Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации", внесен депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.В. Селиверстовым, А.А. Борисовым и другими, а также сенаторами Российской Федерации П.В. Таракановым, А.А. Клишасом, Л.С. Гумеровой и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.В. Селиверстовым, А.А. Борисовым и другими, а также сенаторами Российской Федерации П.В. Таракановым, А.А. Клишасом, Л.С. Гумеровой и другими (далее - законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан "в целях унификации на законодательном уровне правового регулирования в сфере креативных индустрий" и во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина "обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение понятий "креативная экономика" и "творческие (креативные) индустрии", определение перечня творческих (креативных) индустрий" (подпункт "а" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам посещения выставки "Развитие креативной экономики в России" N Пр-1593 от 15 августа 2023 года.).
Впервые понятие "творческие индустрии" было определено в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808.
Творческие (креативные) индустрии, в основе которых лежит творческое начало и которые несут в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности, организованные в соответствии с требованиями современной экономики, представляют собой одну из форм воспроизводства и распространения культурных ценностей, позволяют развивать творческую и культурную активности, формируют локальную идентичность и национально ориентированную среду, способствуют продвижению российской культуры, российских брендов, российских смыслов и традиционных духовно-нравственных ценностей.
Как отмечается в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р, сектор творческих (креативных) индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля сектора творческих (креативных) индустрий в мировом ВВП составляет 6,6 процента, в развитых странах эта доля достигает 8 - 12 процентов при среднегодовом росте в 15 процентов, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики. Однако в Российской Федерации, несмотря на высокий уровень образованности, развития науки и богатое историческое, культурное наследие, потенциал сектора креативной экономики недостаточно реализован - доля творческих (креативных) индустрий в экономике Российской Федерации составляет лишь 2,23 процента.
Российские творческие индустрии сконцентрированы преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных столицах, в меньшей степени - в малых городах и сельских районах. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уже сейчас оказывают меры государственной поддержки творческим (креативным) индустриям на территории субъектов Российской Федерации, но без закрепления в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для развития института творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, такие меры поддержки носят несистемный характер. Отсутствие законодательного регулирования сферы творческих индустрий не дает официального признания творческих индустрий как динамично развивающегося сектора экономики и возможного объекта инвестирования.
Комитет по культуре считает важной задачей законодательное регулирование сферы творческих индустрий и выработку механизмов их государственной поддержки.
Комитет по культуре отмечает необходимость учесть следующие предложения по законопроекту.
1. Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года N 35 в Основы государственной культурной политики были внесены изменения, в том числе направленные на корректировку понятия "творческие индустрии". Согласно Основам государственной культурной политики организации, осуществляющие деятельность в области креативных (творческих) индустрий, являются субъектами государственной культурной политики, а сами "креативные (творческие) индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества".
Таким образом, в основе креативных (творческих) индустрий в понимании Основ государственной культурной политики лежит творческая и культурная активность и распоряжение интеллектуальной собственностью, а организации, осуществляющие деятельность в области креативных (творческих) индустрий, являются субъектами государственной культурной политики.
Законопроектом "креативные (творческие) индустрии" определяются как экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью.
Таким образом, авторами законопроекта предлагается смысловая замена определения "креативных (творческих) индустрий", основой которого стала не творческая и культурная активность, а экономическая деятельность. В результате базовое понятие законопроекта ("креативные (творческие) индустрии") противоречит понятию, утвержденному Президентом Российской Федерации в Основах государственной культурной политики.
2. Предлагаемое в законопроекте понятие "креативный продукт", определенное, как результат интеллектуальной деятельности или совокупность таких результатов, а также продукция, услуги, работы, стоимость которых в значительной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, не соответствует части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которой уже определены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность). При этом слово "продукт" представляется неудачным с точки зрения определения результата творческого и интеллектуального труда. Исходя из текста законопроекта введение в законодательство самого понятия "креативный продукт" не является обязательным для правового регулирования сферы креативных (творческих) индустрий и несет смысловую нагрузку только при описании предлагаемого законопроектом критерия определения субъекта креативных (творческих) индустрий через долю затрат и (или) доходов (выручки) субъектов креативных (творческих) индустрий при создании (распространении, реализации) "креативного продукта".
