Письмо Московского таможенного управления от 28 мая 1998 г. N 02-22/5456
"О направлении методического пособия"
Приказом Центрального таможенного управления от 9 июня 2003 г. N 315 настоящее письмо признано недействующим
Направляю Вам для возможного использования в работе "Методическое пособие по организации таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ грузовым и железнодорожным транспортом", разработанную отделом организации таможенного оформления и таможенного контроля Управления. При наличии собственных наработок по методике досмотра прошу направить их в ООТО И ТК Управления для распространения положительного опыта на другие таможни Московского региона.
Приложение: на 9 листах.
Первый заместитель |
В.Б.Корнилов |
Методическое пособие
по организации таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации:
I. Грузовым автотранспортом
1. Общие положения
Настоящее методическое пособие (далее - Пособие) разработано на основе ТК РФ, нормативных актов ГТК РФ и обобщенной практики проведения таможенного досмотра товаров, перевозимых грузовым автотранспортом, в таможенных органах. Пособие предназначено оказать помощь сотрудникам ОТО и ТК и Т/П в правильной организации таможенного досмотра (в том числе и идентификационного таможенного досмотра).
2. Виды досмотров
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как отдельный этап совокупности процедур осуществления основного таможенного оформления проводится выборочно, за исключением досмотра товаров:
- подпадающих под меры нетарифного регулирования;
- подпадающих под "двойное" применение по коду ТН ВЭД;
- подлежащих безусловному досмотру согласно отдельным нормативным актам ГТК РФ и Управления;
- подлежащих досмотру в связи с имеющейся оперативной информацией.
Разновидности таможенного досмотра:
- идентификационный - досмотр, проводимый в упрощенном порядке с целью установления фактического соответствия товаров их описанию и количеству, заявленному декларантом в ГТД, определения страны происхождения;
- досмотр с пересчетом количества грузовых мест без их вскрытия (с выборочным вскрытием) либо со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества предметов в грузовых местах;
- досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов на экспертизу либо со взятием;
- направленный досмотр (по выявлению тайников, сокрытий, контрабанды) при наличии объективных причин для его проведения.
3. Цель таможенного досмотра
Таможенный досмотр как форма таможенного контроля проводится (должностными лицами таможенных органов наряду с другими формами таможенного контроля, осуществляемыми сотрудниками таможенных органов, такими как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, учет товаров и транспортных средств, устный опрос физических и должностных лиц и др.) с целью определения законности ввоза и вывоза товаров и транспортных средств:
- выявления товаров и транспортных средств, ввоз и вывоз которых запрещен, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты прав собственности в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации;
- проверки сведений о товаре, содержащихся в ГТД и товаросопроводительных документах с фактическим наличием, то есть определение номенклатурного наименования по ТН ВЭД СНГ, его количества, а в надлежащих случаях и качества, влияющих на правильность начисления таможенных платежей, взимание которых возложена на таможенные органы;
- выявления товаров и транспортных средств, на ввоз и вывоз которых могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка, то есть требующих соответствующих лицензий и разрешений иных государственных контролирующих органов.
4. Подготовка к таможенному досмотру
Проведению таможенного досмотра должно предшествовать ознакомление с документами на автотранспортное средство, а так же с товаросопроводительными и таможенными документами, имеющимися у водителя (перевозчика) для вручения в таможню назначения (место доставки товара).
Для правильной организации работы по досмотру автотранспортного средства и перевозимых на нем товаров следует сличать данные в товаротранспортной накладной с документом контроля доставки (внутренний транзитный документ, карнет тир) и определить относятся ли данные документы к проверяемому транспортному средству. Затем следует проверить в справочных материалах таможни сведения об утраченных карнетах тир, недействительных печатях, пломбираторах и другую оперативную информацию, как например не являлась ли организация, чей товар предъявлен к таможенному досмотру, нарушителем таможенных правил ранее, нарушал ли ранее перевозчик таможенные правила, если да, то в чем суть таможенного правонарушения. Исходя из анализа и практики досмотра и выявленных правонарушений с учетом страны вывоза товара, популярности на внутреннем рынке, каналов перемещения других товаров, в том числе запрещенных к ввозу, а так же с большим уровнем налогообложения выбирается последовательность (составляется схема) досмотра товаров и транспортного средства.
При получении задания на досмотр или присутствии при разгрузке товаров на склад временного хранения помимо полученных документов необходимо подготовить и проверить работоспособность необходимых для этих целей технических средств, в том числе и технические средства таможенного контроля:
1. Пломбиратор, пломбы, проволоку, вкладной метр или мерная рейка;
2. Фонарь, набор зеркал, щуп;
3. Простейший набор инструментов (отвертки, гаечные ключи и т.п.);
4. Радиостанция.
Исходя из специфики товара:
- детектор на металл;
- эндоскоп;
и другие средства контроля, приведенные в приложении 2 к приказу Управления от 10.07.96 N 171, которые могут потребоваться при проведении досмотра.
5. Осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства следует начать с проверки соответствия номера транспортного средства с номером в товаротранспортной накладной и ВТД (карнет тир). Далее следует проверить целостность таможенного обеспечения, сверить номер оттиска с номером в ВТД (карнете тир). Затем, нужно со всех сторон осмотреть транспортное средство на предмет (в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства) целостности троса и стяжных ремней, целостности тента, надежности крепления запорного устройства на дверях прицепов или полуприцепов, надежности фиксации бортов. Для определения направления досмотра транспортного средства после выгрузки товара следует осмотреть наружную часть полуприцепа для проверки наличия дополнительных емкостей, пустотелых балок, доступ к которым может быть осуществлен после разгрузки товара, произвести проверку конструкции седельно-поворотного устройства и других конструктивных особенностей транспортного средства.
6. Опрос водителя
Для организации досмотра при частичной выгрузке товаров из автотранспортного средства опрос водителя имеет важное значение.
Следует выяснить:
- сколько было мест загрузки товаров;
- в какой последовательности загружались товары, с боку, с задней двери, не поднимался ли тент;
- кто присутствовал при загрузке товаров с иностранной стороны, были ли представители российской стороны;
- в течении какого времени велась загрузка;
- какими механизмами;
- какой период времени водитель присутствовал при загрузке;
- вел ли водитель подсчет транспортных мест, загружаемых в автомобиль.
7. Разгрузка товара на склад (без досмотра)
Прежде чем дать разрешение на снятие пломбы, до начала разгрузки товара, следует убедиться в наличие механизмов и рабочих, которые будут производить разгрузку данного транспортного средства. После проверки и снятия пломбы следует отойти от дверей прицепа на расстояние не менее трех метров. Исходя из конструкции склада, подъездных путей, наличия эстакады, а так же учитывая цели разгрузки автомобиля следует правильно выбрать свое местонахождение. Надо выбрать такое место, с которого можно видеть процесс разгрузки товаров с транспортного средства и место на складе, куда будут помещаться товары на хранение, что бы быть уверенным, что все товары помещены на СВХ (ТС) и ни одно транспортное место не вышло из под таможенного контроля. Особенно следует быть внимательным при разгрузке небольших картонных коробок. Желательно при их снятии с транспортного средства списывать маркировку (если она есть), либо пересчитывать количество коробок снятых с автомобиля. Если есть спецификации, то отмечать по номерам места выгружаемого товара. В случае одновременного снятия с транспортного средства товаров из разных партий или с разной маркировкой, следует потребовать от кладовщика на складе распределение товаров как по маркировке, так и по партиям. (Например, при одновременной разгрузке вина и водки не следует допускать их смешивания, даже при условии, что в товаротранспортной накладной указано их общее количество мест.) Если с вышеуказанными операциями один досмотровый инспектор не имеет возможности справиться, то следует запросить у старшего группы досмотра в помощь второго инспектора. Отступление от этого правила можно сделать при разгрузке деревянных ящиков с маркировкой, если инспектор успевает проследить их помещение на СВХ (ТС).
При определении места стоянки транспортного средства при его разгрузке необходимо учитывать наличие, разгружаемых рядом других транспортных средств, во избежании смешения транспортных мест. При необходимости следует применять оградительные турникеты или другие приспособления, которые должны быть в наличии у владельца склада для обеспечения принципа непрерывности таможенного контроля и исключения доступа посторонних лиц к разгружаемым товарам. По завершению разгрузки сверяется количество товара с данными кладовщика, при наличии расхождения производится повторный пересчет мест, если расхождения остаются, то владельцем СВХ (ТС) составляется акт о недостаче либо избытке товаров в 2-х экземплярах, который подписывает сам и перевозчик.
8. Разгрузка для досмотра
Разгрузка транспортного средства может производиться как для целей самого таможенного досмотра (для проведения идентификационного досмотра), так и для целей досмотра транспортного средства.
В любом случае необходимо определить место, куда будут временно разгружены товары, и где будет проходить их досмотр, при этом необходимо требовать с владельца склада устанавливать заграждения для исключения доступа посторонних лиц.
Следует помнить, что досмотр товаров необходимо проводить в присутствии владельца товаров либо уполномоченного им лица.
При обнаружении в процессе разгрузки нарушений целостности упаковки, подмоченных и поврежденных транспортных мест следует определить место, куда такие упаковки должны складываться рабочими таким образом, чтобы эти упаковки постоянно находились в зоне видимости инспектора. При наличии товаров с разной маркировкой и различной по виду упаковки (тары) следует требовать от владельца склада распределять товар по партиям для удобства и быстроты досмотра.
После выгрузки всех товаров на склад производится сверка количества мест, указанных в накладной с их наличием на складе.
