Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3
Учет материальных средств
75. Вещевое имущество, используемое таможенными органами, является государственной собственностью. Оно подлежит обязательному учету, правильному использованию, экономному и законному расходованию.
76. Учет вещевого имущества в таможенных органах заключается в оформлении приходных и расходных документов, в правильном и своевременном ведении книг (карточек) учета всех операций по движению и изменению качественного состояния вещевого имущества, поступающего на обеспечение таможенных органов.
77. За организацию и ведение учета несут ответственность начальник отдела вещевого снабжения и лицо, ведущее этот учет.
78. Основными задачами учета вещевого имущества являются:
а) контроль за сохранностью вещевого имущества в местах его хранения;
б) правильное и своевременное оформление соответствующими документами всех операций по движению вещевого имущества и изменению его качественного состояния;
в) систематический контроль за поступлением имущества и его запасами, соблюдением установленных норм их запасов и правильным отпуском этого имущества в соответствии с нормами;
г) получение точных сведений об остатках вещевого имущества, находящегося в местах его хранения;
д) правильное и своевременное выявление вещевого имущества, которое не может быть использовано в таможенном органе и подлежащее реализации в соответствии с установленным порядком.
79. Учету подлежат все виды вещевого имущества независимо от источников поступления и способов их приобретения.
80. Подразделения, осуществляющие бухгалтерский учет и контроль, контролируют поступление и оприходование вещевого имущества.
81. Учет вещевого имущества в ОВС (отдел вещевого снабжения), на складах, в подразделениях таможенного органа ведется по следующим формам (приложение 3 к настоящему Положению).
N п/п |
Наименование учетных документов |
Номер форм |
Где ведется |
1. |
Книга учета вещевого имущества. |
1-вещ |
в ОВС |
2. |
Книга учета вещевого имущества и материалов |
2-вещ |
в ОВС, на складе |
3. |
Накладная |
установленной формы |
в ОВС |
4. |
Сводная (раздаточно-сдаточная) ведомость |
установленной формы |
в ОВС |
5. |
Карточка учета материальных средств личного пользования |
3-вещ |
в ОВС |
6. |
Книга учета материальных средств, выданных во временное пользование |
установленной формы |
на складе, в подразделениях (объектах) |
7. |
Аттестат |
4-вещ |
в ОВС |
8. |
Книга регистрации учетных документов |
установленной формы |
в ОВС |
9. |
Карточка учета вещевого имущества |
5-вещ, 6-вещ |
в ОВС, на складе |
10. |
Акт о приеме материальных средств |
установленной формы |
в ОВС, на складе |
11. |
Акт о списании материальных средств |
установленной формы |
в ОВС |
12. |
Акт о техническом состоянии материальных средств |
установленной формы |
в ОВС |
13. |
Акт об изменении качественного состояния материальных средств |
установленной формы |
в ОВС |
14. |
Книга учета претензий и судебно-арбитражных дел |
7-вещ |
в ОВС, на складе |
82. Учет вещевого имущества в ОВС таможенного органа ведется в целом по таможенным органам и отдельно по подразделениям в книге учета (форма N 1-вещ), за исключением расходных материалов и другого имущества, а также тканей и готовых предметов форменной одежды сотрудников, которые учитываются по книге учета (форма N 2-вещ).
83. На складе ОВС таможенного органа учет вещевого имущества ведется по карточкам учета (формы N 5-вещ и N 6-вещ), При небольшом движении вещевого имущества разрешается вместо карточек учета вести на складах книгу учета вещевого имущества (форма N 2-вещ).
84. В книгах (карточках) учета на 1 января, а также при инвентаризации и передаче имущества материально-ответственными лицами выводятся остатки вещевого имущества.
85. Книга учета ведутся до полного их использования. Карточки учета вещевого имущества, как правило, ведутся в течение года.
86. Сверка основного учета ОВС с учетом склада производится не реже одного раза в квартал, о чем в книгах (карточках) учета производятся соответствующие отметки.
87. Получение вещевого имущества от органов железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта (далее - органы транспорта), Центральной базы снабжения ГТК России и ее филиалов, складов хозяйственных подразделений таможенного органа, складов (баз) поставщиков, а также предприятий промышленности производится приемщиком таможенного органа по предъявлении им доверенности.
