Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" внесенный депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.В. Селиверстовым, А.А. Борисовым и др.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.В. Селиверстовым, А.А. Борисовым и другими (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на законодательное установление основ правового регулирования креативных (творческих) индустрий.
Статьей 3 законопроекта вводится понятийный аппарат.
В частности под креативными индустриями понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью.
При этом содержание категорий "уникальность" и "экономическая ценность" законопроектом не раскрывается, что может привести к расширительному толкованию видов деятельности, которые относятся к креативным индустриям. Кроме того, в тексте законопроекта указанные категории не используются и не применяются при оценке соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - хозяйствующие субъекты) признакам субъектов креативных индустрий.
Также законопроектом вводится понятие "креативный продукт" - результат интеллектуальной деятельности или совокупность таких результатов, а также продукция, услуги, работы, стоимость которых в значительной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации.
Следовательно, к креативной индустрии также может быть отнесена любая экономическая деятельность, в основу которой положено использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Например, деятельность правообладателя в рамках договора коммерческой концессии, а также иная деятельность по передаче результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.
При этом виды креативных индустрий определены в статье 6 законопроекта, к которым относятся:
использование историко-культурного наследия;
создание и использование произведений литературы и искусства, результатов исполнительской деятельности, фонограмм;
использование информационно-телекоммуникационных технологий;
прикладное творчество.
Вместе с тем, согласно законопроекту, указанный перечень видов креативных индустрий является открытым и может быть расширен актом Правительства Российской Федерации.
Таким образом, перечень видов креативных индустрий уже не является достаточным и не в полной мере отражает указанное в законопроекте понятие креативных индустрий.
Также необходимо обратить внимание, что некоторые виды деятельности, например, обработка данных или создание и производство одежды, аксессуаров, не отвечают приведенным в законопроекте признакам креативного продукта, содержащимся в его понятии.
Законопроектом предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации по определению уполномоченного на выработку и реализацию государственной политики в сфере креативных индустрий федерального органа исполнительной власти (пункт 1 части 1 статьи 4 законопроекта).
Учитывая достаточно широкий перечень видов экономической деятельности, которые могут быть отнесены к креативным индустриям (например, разработка программного обеспечения и народно-художественные промыслы), выработка государственной политики в отношении столь разнонаправленных видов экономической деятельности не может быть единой даже в случае определения приоритетных отраслей (видов).
В этой связи нуждается в дополнительном обосновании концепция законопроекта в части отнесения к креативным индустриям любых видов интеллектуальной деятельности.
Законопроектом предусматривается создание единого реестра субъектов креативных индустрий.
Предполагается, что хозяйствующие субъекты включаются в реестр субъектов креативных индустрий по собственному заявлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 7 законопроекта).
При этом одним из критериев отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту креативных индустрий является величина его затрат на создание креативных продуктов и (или) дохода (выручки) от создания, распространения и (или) реализации креативных продуктов в отчетном периоде (финансовом году).
Комитет полагает, что использование заявительного порядка включения в реестр субъектов креативных индустрий при автоматизации процессов учета доходов (расходов) является архаичным, приведет к дополнительной нагрузке на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выработку и реализацию государственной политики в сфере креативных индустрий, при обработке заявлений на включение в реестр, а также вызовет трудности при получении мер государственной поддержки (например, при обращении хозяйствующего субъекта, осуществляющего креативную деятельность, за получением государственной поддержки дополнительно потребуется обратиться в уполномоченный орган государственной власти).
С учетом изложенного предлагается ко второму чтению рассмотреть возможность автоматического включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов креативных индустрий (например, по аналогии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства).
Согласно проектируемой части 4 статьи 7 законопроекта уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется правом устанавливать дополнительные критерии для включения сведений о субъектах креативных индустрий в соответствующий реестр.
Следует отметить, что в качестве одного из условий получения поддержки является факт наличия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов креативных индустрий.
Следовательно, устанавливая различные критерии включения хозяйствующих субъектов в реестр субъектов креативных индустрий, органы государственной власти субъектов Российской Федерации ограничивают возможность таких хозяйствующих субъектов получать федеральную поддержку (при ее наличии).
Статьей 11 законопроекта предусматривается, что финансовая поддержка субъектов креативных индустрий может осуществляться в форме предоставления налоговых льгот, государственных гарантий по обязательствам субъектов креативных индустрий, субсидий и грантов на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в отношении ряда видов деятельности, которые относятся к креативным индустриям, уже реализуются меры отраслевой или секторальной поддержки (например, в отношении ИТ-организаций или субъектов малого и среднего предпринимательства).
В этой связи Комитет считает важным отметить, что при выработке мер поддержки для креативных индустрий, в том числе для определения приоритетных, предпочтение должно отдаваться тем видам экономической деятельности, которые поддержки государства не имеют.
Законопроектом предусматривается принятие значительного количества подзаконных нормативных актов, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, принятие которых невозможно без издания федеральных актов (например, в части определения перечня приоритетных видов креативных индустрий).
В этой связи Комитет предлагает установить более длительный срок вступления законопроекта в силу.
Комитет также отмечает, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации. В этой связи при доработке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть возможность замены слова "креативный", используемого в понятийном аппарате законопроекта на понятия, соответствующие нормам современного русского языка.
Между тем, важность развития креативных индустрий подчеркивается в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 N 2613-р.
Так, по данным Агентства стратегических инициатив в 2022 году в творческих индустриях работают около 760 тыс. юридических лиц, общий объем выручки которых составляет более 12,6 трлн. рублей, а число занятых в секторе превышает 1,5 млн.
В 2021 году в креативных индустриях было задействовано почти 748 тыс. организаций. Их ежегодная выручка в среднем составляла свыше 10,7 трлн. руб. (4,21% от суммарной выручки всех организаций страны).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству полагает возможным концептуально поддержать принятие проекта федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" в первом чтении, однако обращает внимание на необходимость его доработки ко второму чтению с учетом предложений и замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.