на 5 тыс. км, а общую плотность лесных дорог - на 0,1 километра/1000 гектаров.
В законопроекте предлагается сформулировать блок норм, непосредственно направленных на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Законопроект доработан по замечаниям, указанным в заключении Правительства Российской Федерации от 10 октября 2022 года.
В целях стимулирования лиц, использующих леса (арендаторов и лиц, реализующих инвестиционные проекты), к увеличению объемов создания лесных дорог Лесной кодекс дополняется новой главой 1.2 "Лесные дороги" которой предлагается исходить из следующего:
- лесные дороги - это дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, в том числе для осуществления вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов.
- лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах.
- лесные дороги могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными.
- лесохозяйственные лесные дороги создаются при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению.
- в свою очередь лесотранспортные лесные дороги создаются при использовании лесов лицами, использующими леса, в том числе для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам, предоставленным по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом, гражданам или юридическим лицам, либо используемым такими лицами на основании сервитута, публичного сервитута.
- в целях создания, содержания и эксплуатации лесных дорог допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, если такие рубки не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает разработку уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Прочие предлагаемые изменения направлены на уточнение и дополнение иных положений действующего законодательства, обусловленные необходимостью приведения его в системное соответствие с положениями настоящего законопроекта.
Положения законопроекта, направленные на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, позволят в дальнейшем обеспечить развитие лесной инфраструктуры.
В связи с необходимостью принятия подзаконных актов вступление в силу законопроекта предусмотрено с 1 марта 2025 года.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не приведет к финансовым последствиям для бюджетов всех уровней, создание лесотранспортных лесных дорог будет осуществляться за счет средств субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не предусматривает установление требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценки соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" потребует изменений или принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Принятия приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении особенностей создания, содержания и эксплуатации лесных дорог".
2. Изменения приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2013 года N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления", от 24 декабря 2021 года N 1007 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра", а также от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
3. Внесения изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 565 "Об утверждении Порядка проектирования, создания содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует увеличения расходов бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.