88. Приемщик несет материальную ответственность за сохранность полученного имущества до сдачи его на склад таможенного органа соответствующим материально-ответственным лицам.
89. Имущество на склад таможенного органа принимается только на основании сопроводительных документов (актов приема, нарядов, накладных, сдаточных ведомостей).
90. Начальник (заведующий, кладовщик) склада приходует поступившее имущество по фактически принятому количеству и качеству.
91. Начальник (заведующий, кладовщик) склада после оприходования имущества обязан передать приходные документы в отдел вещевого имущества таможенного органа.
92. В ОВС таможенного органа поступившее имущество приходуется по книгам (карточкам) учета в количестве, указанном в представленных документах. Излишки приходуются по книгам (карточкам) основного учета.
93. Недостачи и потери вещевого имущества, выявленные при поступлении грузов от поставщиков (грузоотправителей), зафиксированные в акте приема, списываются по книгам (карточкам) основного учета и записываются в книгу учета претензий и судебно-арбитражных дел (форма N 7-вещ).
94. В случаях отказов грузоотправителей, транспортных организаций или соответствующих арбитражных или судебных органов в удовлетворении заявленных претензий (исков) сумма претензий заносится в книгу учета недостач и потерь материальных средств.
95. Недостачи и потери, выявленные при получении вещевого имущества приемщиками таможенных органов (т.е. когда эти приемщики получили вещевое имущество и сдали в количестве и по качеству, не соответствующим указанным в документах), учитываются в книге учета недостач и потерь материальных средств.
96. На основании материалов служебного расследования руководитель таможенного органа принимает решение о внесении недостач и потерь, выявленных при приеме грузов от поставщиков (грузоотправителей) и приемщиков, в случаях, изложенных в статьях - настоящего Положения, в книгу учета недостач и потерь
97. Подтверждение о приеме вещевого имущества таможенный орган обязан направить поставщику (грузоотправителю). При несоответствии фактического количества и качества материальных средств данным сопроводительных документов, а также при отсутствии документов поставщику (грузоотправителю) направляются акты о приеме указанных средств.
98. Закупленные по безналичному (наличному) расчету предметы вещевого имущества принимаются и приходуются по накладным, выписываемым в ОВС таможенного органа на основании оплаченных счетов (товарных чеков).
99. Предметы вещевого имущества, подаренные таможенному органу общественными организациями, приходуются по книгам (карточкам) основного учета ОВС на основании акта о приеме этого имущества, составленного комиссией.
Сроки носки (эксплуатации) подаренного имущества устанавливаются аналогично срокам носки предметов вещевого имущества, имеющихся на складе таможенного органа.
100. Основанием для отпуска вещевого имущества являются:
- с Центральной базы снабжения ГТК России и ее филиалов - разнарядки и наряды, выписываемые РТУ ТО;
- со складов базовых (тыловых) таможен (постов) - разнарядки, выписываемые в ОВС этих таможен (постов);
- со склада ОВС таможенного органа - накладные, выписываемые ОВС.
101. Накладные на отпуск (прием) имущества со склада ОВС таможенного органа в свои структурные подразделения выписываются в двух экземплярах: один экземпляр накладной с отметками об отпущенном (принятом) имуществе выдается на руки получателю (сдатчику), по другому экземпляру материально-ответственное лицо списывает (приходует) имущество по книге (карточке) учета и сдает в ОВС по книге регистрации учетных документов.
102. Выдача вещевого имущества со склада ОВС производится как по накладным, так и по раздаточным ведомостям. Накладные выписываются в трех экземплярах и выдаются под расписку в книге регистрации учетных документов.
Вещевое имущество, выданное сотрудникам, записывается в карточку учета материальных средств личного пользования, а по книгам (карточкам) основного учета материальных средств - списывается прямым расходом.
103. Сдача сотрудниками имущества инвентарного пользования на склад ОВС таможенного органа оформляется накладными или сдаточными ведомостями.