3. Исходя из текста законопроекта не ясно будут ли подпадать под действие закона государственные и муниципальные учреждения культуры, другие некоммерческие организации, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации могут осуществлять приносящую доход деятельность. Комитет по культуре считает, что государственные и муниципальные учреждения культуры должны быть безусловно выведены из-под действия законодательства о креативных (творческих) индустриях, так как их деятельность прежде всего направлена на создание, распространение, сохранение, освоение и популяризацию культурных ценностей и предоставление культурных благ, которая регулируется отраслевым законодательством в сфере культуры, а финансирование таких организаций осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Статья 6 законопроекта, определяющая виды креативных (творческих) индустрий, требует существенной переработки. Предлагаемое соединение в одной статье законопроекта разноплановых и различных по значимости видов креативных (творческих) индустрий эклектично.
Так совершенно не понятно, что означают такой предлагаемый вид креативных (творческих) индустрий как "использование историко-культурного наследия" (включая "народно-художественные промыслы и ремесла"), почему к видам креативных (творческих) индустрий отнесено производство продукции с использованием изображений зданий музеев, а не, например, театров, почему видом креативных (творческих) индустрий определено прикладное творчество (а также дизайн, архитектура и гастрономия), а не деятельность по созданию и распространению прикладного творчества, деятельность в сфере дизайна, архитектуры и гастрономии.
При этом предлагаемые в законопроекте виды креативных (творческих) индустрий затрагивают, в том числе, объекты государственной культурной политики, не относящиеся к сфере креативных (творческих) индустрий. А наименования самих предлагаемых в законопроекте видов креативных (творческих) индустрий не определены в законодательстве (например, "историко-культурное наследие", "прикладное творчество", "гастрономия").
Кроме того, перечень видов креативных (творческих) индустрий не может быть открытым, так как это противоречит принципу определенности законодательства.
Комитет по культуре считает необходимым в точном соответствии с определением креативных (творческих) индустрий, данным в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах государственной культурной политики, определить в законопроекте не виды креативных (творческих) индустрий, а сферы их деятельности. Министерством культуры Российской Федерации разработана собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности в области деятельности творческих (креативных) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), включающей в себя, в том числе, индустрию архитектуры и урбанистики, индустрию дизайна, индустрию моды, индустрию кино- и анимационной продукции, индустрию музыки и саунд-дизайна, культурно-зрелищную индустрию, литературно-издательскую индустрию, индустрию изобразительных и визуальных искусств, индустрию рекламы и коммуникаций. Указанная собирательная классификационная группировка может быть положена в основу перечня сфер деятельности креативных (творческих) индустрий.
5. Вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые затрагиваются в законопроекте (статьи 1, 4, 8), урегулированы в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и не требуют дополнительного законодательного регулирования.
6. Пунктом 3 части 1 статьи 7 законопроекта установлено, что Правительство Российской Федерации определит долю затрат субъекта креативных (творческих) индустрий на создание креативного продукта и/или дохода от использования креативного продукта и это будет являться критерием для признания физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя субъектом креативных (творческих) индустрий. Комитет считает, что такое положение не учитывает многообразие и разнообразие сфер деятельности креативных (творческих) индустрий, их специфику и, соответственно, возможные разные доли интеллектуального и творческого вклада в создание конкретных результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Комитет считает необходимым законодательно определить для каждой из сфер креативных (творческих) индустрий долю затрат субъекта креативных (творческих) индустрий на создание креативного продукта и/или дохода от использования креативного продукта.
7. Статьями 8 и 12 проекта федерального закона определяется инфраструктура креативных (творческих) индустрий и имущественная поддержка субъектов креативных (творческих) индустрий. Вместе с тем, положения данных статей должны быть соотнесены с положениями гражданского законодательства Российской Федерации.
Так пунктом 4 части 1 статьи 8 законопроекта определено, что к инфраструктуре креативных индустрий может быть отнесено имущество по решению Правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из текста законопроекта не следует, относится ли к указанному имуществу только государственное имущество, а также может ли к такому имуществу быть отнесено имущество, уже находящееся во владении, пользовании и (или) распоряжении иных юридических и физических лиц, в том числе государственных и муниципальных учреждений культуры.
Также пунктом 1 статьи 12 предусмотрена возможность передачи субъектам креативных (творческих) индустрий "во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях". Вместе с тем, Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, которые не учтены в законопроекте.
8. Статьей 13 законопроекта предусмотрено создание организаций, оказывающих консультационные услуги в сферах креативных (творческих) индустрий, и обеспечение деятельности таких организаций. При этом правовой статус, источники финансирования деятельности и функционал таких организаций в законопроекте не определены.
9. Законопроект в целом изобилует отсылочными нормами и открытыми перечнями, что противоречит принципу определенности.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре считает, что законопроект нуждается в доработке.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.