Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка выхода из состава учредителей некоммерческих организаций) внесен депутатами Государственной Думы А.П. Метелевым, Д.Ф. Вяткиным, О.В. Тимофеевой, С.И. Морозовым, О.Н. Занко, А.А. Бичаевым, Ю.В. Сарановой, сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, Л.Н. Глебовой, С.Н. Перминовым
(утв. Решением Комитета от 24 ноября 2023 г. N 66)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, а также установить возможность исключения лиц из состава учредителей некоммерческих организаций. Помимо этого, предусматривается запрет на получение статуса учредителя (члена, участника) некоммерческих организаций для лиц, включенных в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, изменения позволят устранить имеющейся пробел в законодательстве и будут учитывать интересы некоммерческих организаций и позволят не допустить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных лиц.
Законопроект подготовлен авторами во взаимодействии с межведомственной рабочей группой при Минюсте России в целях исполнения пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 января 2023 года N Пр-19. В работе группы принимали участие представители Минюста России, Минэкономразвития России, ФНС, Росстата, Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Одним из ключевых направлений правового регулирования в сфере некоммерческого сектора является развитие дополнительных механизмов защиты организаций от различного рода злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц.
Комитет отмечает актуальность вопроса утраты связи некоммерческих организаций с лицами, их учредившими. Такие ситуации могут возникать по причине смерти учредителя, отсутствия интереса к дальнейшей деятельности организации, либо ликвидации учредителей - юридических лиц. Изменениями предложен механизм исключения решением органов управления таких лиц или выхода из состава учредителей по собственной инициативе.
Ввиду отсутствия достаточной аргументации в пояснительной записке о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Комитет обратился к Русской православной церкви по данному вопросу. Правовым управлением Московской Патриархии были высказаны существенные замечания к проектируемым нормам, касающиеся учредителей религиозных организаций. Так, отмечается, что учредителями религиозной организации могут выступать не только физические лица, но также и иные религиозные организации. Свободный выход из состава учредителей религиозной организации может противоречить уставу и внутренним установлениям таких организаций и, как следствие, привести к расколу. При этом физические лица-учредители религиозной организации могут одновременно являться ее участниками. Следовательно, свободный выход учредителя (учредителей) такой религиозной организации может привести к ее ликвидации, если учредители одновременно являются участниками и их общее число не превышает минимального предела. Учитывая позицию Правового управления Московской Патриархии, Комитет считает необходимым исключить статью 3 законопроекта.
Помимо этого, Комитет считает необходимым проработать некоторые положения законопроекта.
Среди вопросов, требующих дополнительного обсуждения, следует отметить предложение авторов в части исключения единственного учредителя.
Запрет исключения последнего или единственного учредителя не соответствует требованиям действующего законодательства, при этом механизм замещения последнего или единственного учредителя законопроектом не предусмотрен. По этой причине необходимо рассмотреть возможность других лиц войти в состав учредителей некоммерческой организации, все учредители которой исключены из ее состава в связи с несоответствием требованиям закона. В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, Комитет полагает возможным установить разумный срок, в течение которого любые или соответствующие определенным в законопроекте требованиям заинтересованные лица вправе войти в состав учредителей такой организации. На случай, если по истечении указанного срока никто не изъявит желание войти в состав учредителей такой организации, необходимо предусмотреть процедуру ее ликвидации.
Следует обратить внимание, что не все основания, предусмотренные пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях", должны влечь немедленное исключение из состава учредителей некоммерческой организации. Так, например, подпункт 4 пункта 1.2 указанной статьи предполагает, что в отношении лица, которое не может быть учредителем, должно быть вступившее в законную силу решения суда о содержащихся в его действиях признаках экстремистской деятельности. Таким образом, решение об исключении из состава учредителей некоммерческой организации может быть преждевременным, если в итоге суд отменит решение.
Законопроектом предусматривается право учредителей некоммерческой корпорации, общественно полезного фонда и автономной некоммерческой организации выйти из состава учредителей. Однако положения законопроекта определяют день прекращения прав и обязанностей вышедших учредителей только общественно полезного фонда и автономной некоммерческой организации. Кроме того, положениями предусматривается механизм исключения из состава учредителей общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации лиц в связи с их смертью, недееспособностью, признанием безвестно отсутствующими, ликвидацией юридического лица. Законопроектом не предусмотрен механизм схожий по содержанию для некоммерческих корпораций.
Ввиду указанного, Комитет считает целесообразным, дополнительно рассмотреть вопросы выборочного использования термина "некоммерческая корпорация", а также правового регулирования исключения и вхождения в состав учредителей некоммерческих корпораций.
В проектируемом пункте 3.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при определении событий, при которых лица, являющиеся учредителями некоммерческой корпораций, общественно полезных фондов и автономных некоммерческих организаций могут быть исключены из состава учредителей указанных юридических лиц без их согласия по решению суда, вводятся условия действия данной правовой нормы. Однако указанные условия противоречат друг другу, в связи с чем при буквальном прочтении будут отменять действие первого условия, а не вводить исключение из общего правила. Необходимо учесть, что ссылка на часть 3 статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" в проектируемом пункте 3.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является избыточной, поскольку потенциальным действием данного пункта охватываются отношения, связанные с перечисленными в данном Федеральном законе формами некоммерческих организаций, в том числе с соответствующими общественными объединениями, и устанавливается порядок исключения из состава учредителей любой некоммерческой организации.
В проектируемой редакции пункта 4 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" слова "документ, подтверждающий согласие учредителей указанной организации" следует заменить иной редакцией, по причине отсутствия данного понятия в действующем законодательстве, что будет затруднять практическое применение данной нормы.
Законопроектом предлагается уточнить перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Комитет обращает внимание, что необходимо корректировать нормы, касающиеся порядка подачи заявления о выходе лица из состава учредителей некоммерческой организации.
Проанализировав положения законопроекта, Комитет считает необходимым отметить, что концептуальная направленность законопроекта не вызывает сомнений. Изменения позволят устранить существующий правовой пробел в действующем законодательстве в сфере некоммерческого сектора, предусмотрев правовой механизм изменения состава учредителей НКО, и предотвратят возможные злоупотребления со стороны недобросовестных лиц. Однако необходимо проработать все имеющиеся замечания к законопроекту, дополнительно обратится к экспертному и научному сообществу с целью выработки подходов правового регулирования в указанной сфере.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального N 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования порядка выхода из состава учредителей некоммерческих организаций.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.