104. При выписке в течение дня большого количества приходных и расходных документов записи в книгах и карточках учета разрешается производить по сводным ведомостям.
Сводные ведомости составляются в одном экземпляре отдельно на приходные и расходные документы и подписываются лицом, ведущим учет.
105. Запись о выдаче вещевого имущества (инвентарные предметы) со склада ОВС таможенного органа во временное пользование сотрудникам на период различных оперативно-служебных мероприятий на срок не более месяца производится в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование.
Выдача вещевого имущества (инвентарные предметы) со склада ОВС во временное пользование сотрудникам на срок более месяца оформляется накладными.
106. Передача вещевого имущества из одного структурного подразделения таможенного органа в другое в пределах соответствующего таможенного органа производится по распоряжению начальника ОВС. Передача оформляется накладными, выписываемыми в ОВС таможенного органа в трех экземплярах: первый остается в ОВС, второй - у лица сдающего вещевое имущество, третий - у лица, принимающего имущество.
107. Передача вещевого имущества из одного таможенного органа в другой оформляется накладной в трех экземплярах (по одному экземпляру таможенным органам и один вышестоящему довольствующему органу).
108. Передача вещевого имущества из одного таможенного органа в другой, а также сдача имущества на Центральную базу снабжения ГТК России или в ее филиалы производится по нарядам или указаниям вышестоящего снабженческого органа.
109. Материально ответственное лицо (начальник склада, заведующий складом, кладовщик) делает отметку во всех экземплярах накладных о количестве и категории выданного имущества, проставляет дату выдачи и передает накладную получателю имущества (сдатчику, сопровождающему) для подписи, после чего списывает имущество по книге (карточкам) учета и передает все экземпляры накладной в ОВС таможенного органа. Экземпляры накладных, передаваемые представителю принимающего таможенного органа и выписываемые для отправления в снабженческий орган, заверяются печатью "для внутренних хозяйственных документов" таможенного органа, отпустившего вещевое имущество.
110. Отпуск вещевого имущества за плату производится в таможенных органах в разрешенных снабженческим органом случаях по накладным только после предварительной оплаты получателями его стоимости.
Накладная выписывается в ОВС таможенного органа в трех экземплярах и подписывается руководителем таможенного органа или его заместителем, начальниками вещевого и финансового подразделений. Первые два экземпляра накладной выдаются получателю для оплаты.
111. Отпуск вещевого имущества должен быть произведен только после зачисления денежных средств на текущий счет таможенного органа, о чем финансовым подразделением в накладной делается отметка.
112. В ОВС таможенного органа, имеющего на вещевом обеспечении свои структурные подразделения и приписанные таможенные органы (подразделения), составляются и ведутся следующие отчетно-планирующие документы:
- отчет-заявка на вещевое имущество;
- сведения о потребности вещевого имущества для таможенного органа;
- отчет-заявка на вещевое имущество представляется для защиты в ОВС снабженческого органа.
113. Отчет-заявка на вещевое имущество составляется на основании данных текущего учета, которые должны быть объективными, точными и правдивыми, а также позволяли характеризовать обеспеченность таможенного органа.
114. Основными исходными данными для составления отчета-заявки на вещевое имущество являются:
- сведения о списочной численности сотрудников таможенного органа;
- штат и табель таможенного органа;
- нормы снабжения вещевым имуществом;
- нормы содержания вещевого имущества;
- данные учета о наличии и качественном состоянии вещевого имущества;
- указание снабженческого органа о порядке составления отчета-заявки;
- отчетные документы прошлого года и заключения снабженческого органа по ним.
115. В период подготовки к составлению отчета-заявки на вещевое имущество ОВС таможенного органа проводятся следующие основные мероприятия:
а) проверяется обеспеченность сотрудников вещевым имуществом и принимаются меры к дообеспечению их по установленным нормам снабжения;
б) ненужные и негодные к дальнейшему использованию предметы вещевого имущества сдаются на склад;
в) негодное имущество списывается в соответствии с установленным порядком;
г) по книгам (карточкам) учета проводятся все исполненные документы;
д) проводится проверка фактического наличия и качественного состояния хранящегося на складе имущества;
е) должностными лицами ОВС изучаются указания снабженческого органа о порядке составления отчета-заявки на вещевое имущество;
ж) по данным учета и результатам инвентаризации устанавливается общее количество имущества, годного к дальнейшему использованию, срок носки (эксплуатации) которого истек;
з) данные книг (карточек) учета ОВС сверяются с учетом склада и подразделений;
и) на основании данных карточек учета материальных средств личного пользования устанавливается количество предметов вещевого имущества, которым истекает срок носки в планируемом и следующем за ним году.