При наличии товаров с нарушенной упаковкой производится их вскрытие с составлением коммерческого акта. Вскрытые транспортные места упаковываются таким образом, чтобы был исключен доступ к их содержимому, на упаковке кладовщиком проставляется номер акта таможенного досмотра.
9. Осмотр выгруженных товаров
В случае проведения обычного досмотра (не идентификационного) следует предварительно внимательно ознакомиться с товаросопроводительными документами, а также дополнительной оперативной информацией и с решением инспекторов на каждом этапе контроля ГТД о необходимости досмотра (информация должна быть указана в задании на досмотр).
Досмотр должен проводиться направленно, с четко соблюдающейся последовательностью, исходя из поставленных задач. Которые могут быть следующими: определение количества; обнаружение незадекларированных товаров; определение страны происхождения; точное тарифное наименование; поиск предметов контрабанды.
Досмотр небольших картонных упаковок необходимо производить с учетом наименования товара в ГТД, ТТН и спецификациях. Если одинаковый товар упакован в разные емкости, а в документах это не отражено, то следует произвести их сортировку в процессе досмотра, так легче выявить возможные нарушения по количеству. Досмотренные транспортные места следует держать в поле зрения, так как товар еще не выпущен и находится под таможенным контролем.
При досмотре больших транспортных мест (деревянных ящиков) досмотр следует производить по мере извлечения каждой упаковки с товаром. После досмотра всех упаковок с товаром следует осмотреть сам ящик на предмет наличия "второго дна", используя складной метр или мерную рейку.
II. Железнодорожным транспортом
1. Инспектор таможенного органа, проводящий досмотр товаров, находящихся на железнодорожной станции обязан знать правила техники безопасности при работе на железнодорожных путях, а именно:
- запрещается пролезать под вагонами, цистернами, платформами;
- переходить железнодорожные пути разрешается только в специально отведенных для этого местах (деревянный настил, мостики), а в случае их отсутствия переходить железнодорожные пути на расстоянии не ближе 5 м. от стоящего транспорта;
- запрещается стоять в створе открываемой двери и в той стороне, в которую она открывается;
- запрещается залезать на крыши вагонов, контейнеров, цистерн, если они не оборудованы специальными лестницами;
- запрещается лично производить открытие транспортных средств, а так же погрузочно-разгрузочные действия с товарами и др..
С более детальными правилами техники безопасности на конкретной станции необходимо ознакомиться в товарной конторе станции.
2. Досмотр товаров, перевозимых железной дорогой, производится с учетом конструктивных особенностей транспортных средств: вагонов, контейнеров, полувагонов, цистерн, платформ, рефрижераторных вагонов, зерновозов, спец вагонов и др.
3. Досмотр товаров непосредственно на путях станции производится в исключительных случаях, т.к. несет угрозу жизни и здоровью человека и является малоэффективным для обнаружения сокрытий и вложений.
4. Досмотр вагонов (цистерн, контейнеров и др.) в зоне таможенного контроля на железнодорожных путях станций производится в присутствии представителя станции.
5. Досмотр вагонов (цистерн, контейнеров и др.) на подъездных путях предприятий производится в присутствии представителя станции в случае нарушения целостности пломб, недостачи груза, повреждения (порчи) груза, обнаружении груза без сопроводительных документов. В данных случаях работники станции составляют коммерческий акт.
6. При осмотре вагонов следует обращать внимание на целостность пломб на всех дверях (с двух сторон). Обычно дверь вагона пломбируется вверху и внизу.
7. При осмотре порожних вагонов, контейнеров обращать внимание на возможности наличия двойных стен, потолков, пола, а также люков и скрытых полостей.
8. При осмотре цистерн обращать внимание на возможность наличия скрытых кранов и сливов.
9. При осмотре транспортного средства (вагона, платформы, цистерны и др.) необходимо обращать внимание на проседание рессор и сопоставлять с весом груза, отмеченному в железнодорожной транспортной накладной и максимальной грузоподъемностью транспортного средства, указанной на нем.
10. Досмотр товаров, находящихся в рефрижераторных вагонах, производится с указанием температуры хранения (показания снимаются с градусников).
11. В случае сопровождения товара необходимо обращать внимание на возможности наличия товаров, запрещенных к ввозу-вывозу или незадекларированных при пересечении границы РФ, в вагонах или отсеках сопровождающих лиц.
12. При опломбировании железнодорожного транспортного средства необходимо делать небольшой допуск кольца проволоки для того, чтобы не произошел ее обрыв в пути следования.
13. Для сохранности товара в пути следования необходимо требовать от грузоотправителей обеспечения железнодорожного транспортного средства запорными устройствами (замки, закупорки и др.).
Начальник ООТОиТК Управления |
Н.Ф.Куделин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)
Письмо Московского таможенного управления от 28 мая 1998 г. N 02-22/5456 "О направлении методического пособия"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом Центрального таможенного управления от 9 июня 2003 г. N 315 настоящее письмо признано недействующим