Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 ноября 2023 г. N вн2.2-1/5283
на проект федерального закона N 471420-8 "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в целях защиты прав и законных имущественных интересов граждан предусматривается регулирование отношений, связанных со строительством подрядчиками жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, с использованием продукции отечественной промышленности, в том числе продукции лесной промышленности, по договору строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиком на счете эскроу.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Положения проекта закона нуждаются в уточнении в части определения особенностей предмета его регулирования, учитывая что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 37 и параграф 3 главы 45) уже предусматривается возможность заключения гражданами договора строительного подряда, в том числе с использованием счета эскроу в целях уплаты цены такого договора и на условиях, предусмотренных проектом.
В соответствии со статьей 1 проекта закона к предмету его регулирования относятся отношения, связанные со строительством жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее - заказчики). В связи с этим обращаем внимание, что из сферы его регулирования и защиты прав и законных имущественных интересов исключаются граждане, владеющие земельным участком на ином законном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения).
Учитывая, что к жилому дому как к объекту недвижимого имущества при его характеристике применяются не только положения пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но и условия использования определенной проектной документации и (или) домокомплектов, материалов, относящихся к продукции отечественной промышленности, произведенных заводским способом (часть 1 статьи 2 проекта), для целей законопроекта понятие "жилого дома" необходимо определить.
В соответствии с частью 1 статьи 4 проекта заказчик и подрядчик вправе заключить договор строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу при соблюдении условий, предусмотренных проектируемым Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 2 проекта подрядчик вправе заключить указанный договор с заказчиком при условии наличия у подрядчика уникального идентификатора, присвоенного в единой информационной системе жилищного строительства (далее - система), и обеспечения раскрытия информации, размещенной в указанной системе. В связи с этим следует уточнить, исключается ли проектом возможность заключения заказчиком указанного договора с подрядчиком, не отвечающим указанным условиям, и каковы правовые последствия их несоблюдения для сторон такого договора.
Часть 1 статьи 2 проекта необходимо согласовать с пунктом 2 части 1 статьи 3 в части перечня видов проектной документации, которая может использоваться при заключении договора строительного подряда и информация о которой должна быть размещена в системе.
Проект нуждается в редакционной доработке в части унификации используемой в нем терминологии.
Исполняющий обязанности |
А.Ю. Стешин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.