116. Сведения о потребности вещевого имущества для таможенного органа представляются в снабженческий орган в порядке и сроки, определенные ГТК России.
Документальное оформление приема материальных средств
117. Прием материальных средств на склады таможенных органов может осуществляться:
- от органов транспорта;
- на промышленных предприятиях, непосредственно в таможенных органах (материальных средств, прибывших со сдатчиком грузоотправителя, а также закупленных в торговой сети).
118. Прием материальных средств от органа транспорта осуществляется комиссией таможенного органа в присутствии представителя органа транспорта. В состав комиссии, назначаемой приказом руководителя таможенного органа, обязательно включается начальник (представитель) отдела, бухгалтерии и приемщик (лицо, ответственное за хранение материальных средств). Приемщику выдается доверенность.
119. Материальные средства принимаются от органа транспорта на основании сопроводительных документов.
120. При обнаружении неисправностей вагонов (контейнеров, люков, трюмов судна) и нарушения пломб, а также при наличии дефектов в упаковке (таре) и признаков утраты или повреждения (порчи) груза комиссией таможенного органа с участием представителя органа транспорта составляется коммерческий акт.
Коммерческий акт составляется также по прибытии груза без документов или документов без груза; при обнаружении недостачи материальных средств; при несоответствии фактического количества и качества материальных средств данным сопроводительных документов; при подаче груза железной дорогой к месту выгрузки по истечении 24 часов после оформления в товарной конторе документов на получение материальных средств.
121. Порядок составления коммерческих актов и предъявления претензий органам транспорта определяется уставами (кодексами) и положениями, а также правилами перевозок грузов, действующими на соответствующих видах транспорта.
122. В случаях отказа органа транспорта от составления коммерческого акта о недостаче, порче или о повреждении груза, они должны быть зафиксированы в акте комиссией таможенного органа в день принятия материальных средств. Кроме комиссии акт подписывает представитель незаинтересованной организации или транспортной милиции.
123. Материальные средства на базе поставщика, на промышленном предприятии получает приемщик таможенного органа по предъявлении им доверенности.
На принятые материальные средства приемщик таможенного органа получает от базы поставщика, промышленного предприятия второй экземпляр исполненного наряда.
124. При перевозках материальных средств, принятых или отправляемых по одному документу (наряду, акту приема) на нескольких автомобилях (самолетах, вертолетах, судах), приемщик (отправитель) груза таможенного органа выписывает и вручает каждому водителю (командиру судна) сопроводительный лист. При перевозке груза одной транспортной единицей сопроводительный лист не выписывается. Лица, получившие материальные средства для перевозки, несут ответственность за их сохранность и доставку по назначению.
125. Материальные средства, принятые таможенным органом, приходуются на складе и в бухгалтерии не позднее следующего дня на основании нарядов или актов приема.
Одновременно на складе заводятся стеллажные ярлыки с указанием гарантийных сроков хранения материальных средств.
126. Материальные средства должностного лица, прибывшего из другого региона или другого таможенного органа, приходуются на основании аттестата.
Если при оформлении прихода обнаруживается несоответствие фактического наличия материальных средств данным аттестата, должностное лицо направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа. Руководитель таможенного органа назначает административное расследование. Оформляется запрос по старому месту службы. По окончании административного расследования, но не позднее одного месяца, руководителем таможенного органа должно быть принято решение.
127. В бухгалтерии таможенного органа на основании аттестата на должностное лицо составляется карточка учета имущества личного пользования.
128. При перемещении по службе из одного таможенного органа в другой должностные лица должны сдать на склад инвентарное имущество по старому месту службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.